49.02.01 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (специальность "Физическая культура")
рабочая программа на тему
Программа разработана для студентов физкультурного отделения, по вариативной части. Содержит формируемые ОК и ПК, календарно - тематическое планирование, тематику учебных занятий, а также, практические и самостоятельные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opm_rab.programma_49.02.01.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рыльский социально-педагогический колледж»
Утверждаю:
Директор ________ Т.А. Варфоломеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Рассмотрена на заседании ПЦК
преподавателей педагогики и психологии
Протокол №______от «___» ___________ 2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 49.02.01 ( 050141) « Физическая культура»
Организация-разработчик: ОБПОУ СПО « Рыльский социально-педагогический колледж»
Разработчики:
Чуева Неля Ивановна председатель ПЦК, преподаватель
ОБПОУ СПО « Рыльский социально-педагогический колледж» ;
Отрохова Нина Владимировна, преподаватель
ОБПОУ СПО « Рыльский социально-педагогический колледж»;
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.02 ( 050141) «Физическая культура»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств;
- переносить знания в новые условия своей деятельности;
- оперировать знаниями в практической ситуации, развивать навыки самоконтроля,
самоанализа и устранять допущенные ошибки;
- находить взаимосвязь общих педагогических дисциплин и педагогического мастерства;
- использовать вербальные и невербальные способы при взаимодействии с учащимися;
- находить пути самообразования и самосовершенствования;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»;
- основные понятия;
- цели и задачи учебной дисциплины;
- психолого-педагогические основы, способствующие становлению педагога-мастера;
- компоненты, составляющие основы педагогического мастерства и их характеристики;
- профессионально-личностные и общепедагогические качества, способствующие
становлению педагога - мастера;
- элементы педагогической техники и пути овладения педагогической техникой;
- технологию, структуру и стили педагогического общения;
- сущность профессиональной компетентности педагога;
Учитель физической культуры должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ОК 12.Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК.3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, сообщений.
ПК.3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48
часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 15 |
практические занятия | 16 |
Дифференцированный зачёт | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
1.Подобрать литературу, относящуюся к изучению данной дисциплины. Выписать 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих учителей. 2. Мини-сочинение « Я и моя профессия». 3. Высказывания об учителе и педагогической профессии. 4.Сочинение-размышление на тему: «Современный учитель ,каков он?». 5. Подготовить информационное сообщение на тему « Педагогическая техника как инструмент педагогического мастерства». 6.Составить тесты по теме: «Профессиональная культура педагога». 7.Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки. 8.Сообщения о невербальных средствах общения. 9. Подобрать упражнения и игры для развития речи. 10.Сообщения о стилях общения и тестовые задания. 11. Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы о взаимосвязи индивидуального стиля педагога и характера его взаимодействия с детьми. 12.Выписать основные понятия педагогической этики. 13.Составить памятку: «Условия соблюдения педагогического такта». 14.Анализ ошибок пробных уроков и занятий из дневника по практике. 15.Написать реферат: «Примеры самовоспитания выдающихся людей». 16. Составить профессиограмму учителя физического воспитания. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1 1 1 1 1
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы педагогического мастерства.
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) | ОБЪЕМ ЧАСОВ | УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство | 10 | ||
Тема 1.1. | Назначение предмета, задачи. Сущность педагогического мастерства. | 2 | ||
1 | Основные задачи изучения дисциплины. | 1 | ||
2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность. | ||||
Самостоятельная работа . Подобрать литературу, относящеюся к изучению данной дисциплины. Выписать 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих учителей. | 1 | |||
Тема 1.2. | Мастерство педагога – профессиональное управление деятельностью. | 2 | ||
1. Специфика педагогической деятельности. | 1 | |||
2. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога. | ||||
Самостоятельная работа. Написать мини- сочинение на тему «Современный учитель, каков он?». | 1 | |||
Тема 1.3. | Педагогическое мастерство как система, основные компоненты. | 2 | ||
1 | Структура педагогического мастерства. | 1 | ||
2. Компоненты педагогического мастерства. | ||||
3. Требования к личности учителя. | ||||
Самостоятельная работа. Подобрать высказывания об учителе | 1 | |||
Тема 1.4 | Педагогическая ситуация и педагогическая задача. | 2 | ||
Практическое занятие. |
| |||
1. Педагогическая задача – основа педагогического мастерства. | 2 | |||
2. Этапы решения педагогических задач. | 3 | |||
3. Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Анализ педагогических ситуаций. | 1 | |||
Тема 1.5 | Педагогическая культура – профессиональный компонент педагогического мастерства. Содержание и пути формирования. | 2 | ||
1.Понятие педагогическая культура. | 1 | |||
2. Содержание и пути формирования педагогической культуры. | ||||
3. Культура личности. | ||||
Раздел 2. | Роль психофизиологического аппарата педагога в его профессиональной деятельности. | 8 | ||
Тема 2.1 | Педагогическая техника как форма организации поведения учителя. | 2 | ||
1 Понятие педагогическая техника. | 1 | |||
2. Структура педагогической техники. | ||||
Самостоятельная работа. Подготовить информационное сообщение на тему «Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности». | 1 | |||
Тема 2.2 | Культура внешнего вида учителя и ее формирование. | 2 | ||
Практическое занятие. | ||||
1.Особенности восприятия личности учителя учениками. Имидж учителя. | 2 | |||
2. Характеристика компонентов внешнего облика учителя. | ||||
3. Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки ,походки, позы. | 2 | |||
4 Формирование умений и навыков организации внешнего вида в заданных ситуациях. | 3 | |||
Тема 2.3 | Основы мимической и пантомимической выразительности педагога. | 2 | ||
Практическое занятие. | ||||
1.Роль невербальных средств общения в педагогической деятельности. | 1 | |||
2.Требования к мимике и пантомимике педагога. | ||||
3.Тренинг развития основ мимической и пантомимической выразительности. | 2 | |||
Тема 2.4 | Речь учителя как условие педагогического мастерства. Способы совершенствования техники речи. | 2 | ||
Практическое занятие. | ||||
1 Культура речи педагога. | 2 | |||
2 Особенности техники речи. | ||||
3 Условия развития речи. | ||||
Самостоятельная работа. Подобрать упражнения и игры для развития речи. | 1 | |||
Раздел 3. | Педагогическое общение в структуре деятельности учителя – воспитателя. | 8 | ||
Тема 3.1 | Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений. | 2 | ||
Структура, функции педагогического общения. | 2 | |||
1.Понятие педагогического общения. | ||||
2. Структура педагогического общения. | ||||
3. Функции педагогического общения. | ||||
Тема 3.2 | Характеристика стилей общения учителя. | 2 | ||
1Стили общения: авторитарный, демократический, либеральный. | 2 | |||
2 Стили общения по В.А. Кан – Калику» | ||||
Практическое занятие. | ||||
Диагностика определения индивидуального стиля педагога | 3 | |||
Самостоятельная работа. Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы о взаимосвязи индивидуального стиля педагога и характера его взаимодействия с учащимися. | ||||
Тема 3.3 | Педагогическая этика – часть педагогического мастерства. Педагогический такт. | 2 | ||
1.Сущность понятия « педагогический такт.» | 1 | |||
2. Функции и принципы педагогического такта. | ||||
3.Стадии становления педагогического такта. | ||||
Практическое занятие. | ||||
Проанализировать кодекс профессиональной этики педагога (Л.Л. Шевченко). | 3 | |||
Тема 3.4 | Проявление профессионализма и мастерства учителя в предупреждении и разрешении конфликтов. | 1 | ||
1.Понятие конфликта. | 2 | |||
2. Виды конфликтов. | ||||
3.Педагогические конфликты. | ||||
Практическое занятие. | 1 | |||
4.Социадьно – психологический климат в педколлективе. Предупреждение и разрешение конфликтов. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Разработать план разрешения конфликтных ситуаций. | 1 | |||
Раздел 4. | Личность педагога и мастерство в управлении учебно- воспитательным процессом. | 6 | ||
Тема 4.1 | Профессиональная компетентность педагога. Сущность, структура, содержание. | 1 | ||
1.Компетентность и компетенции. | 2 | |||
2.Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание. | ||||
Практическое занятие. | ||||
| Профессиональные ошибки в деятельности педагога. | |||
Тема 4.2 | Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога. | 2 | ||
1.Сущность понятий «Самовоспитание, саморазвитие, самообразование». | 2 | |||
2. Функции самообразования | ||||
3. Источники самообразования. | ||||
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение о самовоспитании выдающихся людей. | ||||
Тема 4.3 | Методы профессионального самосовершенствования педагога. | 2 | ||
Практическое занятие. | ||||
Самостоятельная работа. Составление профессиограммы учителя физического воспитания. | 2 | |||
Итоговое занятие | Дифференцированный зачёт. | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогика и психология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- подборка видеофрагментов уроков и внеурочных мероприятий;
- комплект мультимедийных презентаций к урокам.
Технические средства обучения: компьютер.
3.2. Материально-техническое обеспечение занятий (2а)
- Должностная инструкция учителя физической культуры.
- Высказывания об учителе и педагогической деятельности.
- Эмблемы педагогической профессии.
- Схема «Основные элементы мастерства учителя».
- Карточки « Педагогические ситуации».
- Схема «Компоненты педагогической культуры».
- Памятка «Культура внешнего вида учителя».
- Схема анализа урока.
- Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
- Карточки «Психотехнические упражнения».
- Упражнения по совершенствованию техники речи.
- Памятка «Требования к речи учителя».
- Алгоритм решения педагогической задачи.
- Схема «Структура педагогического общения».
- Схема «Классификация педагогических технологий».
- Примерные программы самовоспитания.
- Примерная циклограмма учителя физической культуры.
- Примерная профессиограмма учителя физической культуры.
- Видео фрагментов уроков и внеурочных занятий.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства. -М; Академия, 2009.
Дополнительные источники:
- Федеральный Закон №273 « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 050141 (49.02.01) «Физическая культура».
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО/Минобрнауки РФ (стандарты второго поколения) – М.: Просвещение 2010.
- Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И. И., Волошина И. А.,2010.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.- М;.2012.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию.-М., Академия,2009.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: С/Петербург, 2011.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2013.
- Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога.-М., Академия,2008.
- Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков Т. Н.- Выпуск 1-М.: ФИРО,2010
- Ильин Е. Н. Искусство общения., М.,2010.
- Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 2003.
- Кан- Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 2010.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы-.М., ВЛАДОС, 2008.
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения.- М., Просвещение, 2013.
- Морозова О. М. Педагогический практикум.- М., 2010.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М., ТЦ Сфера, 2008.
- Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Педагогика/под ред. В. А. Сластенина: Уч.пособие- М., Школа-пресс. 2009.
20. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- М., Пед. Общество, 2012.
Интернет-ресурсы:http: //feior. Edu. Ru ( Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств; |
Практические занятия Решение педагогических задач |
- переносить знания в новые условия своей деятельности; | Самостоятельная работа Решение педагогических задач |
- оперировать знаниями в практической ситуации, развивать навыки самоконтроля, самоанализа и устранять допущенные ошибки; | Решение педагогических задач Самостоятельная работа |
- находить взаимосвязь общих педагогических дисциплин и педагогического мастерства; | Фронтальный опрос |
- использовать вербальные и невербальные способы при взаимодействии с учащимися; | Практическое занятие Индивидуальное задание |
- находить пути самообразования и самосовершенствования; | Самостоятельная работа Практическое занятие Домашняя работа |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - содержание учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»; | Тест, контрольная работа, зачетные задания. |
- основные понятия; - цели и задачи учебной дисциплины; | Письменная проверка, контрольная работа Фронтальный опрос |
- психолого- педагогические основы, способствующие становлению педагога- мастера; | Контрольная работа Самостоятельная работа |
- компоненты, составляющие основы педагогического мастерства и их характеристики; | Тестовые задания |
- профессионально-личностные и общепедагогические качества, способствующие становлению педагога - мастера; | Практическое занятие Самостоятельная работа Домашняя работа |
- элементы педагогической техники и пути овладения педагогической техникой; | Практическое занятие Самостоятельная работа Домашняя работа |
- технологию, структуру и стили педагогического общения; | Самостоятельная работа Индивидуальное задание |
- сущность профессиональной компетентности педагога; | Фронтальный опрос Домашняя работа |
Разработчики:
ОБПОУ СПО «Рыльский социально-
педагогический колледж» Курской области преподаватель Н.И. Чуева
ОБПОУ СПО «Рыльский социально-
педагогический колледж» Курской области преподаватель Н.В. Отрохова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"
Авторская программа спецкурса «Основы педагогического прогнозирования» знакомит будущих учителей с общими принципами, методами и приемами познания и предвидения результатов педагогического возде...
44.02.02 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (по специальности "Преподавание в начальных классах")
Программа разработана с учетом требовний ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...
Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства
Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 08.01.26. Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.26. Мастер по ремонту и обслуживанию инжен...