Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
методическая разработка по теме
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежак О.И. преподаватель детская школа искусств
п. Хулимсунт, Берёзовский район ХМАО-ЮГРА, Россия
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К УЧЁБЕ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ – ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать творчески одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа искусств. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Особая роль уделяется педагогу и его внутренней перестройке, связанной, прежде всего, с изменением творческого профессионального мышления в условиях модернизации системы образования, реализации изменений в Законе РФ «Об образовании» в части дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства.
Кто же они - способные, одаренные, талантливые дети?
Для того чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности — одаренность — талант.
I. Способности — «…индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."
Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам.
II. Одаренный ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Категорию детей, которые достигли успехов в каких- либо областях деятельности (одаренные юные музыканты, художники, певцы, математики, спортсмены), называют талантливыми.
III. Талантливый ребенок – Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.
Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится ребёнок. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять. Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?
Доктор психологических наук Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. «Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;
- способность к переживанию в форме музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
- исполнительские навыки – игра на инструменте
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.
С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие дети, чтобы научиться играть на инструменте! В основном, это дети, которые любят петь, а некоторые – подбирать песенки на инструменте. И задача педагога - на основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух, чувство музыкального времени, обучая музыкальной грамоте, умению ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы, способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка. Занятия, которые проводятся в увлекательной форме детского музицирования, вызывают у детей живой эмоциональный отклик.
Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально, заинтересовывая юного музыканта. Проводить так, чтобы ребёнок ждал, считая дни, следующего урока. На этих занятиях нужно проводить параллельно сразу несколько методов работы: и прочтение музыкальных сказок, и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате которого происходит развитие музыкально-образного мышления и интереса ребёнка к музыке.
Одним из прогрессивных методов работы с учащимися является игровой метод. С его помощью можно сделать обучение ещё более увлекательным Игра на уроках музыки в школе — одна из форм творческого самовыражения ребёнка.
Музыкальная игра должна быть представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, игра-упражнение, дидактическая игра. Помимо стихов и рисунков желательно в увлекательной форме знакомить детей с нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью шарад, где нота прячется в слове.
Дети любят музыкальную сказку, в которой 2 мальчика: мажор (весёлый) и минор (грустный) приходят в музыкальный дом (нотный стан), где живут ноты: красного цвета- до, оранжевого - ре, жёлтого - ми. Нота фа - зелёного, соль - голубого, ля - синего, си- фиолетового. Все вместе они отправляются в путешествие, в процессе которого очень легко запоминают знаки альтерации, длительности пауз, фермату и т. д.
Довольно интересно детям отгадывать слова-загадки, используя названия нот.
Прекрасно развивает чувство ритма и внимание решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для развития двигательной активности пальцев - «проговаривание» разными пальчиками различных слов и стихов.
На развитие чувства ритма, внимания и памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов (роза, ромашка, маргаритка и т. д.) Здесь надо обратить внимание на то, что ударные звуки звучат длиннее, гласная в ударном слоге произносится с большей длительностью. При работе с ритмом увлекательная игра получается, применяя ритм-группу и стили синтезатора.
Очень хорошо формирует мышление и слух сопоставление контрастного материала и схожего. Здесь уместно приводить ребёнку примеры из жизни, то, что доступно для его понимания, а затем закреплять на музыкальном материале. Например: Кошка и котята. Что общего, а в чём различие? Общее то, что одни и те же животные, но кошка большая, а котята-маленькие. Когда сравнения со знакомым материалом закончены, их очень легко проводить на музыкальном материале, используя понятия FORTE и PIANO, различные темпы (ALLEGRO и ADAGIO), характеры (GRAVE и LEGGERO), прослушивание и анализ музыкальных произведений. Хочется отметить, чем раньше педагог начинает развивать мышление ребёнка, тем легче в дальнейшем идёт процесс обучения и грамотнее, музыкальнее звучат исполняемые произведения.
Творчески развивают детей и делают интересным процесс обучения транспонирование, музицирование, подбор аккомпанемента, сочинение музыки. К творческим заданиям можно отнести загадывание кроссвордов на музыкальные темы, игры-загадки на проверку знаний музыкальных обозначений и нот
Кроме того, я применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования, т.е. помогают работе с одаренными детьми. На помощь приходит электронные пособия и цифровые образовательные ресурсы: музыкальные обучающие и развивающие компьютерные игры, тренажёры и системы музыкального обучения для освоения музыкальной грамоты, формирования и развития слуховых и творческих навыков учащихся ДМШ, ДШИ:
«Музыкальный класс» - Система музыкального обучения для детей младшего школьного возраста, состоящая из девяти самостоятельных игр.
http://nnm.ru/blogs/Anechka_2008/muzykalnyy_klass/
«Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта" - игры, викторины, сказочные приключения и музыкальная энциклопедия.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми в школе, хочется отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными:
1. эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и главное - не подавить в ребенке его индивидуальность;
2. считаю необходимым постоянно повышать уровень профессионального мастерства, чтобы психологически быть готовой работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя;
3. метод педагогической диагностики считаю важным при работе с одаренными детьми: постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого обучающегося с целью своевременной помощи и развития способностей;
4. процесс обучения одаренных детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.
Заключение
Однажды моя учительница по литературе сказала, что талантливые дети - это дети, которых в утробе поцеловал Господь, они крестники Его. Теорема это или аксиома - неизвестно. В это верили наши предки. И присматриваясь внимательно к одарённым детям, начинаешь действительно верить народной мудрости. А чтобы воспитать в ребёнке творчество, надо самому быть творческой личностью. И если учесть, что "яблоко от яблоньки не далеко падает", то надо просто вздохнуть, распрямить плечи и стать самим собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.
- Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И, Панова - М.,1997.
- Лободина, С.В. Как развить способности ребёнка. — СПб: Питер Паблишинг, 2000.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
II Всероссийская научно-практическая конференция "Основные аспекты охраны репродуктивного здоровья подростков"
В сборнике мною написана статья на тему: "Проблемы репродуктивного здоровья подростков:опыт здоровьясбережения обучающихся" (с.34)...
2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"
2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации ...
Место и роль молодежи в инновационном развитии транспортной отрасли : VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов, Курск 2016 г.
Завьялова С.В., Едоков И., Соснин В., Харчевников А. Перспективы развития пригородного железнодорожного собщения по направлению Нижний Новгород - Котельнич / Место и роль молодежи в инновационном разв...
Статья для НПК - XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (онлайн-конференция на платформе ZOOM ) «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (ноябрь 2020г.)
Статья Тема:ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗОВОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА им. Э.Р. РАДНАЕВА.Социальный заказ на компетентных медицинских...
Инновационное развитие транспортного комплекса в условиях цифровой экономики: Материалы II Всероссийской научно – практической конференции / под ред. Н.В. Яшковой – Н. Новгород.- 2020 г
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Инновации в локомотивном хозяйстве. С. 87...
XII Всероссийская научно-практическая интернет - конференция "Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования" с международным участием
Статья "подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе элементов дуального обучения в БУ "Урайский политехнический колледж"...
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» 20-23 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТВ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ«ФИЗИЧЕСКАЯ...