Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства
методическая разработка
Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalno-ped._deyat.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально-педагогическая деятельность – основа становления педагогического мастерства
Педагогическое мастерство - высокий уровень овладения педагогической деятельностью, комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.
Педагогическое мастерство является высоким уровнем профессионально-педагогической деятельности, на котором достигается единство умений и навыков применения психолого-педагогической теории на практике и сформированных личностных свойств преподавателя, обусловливающих эффективность педагогического процесса. Педагогическое мастерство проявляется, в педагогически целесообразных действиях и поступках преподавателя, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств. Такое понимание сущности педагогического мастерства имеет большое значение. Оно позволяет осмысливать педагогическое мастерство как весьма сложный деятельностно-личностный феномен преподавателя, более детально раскрывать его внутреннюю структуру и правильно намечать пути его действенного формирования.
Но в современном образовании формируются критерии оценки эффективности и разрабатываются новые требования к способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности, в начале ХХ века претерпевает изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие тенденции: преподаватели стремятся к самоанализу деятельности, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности.
В структуру педагогического мастерства включены основные педагогические умения: умение увидеть педагогическую проблему, отобрать, адаптировать и доносить до учащихся дидактический материал, на основе диалога организовать творческое учебное сотрудничество. К числу важнейших педагогических умений относятся умения понять внутреннюю позицию и состояние обучающихся и на этой основе индивидуализировать образовательный процесс. Важнейшей особенностью педагога-мастера является наличие у него самобытного индивидуального стиля, как системы приемов и способов учебно-воспитательной работы, адекватно отвечающих особенностям индивидуальности субъектов образовательной деятельности.
Мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника.
Поскольку «педагогическое мастерство» представляет собой систему, то важно не просто охарактеризовать набор компонентов, но проследить их взаимосвязи. Всякая система имеет системообразующий фактор, тот стержень, каркас, который пронизывает всю систему. Таким системообразующим фактором педагогического мастерства является гуманистическая направленность личности педагога. В основе гуманистической направленности лежит механизм сотрудничества, который характеризуется общими интересами, равными силами, отношениями доверия и уважения.
С точки зрения гуманной педагогики, дело педагога не навязывать, а понять интересы учащегося, помочь ему правильно, осознать их и выразить себя.
Педагогическая направленность личности каждого преподавателя многогранна. Её составляющие ценностные ориентации следующие:
1) на себя – самоутверждение – чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего педагога;
2) на средства педагогического воздействия;
3) на учащихся, школьный коллектив;
4) на цели педагогической деятельности.
Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманистическая направленность) при гармонично скорректированных других видах направленности.
Центральным компонентом педагогического мастерства, считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление мастера педагогического труда характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение, являющиеся важнейшей основой предвидения, без которого невозможно педагогическое искусство.
Главным в педагогическом мастерстве признается творчество. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.
В толковом словаре Кузнецова «мастерство – это умение, владение профессией, трудовой навык и ремесло; большое умение, искусство в какой-либо области».
Ушаков обозначил «мастерство», как ремесло, профессиональная выучка; исключительное умение, высокое искусство в какой-нибудь области.
В Толковом словаре Ефремовой «мастер» - специалист, достигший высокого умения, мастерства.
Педагог-профессионал способен увидеть педагогическую задачу, самостоятельно сформулировать её, проанализировать сложившуюся ситуацию и найти наиболее эффективные средства решения.
Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, это высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им своё сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учащихся, но и со стороны всего общества.
Педагог-мастер может привнести в учебный процесс всё то новое, что накоплено в теории и практике с учётом специфики конкретных педагогических обстоятельств. Развитое педагогическое самосознание способствует приобретению своего собственного индивидуального стиля работы. Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога. И они будут служить тем базисом, который даст возможность подняться на уровень педагогического мастерства.
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.
Преподавание – это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жёсткие временные ограничения, строго определённую цель и варианты способов ее достижения. Логику преподавания можно жестко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
Хороший мастер производственного обучения не только передает свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом заключается суть профессионального становления молодёжи. Только мастер, знающий и любящий своё дело, может привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически её перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
Модель коммуникативных действий педагогов
Педагог-мастер | Педагог-немастер |
Предъявляет требования к поведению. | Наказание (обычно предложение выйти из класса и т.д.). |
Юмор, ирония. | Приказ, угроза. |
Пауза, изменение ситуации (вызов к доске, предложение нового задания и т.д.), изменение интонации. | Частые паузы, стук ручкой, ожидание тишины, нотация, раздражение, пренебрежительная насмешка. |
Замечание отдельным учащимся. | Безадресное обращение к учащимся. Замечание-вопрос (Разве вам разрешалось говорить?) и замечание-утверждение (Никто не работает). Замечание всем сразу. |
Широкий репертуар воздействий, но количество воздействий невелико. | Ограниченный репертуар воздействий, но количество воздействия велико. Организация поведения в ущерб деятельности. |
Отступление по предмету. | Частые отступления, не связанные с предметом преподавания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
49.02.01 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (специальность "Физическая культура")
Программа разработана для студентов физкультурного отделения, по вариативной части. Содержит формируемые ОК и ПК, календарно - тематическое планирование, тематику учебных занятий, а также, практически...
44.02.02 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (по специальности "Преподавание в начальных классах")
Программа разработана с учетом требовний ФГОС....
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ст Статья посвящена проблеме формирования и развития реабилитационной направленности педагогической деятельности специалистов, обучающих инвалидов и лиц с ограниченными возм...
Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"
В статье рассматривается проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя....
статья "Педагогические технологии и педагогическое мастерство в преподавании учебной дисциплины "Основы духовно - нравственной культуры"
В данной статье можно найти материал о педагогических технологиях, применяемых на занятиях по ОДНК....
Роль информационно-образовательной среды как фактора развития профессионального педагогического мастерства в системе СПО
В данной статье рассматривается роль информационно-образовательной среды в профессиональной подготовке педагогов системы среднего профессионального образования. Описаны требования к профессиональной п...