Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа
проект на тему

Уласик Марина Геннадьевна

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)» и 43.02.06. «Сервис на транспорте (автомобильный транспорт)».

Выборку исследования составили семьдесят студентов 2,3 и 4 курсов ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».

Исследования проводились с помощью следующих методик:

-                         «Диагностика мотивов учебной деятельности студентов» -  А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой;

-                         «Изучение мотивации обучения студентов» - Т.И. Ильина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Формирование высокомотивированной личности студента – одна из основных проблем современного среднего профессионального образования. Только такой студент будет пользоваться спросом на современном рынке труда, только он сможет жить и работать в постоянно изменяющихся экономических условиях.

"Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", - сказал президент В.В. Путин на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего" в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В.В. Путин добавил, что абсолютные конкурентные преимущества получат и те, кто могут не только думать по-современному, но и накапливают знания из разных областей. Такие люди могут комбинировать эти знания и эффективно их применяют для решения различных задач, сказал он.

Мотивация учебной деятельности студентов является существенно необходимым условием для эффективного осуществления учебного процесса, так как именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента.

Именно поэтому изучение мотивов учебной деятельности студентов является очень важным элементом деятельности педагога. От мотивов зависит  отношение  студента  к  учебе,  его  успеваемость,  его  заинтересованность в результате,  а  в  дальнейшем  и  его  профессионализм. Как  утверждает заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук Е. П. Ильин  «высокая  позитивная  мотивация  может  играть  роль  компенсирующего  фактора  в  случае  недостаточно  высоких  способностей;  однако  в  обратном  случае  этот  фактор  не  срабатывает  –  никакой  высокий  уровень  способностей  не  может  компенсировать  отсутствие  учебного  мотива  или  низкую  его  выраженность,  не  может  привести  к  значительным  успехам  в  учебе».[1] 

Учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Деятельность студентов в техникуме с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной. А значит, профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию. Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы Делеу М.В., Ительсон Л.Б., Савонько Е.И., Урванцев Л.П., Дьяченко М.И., Арестова О.Н., Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Реан А.А. и другие психологи.

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)» и 43.02.06. «Сервис на транспорте (автомобильный транспорт)».

Выборку исследования составили семьдесят студентов 2,3 и 4 курсов ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».

Исследования проводились с помощью следующих методик:

  •  «Диагностика мотивов учебной деятельности студентов» -  А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой;
  •  «Изучение мотивации обучения студентов» - Т.И. Ильина.

1. Методика А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой

«Диагностика мотивов учебной деятельности студентов»

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Студентам было предложено рассмотреть тест из 34 вопросов и оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для них.

Далее была выполнена обработка и интерпретация результатов теста. В данной методике имеются 7 шкал оценивания:

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. 
  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. 
  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. 
  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. 
  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28. 
  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. 
  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33. 

По каждой шкале были вычислены средние значения и получены результаты, представленные в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты диагностики мотивов учебной деятельности студентов по методике А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой

Результаты диагностики достаточно наглядно свидетельствуют о преобладании «Профессиональных мотивов», на 2 месте – «Учебно-познавательные мотивы» и «Социальные мотивы». Достаточно близки по значению «Коммуникационные мотивы». Это говорит о том, что основные мотивы обучения у опрошенных  направлены на процесс и результаты образования. Можно сделать вывод, что опрошенные студенты имеют достаточно высокий уровень учебной мотивации.

2. Методика Т.И. Ильиной

«Изучение мотивации обучения студентов»

Студентам предлагается тест, содержащий 50 вопросов, на которые необходимо ответить да «+» или нет «-». В данной методике имеются 3 шкалы оценивания: шкала «Приобретение знаний» - стремление к приобретению знаний, любознательность; шкала «Овладение профессией» - стремление овладеть профессиональными знаниями и навыками; шкала «Получение диплома» - формальный подход к получению знаний, главное – хоть как-то получить диплом.

За ответы на определенные вопросы в каждой из шкал ставится определенное количество баллов и получается результат, который соотносится с максимумом шкалы.

В результате обработки и интерпретации тестирования были получены результаты, представленные в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Результат диагностики мотивации студентов по методике Т.И. Ильиной

Среднее значение по всем шкалам ниже максимума. Самый высокий показатель – по шкале «Овладение профессией», он только немного выше показателя «Приобретение знаний». Достаточно высокий балл – 7,3 по шкале «Получение диплома» дали результаты тестирования выпускных групп по обеим специальностям. Близок конец обучения в колледже  и конечная цель – диплом. По итогам тестирования по данной методике можно сделать вывод о правильном выборе студентами профессии и стремлении приобрести хорошие знания для овладения своей профессией.

Помимо данных исследований, в 2017-2018 учебном году я планирую провести тестирование по методике диагностики направленности мотивации изучения предмета, разработанной доктором психологических наук Т.Д. Дубовицкой, которая может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

  • 0—10 баллон — внешняя мотивация;
  • 11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

  • 0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
  • 6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
  • 15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Предложенная методика может использоваться:

  • для выяснения причин неуспеваемости студентов;
  • для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);
  • для обеспечения психологического сопровождения студентов в процессе обучения;
  • для исследования эффективности преподавания учебной дисциплины и поиска резервов его совершенствования.

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различными. Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения

Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Цель математического образования в колледже  не только  приобретение выпускниками знаний, умений и навыков, но и  формирование умений использовать математические аппарат в будущей профе...

Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.

Аннотация: В статье анализируются  основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формировани...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

В процессе преподавания  математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии.  Пов...