Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения ими профессиональными навыками
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приёмы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками.
В самом названии “приёмы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности педагога и обучающихся: стимулов педагога и изменение мотивации обучающихся. В дальнейшем для краткости формулировки будем называть эти методы методами стимулирования, но не следует забывать, что суть этих методов состоит во взаимодействии педагога и учеников, взаимодействии, обеспечивающем необходимую мотивацию учебной деятельности обучаемых.
“Личность – звено между мотивацией
и ее реализацией” (З. Фрейд)
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении профессиям в комплексе-интернате, всем педагогам необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях нашего учреждения.
Мотивация обучающихся в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ - это есть внутреннее "проблемное поле", которое генерирует активность личности, актуализирует действия, направленные на интеграцию усилий, имеющих полифункциональную природу и обеспечивающих саморазвитие посредством осуществления ряда функций. Во-первых, функция обновления и развития, формирования вероятностных моделей действий по освоению знаний, умений, навыков; во-вторых, разнообразие учебного процесса, его равновесия путем усиления и активизации противоположных импульсов, в-третьих, создание условий, способствующих самоутверждению обучающегося в нашем учреждении.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на всей учебной деятельности обучающегося.
СТИМУЛ - МОТИВ
Стимул- это внешнее побуждение человека к активной деятельности.
Стимулирование- это фактор деятельности педагогов.
Стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием личности самого обучающегося, его прежнего опыта, потребностей.
КАК СФОРМИРОВАТЬ
ИНТЕРЕС У УЧЕНИКА ?
- Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.
МОТИВЫ УЧЕНИЯ
Для проблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения и подразделяют мотивы на две большие категории:
- в первую из них входят методы формирования познавательных интересов у обучающихся, которые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, именно они удовлетворяют потребность обучающихся в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
- во вторую - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении, которые связаны с потребностями обучающегося в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Причем мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана - долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, педагогами, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебной группе.
Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе.
В педагогике и методиках преподавания давно уже сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины “интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.
Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством мастера, преподавателя.
Методы формирования познавательных интересов у обучающихся
1. метод создания на занятии ситуаций занимательности
2. метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
3. метод создания ситуации познавательного спора
4. метод активизации учения.
5. метод наглядности
6. проблемно-поисковые методы
7. дедуктивные и индуктивные методы
8. метод включения элементов самостоятельной работы.
Методы формирования познавательных интересов у обучающихся могут быть самыми разнообразными. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса у обучающихся, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительными эмоциями по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны деятельности; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных моментов.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
В практике работы педагогов комплекса-интерната постоянно используются на уроках игровые ситуации, с помощью которых изучаются те или иные темы программы. Игра давно уже используется как средство стимулирования интереса к учению.
К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме урока.
Метод соревнования – Обучающиеся с интересом работают на уроке - соревновании в командах.
Метод активизации обучения хорошо применим через проведение учебных уроков в различных формах, например, урок-путешествие, урок- конкурс и т.д.
Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес учащихся к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей обучающихся, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.
Неизменно воодушевляет учащихся введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Однако опыт работы педагогов комплекса-интерната, многолетняя практика обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья показывают, что здесь накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению учащихся учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов обучения.
ВЫВОД
- Необходимо активно формировать у всех педагогов комплекса - интерната умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации педагогам:
- Тщательно продумывать начало урока (“интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.),
чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала.
- Для поддержания интереса обучающихся на протяжении всего времени обучения необходимо придерживаться некоторых
правил по изучению нового материала:
- Объёмы материала должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, материал должен преподноситься в понятном и доступном виде как для инвалидов, так и для лиц с отклонениями в развитии;
- Вся новая информация должна иметь очевидную для обучающихся связь с уже изученным и хорошо усвоенным ими материалом прошлых уроков;
- Новой информации не должно быть слишком мало, речь педагога должна быть грамотной и понятной обучающимся;
- Желательно наличие практической составляющей как в процессе изучения нового материала, так и при самостоятельной работе обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у обучающихся на уроках английского языка.
Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфи...
Статья Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования».
Приемы стимулирования и мотивации обучения учеников в период овладения профессиональными навыками, в группе «Оператор швейного оборудования»....
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.
Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема. Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в ко...
Буклеты на тему: "Профилактика эмоционального выгорания" (рекомендации), "Стимулирование и мотивация кадет в процессе обучения и внеурочной деятельности"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764918","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764930","...
Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей
Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...
Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения »
Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения »Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельнос...
Методическая разработка на тему: «Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения » 2022г.
Методическая разработка на тему:«Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации обучения » 2022г....