Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения ими профессиональными навыками
материал на тему

Аверина Елена Петровна
Мотивация обучающихся в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ - это есть внутреннее "проблемное поле", которое генерирует активность личности, актуализирует действия, направленные на интеграцию усилий, имеющих полифункциональную природу и обеспечивающих саморазвитие посредством осуществления ряда функций. Во-первых, функция обновления и развития, формирования вероятностных моделей действий по освоению знаний, умений, навыков; во-вторых, разнообразие учебного процесса, его равновесия путем усиления и активизации противоположных импульсов, в-третьих, создание условий, способствующих самоутверждению обучающегося в нашем учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками.

     В самом названии “приёмы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности педагога и обучающихся: стимулов педагога и изменение мотивации обучающихся. В дальнейшем для краткости формулировки будем называть эти методы методами стимулирования, но не следует забывать, что суть этих методов состоит во взаимодействии педагога и учеников, взаимодействии, обеспечивающем необходимую мотивацию учебной деятельности обучаемых.

“Личность – звено  между  мотивацией

                                                                           и  ее  реализацией”                  (З. Фрейд)

     Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.  Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес  стоит в центре этого построения.

      Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. 
     Признавая ведущую роль мотивации в обучении профессиям в комплексе-интернате, всем педагогам  необходимо  представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях нашего учреждения. 

     Мотивация обучающихся в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ  - это есть внутреннее "проблемное поле", которое  генерирует активность личности, актуализирует  действия, направленные на интеграцию усилий, имеющих полифункциональную природу и обеспечивающих саморазвитие посредством осуществления ряда функций. Во-первых, функция обновления и развития, формирования  вероятностных моделей действий по освоению знаний, умений, навыков; во-вторых, разнообразие учебного процесса, его равновесия путем усиления и активизации противоположных импульсов, в-третьих, создание условий, способствующих самоутверждению  обучающегося в нашем учреждении. 

             Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на всей учебной деятельности обучающегося.

СТИМУЛ  -  МОТИВ

 Стимул- это внешнее побуждение человека к активной деятельности.

 Стимулирование- это фактор деятельности педагогов.

     Стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не  только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием личности самого обучающегося, его прежнего опыта, потребностей. 

КАК  СФОРМИРОВАТЬ
ИНТЕРЕС   У   УЧЕНИКА ?

  • Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

     В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.

     МОТИВЫ  УЧЕНИЯ

     Для проблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения и подразделяют мотивы на две большие категории:

  •      в первую из них входят методы формирования познавательных интересов у обучающихся, которые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, именно они удовлетворяют потребность обучающихся в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
  •      во вторую - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении, которые связаны с потребностями обучающегося в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

     Причем мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана - долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, педагогами, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебной группе.    

     Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе.    

     В педагогике и методиках преподавания давно уже сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины “интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.

     Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством мастера, преподавателя.

Методы формирования познавательных интересов у обучающихся

1. метод создания на занятии ситуаций занимательности

2. метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.

3. метод создания ситуации познавательного спора

4. метод активизации учения.

5. метод наглядности

6. проблемно-поисковые методы

7. дедуктивные и индуктивные методы

8. метод включения элементов самостоятельной работы.

     Методы формирования познавательных интересов у обучающихся могут быть самыми разнообразными.  Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса у обучающихся, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительными эмоциями по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны деятельности; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

     Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных моментов.    

     Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.

     В практике работы педагогов комплекса-интерната постоянно  используются на уроках игровые ситуации, с помощью которых изучаются те или иные темы программы. Игра давно уже используется как средство стимулирования интереса к учению.

     К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме урока.

Метод соревнования – Обучающиеся с интересом работают на уроке - соревновании  в командах.

Метод активизации обучения хорошо применим через проведение учебных уроков в различных формах, например, урок-путешествие, урок- конкурс и т.д.

     Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес учащихся к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

     Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей обучающихся, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  

     Неизменно воодушевляет учащихся введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

     Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Однако опыт работы педагогов комплекса-интерната, многолетняя практика обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья показывают, что здесь накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов обучения.

ВЫВОД

  •       Необходимо активно формировать у всех педагогов комплекса - интерната умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации  педагогам:

  •      Тщательно продумывать начало урока (“интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.),

чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала.

  •      Для поддержания интереса обучающихся на протяжении всего времени обучения необходимо придерживаться некоторых

правил по изучению нового материала:

  • Объёмы материала должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, материал должен преподноситься в понятном и доступном виде как для инвалидов, так и для лиц с отклонениями в развитии;
  • Вся новая информация должна иметь очевидную для обучающихся связь с уже изученным и хорошо усвоенным ими материалом прошлых уроков;
  • Новой информации не должно быть слишком мало, речь педагога должна быть грамотной и понятной обучающимся;
  • Желательно наличие практической составляющей как в процессе изучения нового материала, так и при самостоятельной работе обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у обучающихся на уроках английского языка.

      Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфи...

Статья Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».

Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования»....

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.

Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема. Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в ко...

Буклеты на тему: "Профилактика эмоционального выгорания" (рекомендации), "Стимулирование и мотивация кадет в процессе обучения и внеурочной деятельности"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764918","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764930","...

Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей

Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...

Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения »

Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения »Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельнос...

Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения » 2022г.

Методическая разработка на тему:«Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения » 2022г....