МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЁБЕ
статья по теме
Эффективность учебы студента во многом зависит от того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, несомненно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЁБЕ | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЁБЕ
Голубева Н.Г., преподаватель.
Амурский педагогический колледж,
выступление на педагогическом совете ГОАУ СПО АПК
28 февраля 2013г
Эффективность учебы студента во многом зависит от того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, несомненно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей. Нам нередко приходится сталкиваться с проблемой непонимания студентами необходимости изучения тех или иных дисциплин. У студентов - часто возникает вопрос: «Зачем нам изучать тот или иной предмет?».
Преподаватели часто задают вопрос: «Как заставить студентов учиться?»
По мнению некоторых преподавателей, учебная мотивация студентов зависит исключительно от их собственных волевых качеств и стремления к получению знаний.
По моему мнению, это не совсем верно.
Причины отсутствия у студентов интереса к занятиям различны.
Способ выбора абитуриентом специальности значительно сказывается на мотивации обучения студента: если будущая профессия выбрана неосознанно, случайно, то у студента, как правило, слабая мотивация к обучению.
Кроме того, студенты-первокурсники имеют различную базовую подготовку. Это приводит к потере интереса к обучению, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении некоторых дисциплин.
Немаловажным также является отсутствие или недостаточность у студентов навыков самостоятельной работы и т.п.
Студенты с высоким уровнем профессиональной мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание.
Студенты с низким уровнем мотивации учения относятся индифферентно к процессу обучения. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя. В худшем – занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.
Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.
Но в природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями является деятельностью с большим мотивационным потенциалом.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Чему учим мы студентов в колледже? Как мы это сегодня делам?
Для того чтобы процесс обучения был более эффективным, предлагаю вам ответить на вопросы: и вместе попытаться найти решение.
Что ждем мы от студентов? | Что можно сделать? | |
Свободного общения Высокий уровень эрудиции и культуры, профессиональной морали Новизны в процессе обучения Понимания Профессиональных знаний (не изложение «голых» знаний) Профессиональной грамотности, компетентности | Хороших знаний Активности Заинтересованности | Научиться взаимопониманию Стараться договориться Лучше знать студентов |
Итак, подведем итоги | ||
Быть понятным | Сотрудничества | Совершенствоваться |
Творчество каждый день | Изучать, исследовать себя!Важно понять, на каком ты этапе? Над чем работать? |
Наиболее существенным недостатком педагогов является преподавание «голых знаний». То есть мы стараемся дать максимально возможное количество «голых» знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без обоснования их нужности. Но студент – это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо также объяснить каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если мы отвечаем в духе «в жизни все может быть полезным», обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Поэтому стараюсь строго отбирать материал для лекции и не перегружать ее второстепенными сведениями.
Студент приходит к нам за профессией, чтобы стать хорошим работником. Поэтому стараюсь доказать студентам, что мой предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.
На первых уроках студентов ввожу в предмет, стараюсь заинтересовать, включаю интригу. Обстоятельно знакомлю студентов с учебными программами, этапами и тематикой обучения. Для того чтобы с первого занятия они видели перспективу их обучения и осознали требования к итоговому контролю знаний, умений и навыков, расписываю конкретные и широкие возможности перед обучаемыми, что за успехи в учебе студенты поощряются «автоматом», а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене.
Далее, в процессе изложения каждой темы не только поддерживаю познавательный интерес студентов к предмету, но и открываю для них возможности практического использования знаний.
Возможности формирования у студентов познавательной мотивации создаются при использовании различных форм, методов и средств как традиционного, так и активного обучения, в котором реализован принцип проблемности. Использую структурно-логические схемы, укрупнённые алгоритмы, которые наглядно демонстрируют студентам внутрипредметные связи, развивают системный диалектический стиль мышления, т.е. способность охватывать все темы в целом и одновременно выделять элементы связи между ними.
Не менее важным является и отсутствие связки студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью пусть даже по самому глупому вопросу. Высокий уровень культуры, эрудиции и профессиональной морали (Ты-учитель - достойный пример).
Не самое последнее место в этом списке занимает отсутствие уважения к студентам. Этим особенно отличаются преподаватели, которые считают своих студентов недобросовестными к учебе, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И вот когда он подходит со своим вопросом к педагогу и слышит что-то вроде: «Лучше нужно было слушать, я все давала на занятиях, идите, учите», – то мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.
На основе выше сказанного можно ответить на вопрос: как стимулировать и мотивировать учащихся?
Заинтересовать студента – один из главных побудителей мотивации.
Использование метода кнута и пряника, т.е. за успехи в учебе поощряют «автоматом», а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене.
Стимулирование не на оценку, а на результат.
В заключении хотелось бы сказать, что к процессу мотивирования необходимо подходить с разных сторон исходя из того, что каждый человек имеет свои приоритеты.
ВЫВОДЫ. Итак, профессионально работающий преподаватель должен сделать свой предмет интересным, а приемы развития общей активности, мотивации у студентов как системы побудителей к разным видам их деятельности, необходимо ориентировать на основные цели обучения в системе современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения
Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения...
Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения ими профессиональными навыками
Мотивация обучающихся в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ - это есть внутреннее "проблемное поле", которое генерирует активность личности, актуализирует действия, направленные на и...
Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа
Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Цель математического образования в колледже не только приобретение выпускниками знаний, умений и навыков, но и формирование умений использовать математические аппарат в будущей профе...
Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей
Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В процессе преподавания математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии. Пов...