МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЁБЕ
статья по теме
Эффективность учебы студента во многом зависит от того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, несомненно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЁБЕ
Голубева Н.Г., преподаватель.
Амурский педагогический колледж,
выступление на педагогическом совете ГОАУ СПО АПК
28 февраля 2013г
Эффективность учебы студента во многом зависит от того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, несомненно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей. Нам нередко приходится сталкиваться с проблемой непонимания студентами необходимости изучения тех или иных дисциплин. У студентов - часто возникает вопрос: «Зачем нам изучать тот или иной предмет?».
Преподаватели часто задают вопрос: «Как заставить студентов учиться?»
По мнению некоторых преподавателей, учебная мотивация студентов зависит исключительно от их собственных волевых качеств и стремления к получению знаний.
По моему мнению, это не совсем верно.
Причины отсутствия у студентов интереса к занятиям различны.
Способ выбора абитуриентом специальности значительно сказывается на мотивации обучения студента: если будущая профессия выбрана неосознанно, случайно, то у студента, как правило, слабая мотивация к обучению.
Кроме того, студенты-первокурсники имеют различную базовую подготовку. Это приводит к потере интереса к обучению, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении некоторых дисциплин.
Немаловажным также является отсутствие или недостаточность у студентов навыков самостоятельной работы и т.п.
Студенты с высоким уровнем профессиональной мотивации направлены на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание.
Студенты с низким уровнем мотивации учения относятся индифферентно к процессу обучения. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны преподавателя. В худшем – занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.
Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.
Но в природе человека заложено стремление учиться. Учение, овладение новыми навыками, знаниями является деятельностью с большим мотивационным потенциалом.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Чему учим мы студентов в колледже? Как мы это сегодня делам?
Для того чтобы процесс обучения был более эффективным, предлагаю вам ответить на вопросы: и вместе попытаться найти решение.
Что ждем мы от студентов? | Что можно сделать? | |
Свободного общения Высокий уровень эрудиции и культуры, профессиональной морали Новизны в процессе обучения Понимания Профессиональных знаний (не изложение «голых» знаний) Профессиональной грамотности, компетентности | Хороших знаний Активности Заинтересованности | Научиться взаимопониманию Стараться договориться Лучше знать студентов |
Итак, подведем итоги | ||
Быть понятным | Сотрудничества | Совершенствоваться |
Творчество каждый день | Изучать, исследовать себя!Важно понять, на каком ты этапе? Над чем работать? |
Наиболее существенным недостатком педагогов является преподавание «голых знаний». То есть мы стараемся дать максимально возможное количество «голых» знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без обоснования их нужности. Но студент – это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо также объяснить каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если мы отвечаем в духе «в жизни все может быть полезным», обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Поэтому стараюсь строго отбирать материал для лекции и не перегружать ее второстепенными сведениями.
Студент приходит к нам за профессией, чтобы стать хорошим работником. Поэтому стараюсь доказать студентам, что мой предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.
На первых уроках студентов ввожу в предмет, стараюсь заинтересовать, включаю интригу. Обстоятельно знакомлю студентов с учебными программами, этапами и тематикой обучения. Для того чтобы с первого занятия они видели перспективу их обучения и осознали требования к итоговому контролю знаний, умений и навыков, расписываю конкретные и широкие возможности перед обучаемыми, что за успехи в учебе студенты поощряются «автоматом», а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене.
Далее, в процессе изложения каждой темы не только поддерживаю познавательный интерес студентов к предмету, но и открываю для них возможности практического использования знаний.
Возможности формирования у студентов познавательной мотивации создаются при использовании различных форм, методов и средств как традиционного, так и активного обучения, в котором реализован принцип проблемности. Использую структурно-логические схемы, укрупнённые алгоритмы, которые наглядно демонстрируют студентам внутрипредметные связи, развивают системный диалектический стиль мышления, т.е. способность охватывать все темы в целом и одновременно выделять элементы связи между ними.
Не менее важным является и отсутствие связки студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью пусть даже по самому глупому вопросу. Высокий уровень культуры, эрудиции и профессиональной морали (Ты-учитель - достойный пример).
Не самое последнее место в этом списке занимает отсутствие уважения к студентам. Этим особенно отличаются преподаватели, которые считают своих студентов недобросовестными к учебе, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И вот когда он подходит со своим вопросом к педагогу и слышит что-то вроде: «Лучше нужно было слушать, я все давала на занятиях, идите, учите», – то мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.
На основе выше сказанного можно ответить на вопрос: как стимулировать и мотивировать учащихся?
Заинтересовать студента – один из главных побудителей мотивации.
Использование метода кнута и пряника, т.е. за успехи в учебе поощряют «автоматом», а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене.
Стимулирование не на оценку, а на результат.
В заключении хотелось бы сказать, что к процессу мотивирования необходимо подходить с разных сторон исходя из того, что каждый человек имеет свои приоритеты.
ВЫВОДЫ. Итак, профессионально работающий преподаватель должен сделать свой предмет интересным, а приемы развития общей активности, мотивации у студентов как системы побудителей к разным видам их деятельности, необходимо ориентировать на основные цели обучения в системе современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-594705-1424092060.jpg)
Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения
Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения ими профессиональными навыками
Мотивация обучающихся в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ - это есть внутреннее "проблемное поле", которое генерирует активность личности, актуализирует действия, направленные на и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-818351-1474725447.jpg)
Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа
Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-417975-1394863502.jpg)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Цель математического образования в колледже не только приобретение выпускниками знаний, умений и навыков, но и формирование умений использовать математические аппарат в будущей профе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/28/picture-1374792-1640701069.png)
Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей
Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-417975-1394863502.jpg)
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В процессе преподавания математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии. Пов...