44.02.02 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (по специальности "Преподавание в начальных классах")
рабочая программа на тему

Отрохова Нина Владимировна

Программа разработана с учетом требовний ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_opm.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Рыльский социально-педагогический колледж»

Утверждаю:

Директор ____________  Т.А. Варфоломеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ       ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08  ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Рассмотрена  на заседании                                      ПЦК  преподавателей общепрофессиональных   дисциплин

                                                 Протокол № ___ от «___» _____2013г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта и введена за счет объема часов вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

44.02.02 ( 050146) «Преподавание в начальных классах».

 

Организация-разработчик: ОБПОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж» Курской области

Разработчики:

Отрохова Н. В. преподаватель высшей квалификационной категории  ОБПОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»

 Чуева Н.И. преподаватель высшей квалификационной категории   ОБПОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 08 Основы педагогического мастерства

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 44.02.02/050146 «Преподавание в начальных классах».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина основы педагогического мастерства относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины является теоретической основой освоения профессиональных компетенций модулей. В процессе изучения дисциплины происходит развитие общих компетенций ОК.1-11.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  

  • применять профессиональные знания, умения и навыки на практике;
  • проектировать педагогическое взаимодействие;
  • решать коммуникативные задачи;
  • предупреждать и разрешать конфликты;
  • совершенствовать педагогическую технику;
  • развивать педагогические способности;
  • применять методы профессионального совершенствования;
  • определять личностную готовность к педагогической деятельности;
  • делать психолого-педагогический анализ и давать оценку эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность мастерства учителя;
  • роль мастерства в педагогической деятельности;
  • особенности педагогического общения;
  • современные образовательные технологии;
  • сущность профессиональной компетентности педагога;
  • методы профессионального самосовершенствования педагога;
  • самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства;
  • компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов.

Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  •  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  •  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  •  ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  •  ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  •  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  •  ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
  •  ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
  •  ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  •  ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
  •  ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
  •  ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
  •  ПК 1.2. Проводить уроки.
  •  ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
  • ПК 1.4. Анализировать уроки.
  • ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

  •  ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

 

  •  ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

 

 

  • ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

 

  •  ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

.

  •  ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

  •  ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

 

  •  ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

  • ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и  образовательные  технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

  • ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

  •  ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

 __________________________________________________________________

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося -  28 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия

30

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

 

 

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 8 семестре


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства».

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Содержание учебного материала

Введение. Задачи курса.

2

2

Раздел 1.

Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной деятельности учителя.

14

Тема 1.1.

Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность.

Мастерство педагога – профессиональное управление педагогической деятельностью.

2

2

Практические занятия

Классики педагогики о мастерстве учителя

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка рефератов о педагогическом мастерстве А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

Практические занятия

История возникновения педагогической профессии. Общественная значимость профессии учитель.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подбор высказываний об учителе и педагогической деятельности. Подбор пословиц и поговорок разных народов об учении. Составление и презентация эмблемы педагогической профессии.

Тема 1.2.

Педагогическое мастерство как система. Основные элементы мастерства учителя.

2

2

Практические занятия

Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Анализ и решение педагогических задач.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

4

Подбор ситуаций из различных видов практики.

Тема 1.3.

Педагогическая культура – элемент педагогического мастерства. Компоненты педагогической культуры.

2

2

Практические занятия.

Культура внешнего вида учителя. Профессиограмма как модель личности учителя.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка сообщений по материалам периодики «Cтановление педагогической культуры молодого учителя». Подготовка сообщений «Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства».

2

Раздел 2.

Профессиональная компетентность педагога.

10

Тема 2.2

Профессиональная компетентность педагога. Компетентностно-деятельностный подход  - основа ФГОС СПО.

2

2

Практические занятия.

Особенности современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовка фрагментов уроков из преддипломной практики.

Практические занятия.

3

Профессиональные ошибки в деятельности педагога. Составление циклограммы учителя начальной школы.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовка сообщений по материалам практик об использовании современных образовательных технологий. Подготовка микровыступлений « Почему ставится вопрос о личностной готовности педагога к профессиональной деятельности».

Тема 2.1                  

Современные технологии и их роль в формировании мастерства учителя.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения о применении современных технологий в начальной школе (из опыта работы).

Практические занятия.

Критерии мастерства учителя. Использование современных образовательных технологий.

2

3

Раздел 3.

Педагогическая техника как форма организации поведения учителя.

8

Тема 3.1.

Понятие педагогической техники. Педагогическая и актерская деятельность.

2

2

Практические занятия.

Элементы актерского и режиссерского мастерства в деятельности учителя.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовка сообщений «Общее и отличительное в театральном и педагогическом искусстве».

Практические занятия.

3

Мастерство педагога в управлении собой. Основы техники саморегуляции.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подбор психотехнических упражнений на релаксацию.

Практические занятия.

3

Основы мимической и пантомимической выразительности учителя.

2

Раздел 4.

Речь учителя как условие педагогического мастерства.

6

Тема 4.1.

Значение речи в профессиональной подготовке учителя. Формы и функции педагогической речи.

2

2

Практические занятия.

3

Речь и коммуникативное поведение педагога.  Искусство устного публичного выступления.

2

Речевая культура учителя. Способы совершенствования техники речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовка памятки «Требования к речи учителя».

Подбор скороговорок и упражнений на технику речи.

Подготовка выступления «Современный учитель, каков он?»

Раздел 5.

Мастерство педагогического общения.

8

Тема 5.1.

Общение и коммуникация. Функции , структура и стили педагогического общения.

4

2

Практические занятия.

3

Мастерство учителя в решении коммуникативных задач. Диагностика определения индивидуального стиля деятельности педагога.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовка сообщений: «Стили общения»,  «Индивидуальный стиль педагогической деятельности».

Практические занятия.

3

Педагогическая этика – часть педагогического мастерства. Педагогический  такт и педагогическое разрешение конфликта.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Подготовка сообщений: «Истоки педагогической этики. Справедливость. Долг. Честь. Достоинство».

Раздел 6.

Самообразование и самовоспитание – фактор совершенствования профессионального мастерства.

6

Тема 6.1

Педагог в современном образовании. Самообразование и самовоспитание в  профессиональной деятельности педагога.

2

2

Практические занятия.

3

 Критерии  личностной готовности педагога к работе.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

4

Подготовка сообщений: « Самовоспитание выдающихся людей».

Подготовка сочинений «Мо идеал учителя». Составление программы самовоспитания.

Тема 6.2

Педагогические способности-компонент мастерства учителя.

2

Пути формирования педагогических способностей.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка сообщений о способностях великих педагогов.

Дифференцированный зачет.

2

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета «Педагогики и психологии».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-  комплект учебных пособий по основам педагогического мастерства.

- подборка видеофрагментов уроков и внеурочных мероприятий.

- комплект мультимедийных презентаций к урокам.

Технические средства обучения:

-        компьютер

3.2. Материально-техническое обеспечение занятий (2а)

  1. Должностная инструкция учителя начальных классов.
  2. Высказывания об учителе и педагогической деятельности.
  3. Эмблемы педагогической профессии.
  4. Схема «Основные элементы мастерства учителя».
  5. Карточки « Педагогические ситуации».
  6. Схема «Компоненты педагогической культуры».
  7. Памятка «Культура внешнего вида учителя».
  8. Схема анализа урока.
  9. Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
  10. Карточки «Психотехнические упражнения».
  11. Упражнения по совершенствованию техники речи.
  12. Памятка «Требования к речи учителя».
  13. Алгоритм решения педагогической задачи.
  14. Схема «Структура педагогического общения».
  15. Схема «Классификация педагогических технологий».
  16. Примерные программы самовоспитания.
  17. Примерная циклограмма учителя начальной школы.
  18. Примерная профессиограмма учителя начальной школы.
  19. Видео фрагментов уроков и внеурочных занятий.
  20. Диагностические методики.
  21. Памятка « Логика разрешения конфликтов».

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства -М;  Академия, 2009.
  2. Справочник учителя начальных классов/ авторы-составители: Елизарова Е. М., Киселева Ю. А.- Волгоград: Учитель, 2011.

Дополнительные источники:

 1.ФЗ « Об образовании  в Российской Федерации» 21.12.2012.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
  2. Федеральный  государственный образовательный стандарт НОО/Минобрнауки РФ (стандарты второго поколения) – М.: Просвещение 2010.
  3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И. И., Волошина И. А., М., 2010.
  4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.- М;.2002.
  5. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию.-М., Академия, 2008.
  6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: С/Петербург,2010.
  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2013.
  8. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога.-М., Академия,2005.
  9. Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков Т. Н.- Выпуск 1-М.: ФИРО,2010
  10. Ильин Е. Н. Искусство общения., М.,2004.
  11. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 2008.
  12. Кан- Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 2000.
  13. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы-.М., ВЛАДОС, 2009.
  14. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения.- М., Просвещение, 2006.
  15. Морозова О. М. Педагогический практикум.- М., 2009.
  16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М., ТЦ Сфера, 2003.
  17. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2008.
  18. Педагогика/под ред. В. А. Сластенина:  Уч.пособие- М., Школа-пресс, .2008.
  19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- М., Пед. Общество, 2007.

Интернет-ресурсы:http: //feior. Edu. Ru ( Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

 1. Информационный портал школьных библиотек России (http://akademius. narod. ru)

 2. Виртуальная Школа «Кирилла и Мефодия» (http://vip.km.ru').

 3. Виртуальная Школа предлагает мультимедиа уроки по предметам школьной программы, разработанные согласно официальной программе Министерства Образования РФ.

 4. Живая школа. (http://www.intschool.ru.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

        применять профессиональные знания, умения и навыки на практике;

      проектировать педагогическое взаимодействие;

       предупреждать и разрешать конфликты;

      совершенствовать педагогическую технику;

     развивать педагогические способности;

применять методы профессионального совершенствования;

     определять личностную готовность к педагогической деятельности;

    делать психолого-педагогический анализ и давать оценку эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.

Знания:

сущность мастерства учителя;

роль мастерства в педагогической деятельности;

особенности педагогического общения;

современные образовательные    технологии;

сущность профессиональной компетентности педагога;

методы профессионального самосовершенствования педагога;

самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства;

компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов.

анализ результатов практической работы, составление презентаций, выполнение проектных заданий, отчеты по практике;

составление планов, разработки внеурочных занятий, домашняя работа;

рефлексия своей деятельности, тестирование,  тренинг;

индивидуальные задания, защита практических работ, фронтальный опрос;

творческие работы, тестирование, доклады;

фронтальный опрос, домашняя работа, тестирование

выполнение проектных заданий, тестирование;

анализ понятий, анализ результатов педагогической деятельности, фронтальный опрос, тестовый контроль.

анализ понятий, фронтальный опрос, индивидуальные задания;

подготовка докладов, бесед, анализ практической деятельности;

фронтальный опрос, составление схем, подготовка докладов ,тестирование;

анализ понятий, индивидуальные проектные задания, презентации;

фронтальный опрос, домашняя работа;

тестирования, подготовка докладов;

подготовка индивидуальных заданий, фронтальный опрос, выполнение и защита практических работ;

фронтальный опрос, контрольная работа по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов.

Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов, 1 и 2 года обучения...

49.02.01 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (специальность "Физическая культура")

Программа разработана для студентов физкультурного отделения, по вариативной части. Содержит формируемые ОК и ПК, календарно - тематическое планирование, тематику учебных занятий, а также, практически...

Участие в разработке программы государственной итоговой аттестации по специальности Преподавание в начальных классах

Разработка программы ГИА по специальности Преподавание в начальных классах (2015 - 2016год)...

Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства

Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства...

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов.

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов....