Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее! ( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)
статья на тему
Мы много говорим о патриотическом воспитании подростающего поколения, говорим на педсоветах, педчтениях, на разного рода конференциях, но зачастую в наших учебных заведениях нет системы такого воспитания. Я предлагаю Вашему вниманию свою систему патриотического воспитания, которая ведётся на протяжении многих лет через чтение книг, через внеклассные мероприятия, через уроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)
В прошлом осталось время, когда о патриотическом воспитании подрастающего поколения практически не говорили, когда страна решала другие проблемы. За это время выросло поколение, не читавшее книг по истории, не знающее героического прошлого своей страны, да и понятие патриотизма для них стало чем – то абстрактным. Конечно, и в то время образовательные учреждения старались, в рамках своих воспитательных планов, проводить мероприятии по патриотическому воспитанию, но все они имели бессистемный характер и вряд ли приносили какие – то значимые плоды. Но пришло время и стало очевидным, что без людей со сформированной гражданской позицией, с высоким духовно – нравственным потенциалом невозможно решать проблемы современной России.
Проблема патриотического и гражданского воспитания стала решаться на государственном уровне: за пятнадцать последних лет были реализованы три государственные программы. На основе проведённой работы, накопленного опыта принята к исполнению государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», которая направлена на все социальные слои общества, но приоритет воспитания подрастающего поколения сохранился. Это и не удивительно, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
На протяжении всей своей многолетней работы я пытаюсь формировать у своих учеников патриотическое мировоззрение путём активизации интереса к героическому прошлому нашей страны, воспитания уважительного отношения к защитникам Отечества, в основном на примерах истории Великой Отечественной Войны.
Являясь преподавателем русского языка и литературы, среди многообразия форм и методов работы по патриотическому воспитанию я выбрала чтение и анализ книг о ВОВ на уроках внеклассного чтения, внеклассные мероприятия и работу с семьями моих учеников. Конечно, все это неразрывно связано с непосредственными уроками по предмету, так как преподавание русского языка и литературы в своей основе предполагает и знание истории и языка родной земли, и духовно – нравственное обогащение личности.
Вопросы патриотического воспитания уходят корнями в далёкое прошлое, подтверждение тому мы находим в народном фольклоре. Былины и сказания о богатырях, отважно защищавших рубежи своей страны, рассказывались и пелись молодым людям, дабы пробудить в них чувства беззаветной любви к Родине и готовности защищать её. В древних летописях не мало документов, оставленных русскими князьями как поучения своим сыновьям. Более поздняя литература, начиная от «Слова о полку Игореве..» воспитывала и учила. Пушкин, Лермонтов, Толстой…. эти произведения входят в программы и так или иначе изучаются в школе. Богатейшая советская литература о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне представлена в современных программах 2-3 произведениями. Зачастую сегодняшние школьники ничего не слышали о «Молодой гвардии» А.Фадеева, «В списках не значился» Б.Васильева, «Дожить до рассвета» В.Быкова, книгах, на которых выросло ни одно поколение людей. Ведь именно через книги мы узнавали о Зое Космодемьянской, героях – пионерах, о партизанском движении, о комсомольцах, которые по зову сердца, рискуя жизнью, вели борьбу с фашистскими захватчиками.
«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство» - слова Д. Лихачёва стали и девизом, и названием направления работы с учащимися. Хранить память страны, своей малой Родины и своей семьи – вот из чего складывается, на мой взгляд, система патриотического воспитания.
В зависимости от конкретных целей и содержания материала использую и индивидуальные, и групповые, и массовые формы воспитательной работы. Так в работе с художественной литературой о войне применяется индивидуальная форма, через личную беседу с учеником идёт разъяснение идейного содержания книги, нравственных проблем, поднятых автором. Конечно этот процесс занимает огромное количество времени, при условии охвата материала 10-11 класса за первый курс обучения, но это того стоит.
Некоторые произведения выносятся на обсуждение всей группы. В патриотическом воспитании эмоциональный настрой учащихся занимает не последнее место, поэтому приоритетными становятся словесные методы, имеющие воспитательное содержание и значение. В приложении приводится список произведений для индивидуального прочтения.
Одной из форм патриотического воспитания подростков выступает литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя. Литературно – музыкальные представления н 9 мая, поставленные силами учащихся первых курсов, стали доброй традицией в колледже. Создание сценариев – процесс самостоятельный и творческий, тем не менее, обусловлено уже созданной литературой и поэтому является результатом большой работы по изучению произведений искусства, исторического материала и всего того, что так или иначе связано с этим. В зависимости от целей, преследуемых конкретно в этот год, выбирается и тематическое направление : книги о войне «По рассказам и книжкам мы знаем войну…», песни военных лет «Песня тоже воевала..», Великая Отечественная война глазами современника «Чтобы помнили…» - но все композиции подчинены главной и неизменной теме памяти о защитниках Отечества. Помимо основных воспитательных задач, озвученных ранее, проведение подобных мероприятий помогает воспитывать в учащихся чувство коллективизма, общественную активность, развивает творческие способности и технические навыки, так как действие обязательно сопровождается видеорядом и музыкальным фоном.
В год 70 – летия Великой Победы был проведён целый цикл тематических вечеров «Дорогами Победы»:
1. «Умрём, но не сдадимся!» ( о защитниках Брестской крепости);
2. «Ребята, не Москва ль за нами!» ( о битве за Москву)
3. «Я говорю с тобой из Ленинграда…» ( о блокаде Ленинграда)
4. «Поле доблести и славы!» ( о Курской дуге)
5. «Всё смешалось у стен Сталинграда» (о Сталинградской битве)
Все вечера строились по одной схеме: вступительное слово преподавателя, просмотр документального фильма, представление художественных произведений, написанных в память об обозначенных событиях, чтение стихов и обязательно в конце каждого вечера – минута молчания, зажжения поминальных свечей и импровизированное возложение цветов.
Особое место в системе патриотического воспитания студентов колледжа занимает работа по сбору информации о членах их семей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны или работавших в тылу. Когда первый раз дала такое задание своим ученикам, выяснилось, что во многих семьях не сохранились такие сведения и родственники делали запросы в другие регионы страны, чтобы что-то узнать. Приятно отметить, что были и те, кто свято хранит память о своем предке, с честью отстоявшим нашу жизнь. Ребята написали небольшие сочинения о своих родственниках, вот выдержки из них:
«Про войну я смотрел кино и читал в книгах. Но самыми яркими и правдивыми стали рассказы о войне моей бабушки. Ведь Великая Отечественная война коснулась и моей семьи.
Мой дедушка, Воронцов Анатолий Иванович, по маминой линии, был призван в армию в феврале 1942 года совсем молодым человеком.»
Константинов Михаил
«Когда началась война, моей бабушке, Степановой Елене Семеновне, было всего 10 лет и она, конечно, не воевала, но со слезами на глазах вспоминает военное время. Они тогда жили в посёлке Чокурдах Аллайховского улуса. Её жизнь и труд во время войны – это тоже вклад в нашу победу. Я горжусь своей бабушкой! Спасибо ей!»
Принада Аркадий
«Колосов Алексей Николаевич – это мой прадед по маминой линии. Я его не знал, конечно, но память о нём в нашей семье живет и поныне. Всё, что я о нём знаю, знаю со слов мамы.
Для меня большая честь быть правнуком достойного человека, моего прадедушки Колосова Алексея Николаевича. Спасибо ему!»
Егоров Николай
К этому процессу подключились и преподаватели колледжа. Студенты старших курсов отсняли материал и смонтировали фильм, где ученики и их учителя рассказывали о своих семейных героях, такой своеобразный «Бессмертный полк» колледжа.
Сильное впечатление на моих учеников произвела встреча с семьёй Бочкарёвых из Якутска Это мероприятие мы проводили совместно с Якутским государственным объединенным музеем истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. В этой семье бережно хранят всё, что связано с именем их отца, деда, прадеда - это стало семейным делом, которое объединяет все поколения этой семьи. Рассказ о своём прадеде вели самые младшие. Ребята с трепетом держали в руках пожелтевшие от времени боевые документы героя, с интересом разглядывали ордена и медали. Цель была достигнута – показать на примере одной семьи, как прошлое определяет настоящее и воспитывает будущее.
Каждый год в колледж приходят новые ученики, каждый год снова и снова я прохожу с ними дорогами памяти, учу уважать своё прошлое и прошлое их семей. Каждое 9 мая старшекурсники приходят посмотреть на выступления младших товарищей. И мне кажется, я очень надеюсь, что мои студенты будут чтить прошлое, творить настоящее и верить в будущее!
Список художественных произведений для индивидуального внеклассного чтения:
В.Быков «Пойти и не вернуться»
«Дожить до рассвета»
«Обелиск»
«Сотников»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
«В списках не значился»
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
«Глубокий тыл»
«Вера»
Ю.Бондарев «Батальоны просят огня»
«Горячий снег»
К.Воробьёв «Убиты под Москвой»
Д.Гранин «Блокадная книга»
Г.Свиридов «Ринг за колючей проволокой»
А.Кузнецов «Бабий яр»
Л.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»
Людо ван Экхаут «Это было в Дахау»
Э.Володарский «Штрафбат»
М.Девятаев « Побег из ада»
А.Фадеев «Молодая гвардия»
А.Воробьев «Это мы, господи!»
В.Кожевников «Щит и меч»
Э.Казакевич «Звезда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Обобщение опыта работы"
Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...
Обобщение опыта работы
Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.
Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Из опыта работы. Гражданско-патриотическое воспитание в детском доме
О создании в КГКУ «Емельяновский детский дом» единого воспитательного пространства, которое способствует активному приобщению воспитанников, к национальным обычаям и традициям, национально...