49.02.01 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (специальность "Физическая культура")
рабочая программа на тему

Отрохова Нина Владимировна

Программа разработана для студентов физкультурного отделения, по вариативной части. Содержит формируемые ОК и ПК, календарно - тематическое планирование, тематику учебных занятий, а также, практические и самостоятельные  работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opm_rab.programma_49.02.01.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рыльский социально-педагогический колледж»

Утверждаю:

Директор ________ Т.А. Варфоломеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Рассмотрена на заседании ПЦК

преподавателей педагогики и психологии

Протокол №______от «___» ___________ 2013г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО,  программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности   49.02.01 ( 050141) « Физическая культура»

 Организация-разработчик: ОБПОУ СПО « Рыльский социально-педагогический   колледж»

  Разработчики:

Чуева Неля Ивановна председатель ПЦК, преподаватель

 ОБПОУ СПО « Рыльский  социально-педагогический   колледж» ;

Отрохова  Нина Владимировна, преподаватель

 ОБПОУ СПО « Рыльский  социально-педагогический   колледж»;

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.02 ( 050141) «Физическая культура»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств;

-  переносить знания в новые условия своей деятельности;

- оперировать знаниями в практической ситуации, развивать навыки самоконтроля,    

  самоанализа и устранять допущенные ошибки;

- находить взаимосвязь общих педагогических  дисциплин и педагогического мастерства;

- использовать вербальные и невербальные способы при взаимодействии с  учащимися;

- находить пути самообразования и самосовершенствования;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- содержание учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»;

- основные понятия;

- цели и задачи учебной дисциплины;

- психолого-педагогические основы, способствующие становлению педагога-мастера;

- компоненты, составляющие основы педагогического мастерства и их характеристики;

- профессионально-личностные и общепедагогические качества, способствующие

  становлению педагога - мастера;

- элементы педагогической техники и пути овладения педагогической техникой;

- технологию, структуру и стили педагогического общения;

- сущность профессиональной компетентности педагога;

Учитель физической культуры должен овладеть следующими общими и профессиональными компетенциями:

: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

 ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

 ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

 ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

 ОК 12.Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК.3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, сообщений.

ПК.3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

   

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48

  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32  часов;

самостоятельной работы обучающегося   16  часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

    теоретические занятия

15

     практические занятия

16

    Дифференцированный зачёт

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

 1.Подобрать литературу, относящуюся к изучению данной дисциплины. Выписать 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих учителей.

2. Мини-сочинение « Я и моя профессия».

3. Высказывания об учителе и педагогической профессии.

4.Сочинение-размышление на тему: «Современный учитель ,каков он?».

5. Подготовить информационное сообщение на тему « Педагогическая техника как инструмент педагогического мастерства».

6.Составить тесты по теме: «Профессиональная культура педагога».

7.Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки, позы, походки.

8.Сообщения о невербальных средствах общения.

9. Подобрать упражнения и игры для развития речи.

10.Сообщения о стилях общения и тестовые задания.

11. Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы о взаимосвязи индивидуального стиля педагога и характера его взаимодействия с детьми.

12.Выписать основные понятия педагогической этики.  

13.Составить памятку: «Условия соблюдения педагогического такта».  

14.Анализ ошибок пробных уроков и занятий из дневника по практике.

15.Написать реферат: «Примеры самовоспитания выдающихся людей».

16. Составить профессиограмму учителя физического воспитания.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

            1

 

            1

             

            1

         1

            1

            1

1

           

           


Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы педагогического мастерства.

                        

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ  РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) 

ОБЪЕМ ЧАСОВ

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ

1

2

3

4

Раздел 1.

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство

10

Тема 1.1.

Назначение предмета, задачи. Сущность педагогического мастерства.

2

1

Основные задачи  изучения дисциплины.

           1

2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность.

Самостоятельная работа .

 Подобрать литературу, относящеюся к изучению данной дисциплины.

 Выписать 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих учителей.

1

Тема 1.2.

Мастерство педагога – профессиональное управление деятельностью.

2

1. Специфика педагогической деятельности.

1

2. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога.

Самостоятельная работа.

Написать мини- сочинение на тему «Современный учитель, каков он?».

1

Тема 1.3.

Педагогическое мастерство как система, основные компоненты.

2

1

Структура педагогического мастерства.

1

2. Компоненты педагогического мастерства.

3. Требования к личности учителя.

Самостоятельная работа.

 Подобрать высказывания об учителе

1

       Тема 1.4

Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

2

Практическое занятие.

             

1.  Педагогическая задача – основа педагогического мастерства.

2

2. Этапы решения педагогических задач.

3

3. Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач.

2

Самостоятельная работа.  

Анализ педагогических ситуаций.

               1

   Тема 1.5

Педагогическая культура – профессиональный компонент педагогического мастерства. Содержание и пути формирования.

2

1.Понятие педагогическая культура.

1

2. Содержание и пути формирования педагогической культуры.

3. Культура личности.

      Раздел 2.

 Роль психофизиологического аппарата педагога в его профессиональной деятельности.

8

      Тема 2.1

Педагогическая техника как форма организации поведения учителя.

2

1 Понятие педагогическая техника.

1

2. Структура педагогической техники.

Самостоятельная работа.  Подготовить информационное сообщение на тему «Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности».

1

       Тема 2.2

Культура внешнего вида учителя и ее формирование.

2

Практическое занятие.

1.Особенности восприятия личности учителя учениками. Имидж учителя.

2

2. Характеристика компонентов внешнего облика учителя.

3. Упражнения на контроль и коррекцию правильной осанки ,походки, позы.

2

4 Формирование умений и навыков организации внешнего вида в заданных ситуациях.

3

     Тема 2.3

Основы мимической и пантомимической выразительности педагога.

2

Практическое занятие.

1.Роль невербальных средств общения в педагогической деятельности.

1

2.Требования к мимике и пантомимике педагога.

3.Тренинг развития основ мимической и пантомимической выразительности.

2

     Тема 2.4

Речь учителя как условие педагогического мастерства.

 Способы совершенствования техники речи.

2

Практическое занятие.

1 Культура речи педагога.

2

2 Особенности техники речи.

3 Условия развития речи.

Самостоятельная работа. Подобрать упражнения и игры для развития речи.

1

     Раздел 3.

Педагогическое общение в структуре деятельности учителя – воспитателя.

8

     Тема 3.1

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

2

Структура, функции педагогического общения.

2

1.Понятие педагогического общения.

2. Структура педагогического общения.

3. Функции педагогического общения.

      Тема 3.2

Характеристика стилей общения учителя.

2

1Стили общения: авторитарный, демократический, либеральный.

2

2 Стили общения по В.А. Кан – Калику»

Практическое занятие.

 Диагностика определения индивидуального стиля педагога

3

Самостоятельная работа. Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы о взаимосвязи индивидуального стиля педагога и характера его взаимодействия с учащимися.

      Тема 3.3

Педагогическая этика – часть педагогического мастерства. Педагогический такт.

2

1.Сущность понятия « педагогический такт.»

1

2. Функции и принципы педагогического такта.

3.Стадии становления педагогического такта.

Практическое занятие.

Проанализировать кодекс профессиональной этики педагога (Л.Л. Шевченко).

3

       Тема 3.4

Проявление профессионализма и мастерства учителя в предупреждении и разрешении конфликтов.

1

1.Понятие конфликта.

2

2. Виды конфликтов.

3.Педагогические конфликты.

Практическое занятие.

1

4.Социадьно – психологический климат в педколлективе. Предупреждение и разрешение конфликтов.

2

Самостоятельная работа. Разработать план разрешения конфликтных ситуаций.

1

        Раздел 4.

Личность педагога и мастерство в управлении учебно- воспитательным  процессом.

6

        Тема 4.1

Профессиональная компетентность педагога. Сущность, структура, содержание.

1

1.Компетентность и компетенции.

2

2.Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание.

Практическое занятие.

       

 Профессиональные ошибки в деятельности педагога.

       Тема 4.2

Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога.

2

1.Сущность понятий «Самовоспитание, саморазвитие, самообразование».

2

2. Функции самообразования

3. Источники самообразования.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение о самовоспитании выдающихся людей.

       Тема 4.3

Методы профессионального самосовершенствования педагога.

2

Практическое занятие.

Самостоятельная работа. Составление профессиограммы учителя физического воспитания.

2

Итоговое занятие

Дифференцированный зачёт.

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогика и психология»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- подборка видеофрагментов уроков и внеурочных мероприятий;

- комплект мультимедийных презентаций к урокам.

Технические средства обучения: компьютер.

3.2. Материально-техническое обеспечение занятий (2а)

  1. Должностная инструкция учителя физической культуры.
  2. Высказывания об учителе и педагогической деятельности.
  3. Эмблемы педагогической профессии.
  4. Схема «Основные элементы мастерства учителя».
  5. Карточки « Педагогические ситуации».
  6. Схема «Компоненты педагогической культуры».
  7. Памятка «Культура внешнего вида учителя».
  8. Схема анализа урока.
  9. Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
  10. Карточки «Психотехнические упражнения».
  11. Упражнения по совершенствованию техники речи.
  12. Памятка «Требования к речи учителя».
  13. Алгоритм решения педагогической задачи.
  14. Схема «Структура педагогического общения».
  15. Схема «Классификация педагогических технологий».
  16. Примерные программы самовоспитания.
  17. Примерная циклограмма учителя физической культуры.
  18. Примерная профессиограмма учителя физической культуры.
  19. Видео фрагментов уроков и внеурочных занятий.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства. -М;  Академия, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Федеральный Закон №273 « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 050141 (49.02.01) «Физическая культура».
  3. Федеральный  государственный образовательный стандарт НОО/Минобрнауки РФ (стандарты второго поколения) – М.: Просвещение 2010.
  4. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И. И., Волошина И. А.,2010.
  5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.- М;.2012.
  6. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию.-М., Академия,2009.
  7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: С/Петербург, 2011.
  8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2013.
  9. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога.-М., Академия,2008.
  10. Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков Т. Н.- Выпуск 1-М.: ФИРО,2010
  11. Ильин Е. Н. Искусство общения., М.,2010.
  12. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 2003.
  13. Кан- Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 2010.
  14. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы-.М., ВЛАДОС, 2008.
  15. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения.- М., Просвещение, 2013.
  16. Морозова О. М. Педагогический практикум.- М., 2010.
  17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М., ТЦ Сфера, 2008.
  18. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2008.
  19. Педагогика/под ред. В. А. Сластенина:  Уч.пособие- М., Школа-пресс. 2009.

     20.        Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- М., Пед. Общество, 2012.

Интернет-ресурсы:http: //feior. Edu. Ru ( Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств;

 

Практические занятия

Решение педагогических задач

-  переносить знания в новые условия своей деятельности;

Самостоятельная работа

Решение педагогических задач

- оперировать знаниями в практической ситуации, развивать навыки самоконтроля, самоанализа и устранять допущенные ошибки;

Решение педагогических задач

Самостоятельная работа

- находить взаимосвязь общих педагогических  дисциплин и педагогического мастерства;

Фронтальный опрос

- использовать вербальные и невербальные способы при  взаимодействии с учащимися;

Практическое занятие

Индивидуальное задание

- находить пути самообразования и самосовершенствования;

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Домашняя работа

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- содержание учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства»;

Тест, контрольная работа, зачетные задания.

- основные понятия;

- цели и задачи учебной дисциплины;

Письменная проверка, контрольная работа

Фронтальный опрос

- психолого- педагогические основы, способствующие становлению педагога- мастера;

Контрольная работа

Самостоятельная работа

- компоненты, составляющие основы педагогического мастерства и их характеристики;

Тестовые задания

- профессионально-личностные и общепедагогические качества, способствующие становлению педагога - мастера;

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Домашняя работа

- элементы педагогической техники и пути овладения педагогической техникой;

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Домашняя работа

- технологию, структуру и стили педагогического общения;

Самостоятельная работа

Индивидуальное задание

- сущность профессиональной компетентности педагога;

Фронтальный опрос

Домашняя работа

Разработчики:         

ОБПОУ СПО «Рыльский социально-

педагогический колледж» Курской области      преподаватель         Н.И. Чуева  

ОБПОУ СПО «Рыльский социально-

педагогический колледж» Курской области      преподаватель         Н.В. Отрохова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"

Авторская программа спецкурса  «Основы педагогического прогнозирования» знакомит будущих учителей с общими принципами, методами и приемами познания и предвидения результатов педагогического возде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...

Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства

Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 08.01.26. Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.26. Мастер по ремонту и обслуживанию инжен...