44.02.02 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (по специальности "Преподавание в начальных классах")
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Рыльский социально-педагогический колледж»
Утверждаю:
Директор ____________ Т.А. Варфоломеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Рассмотрена на заседании ПЦК преподавателей общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ___ от «___» _____2013г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта и введена за счет объема часов вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
44.02.02 ( 050146) «Преподавание в начальных классах».
Организация-разработчик: ОБПОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж» Курской области
Разработчики:
Отрохова Н. В. преподаватель высшей квалификационной категории ОБПОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»
Чуева Н.И. преподаватель высшей квалификационной категории ОБПОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 Основы педагогического мастерства
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02/050146 «Преподавание в начальных классах».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина основы педагогического мастерства относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины является теоретической основой освоения профессиональных компетенций модулей. В процессе изучения дисциплины происходит развитие общих компетенций ОК.1-11.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять профессиональные знания, умения и навыки на практике;
- проектировать педагогическое взаимодействие;
- решать коммуникативные задачи;
- предупреждать и разрешать конфликты;
- совершенствовать педагогическую технику;
- развивать педагогические способности;
- применять методы профессионального совершенствования;
- определять личностную готовность к педагогической деятельности;
- делать психолого-педагогический анализ и давать оценку эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность мастерства учителя;
- роль мастерства в педагогической деятельности;
- особенности педагогического общения;
- современные образовательные технологии;
- сущность профессиональной компетентности педагога;
- методы профессионального самосовершенствования педагога;
- самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства;
- компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов.
Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
- ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
- ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
- ПК 1.2. Проводить уроки.
- ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
- ПК 1.4. Анализировать уроки.
- ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
- ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
- ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
- ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
- ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
.
- ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
- ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
- ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
- ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
__________________________________________________________________
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 28 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 30 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
| |
| |
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 8 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание учебного материала | |||
Введение. Задачи курса. | 2 | 2 | |
Раздел 1. | Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной деятельности учителя. | 14 | |
Тема 1.1. | Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Мастерство педагога – профессиональное управление педагогической деятельностью. | 2 | 2 |
Практические занятия | |||
Классики педагогики о мастерстве учителя | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Подготовка рефератов о педагогическом мастерстве А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. | |||
Практические занятия | |||
История возникновения педагогической профессии. Общественная значимость профессии учитель. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подбор высказываний об учителе и педагогической деятельности. Подбор пословиц и поговорок разных народов об учении. Составление и презентация эмблемы педагогической профессии. | |||
Тема 1.2. | Педагогическое мастерство как система. Основные элементы мастерства учителя. | 2 | 2 |
Практические занятия | |||
Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Анализ и решение педагогических задач. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | ||
Подбор ситуаций из различных видов практики. | |||
Тема 1.3. | Педагогическая культура – элемент педагогического мастерства. Компоненты педагогической культуры. | 2 | 2 |
Практические занятия. | |||
Культура внешнего вида учителя. Профессиограмма как модель личности учителя. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Подготовка сообщений по материалам периодики «Cтановление педагогической культуры молодого учителя». Подготовка сообщений «Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства». | 2 | ||
Раздел 2. | Профессиональная компетентность педагога. | 10 | |
Тема 2.2 | Профессиональная компетентность педагога. Компетентностно-деятельностный подход - основа ФГОС СПО. | 2 | 2 |
Практические занятия. | |||
Особенности современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подготовка фрагментов уроков из преддипломной практики. | |||
Практические занятия. | |||
3 | |||
Профессиональные ошибки в деятельности педагога. Составление циклограммы учителя начальной школы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подготовка сообщений по материалам практик об использовании современных образовательных технологий. Подготовка микровыступлений « Почему ставится вопрос о личностной готовности педагога к профессиональной деятельности». | |||
Тема 2.1 | Современные технологии и их роль в формировании мастерства учителя. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Сообщения о применении современных технологий в начальной школе (из опыта работы). | |||
Практические занятия. | |||
Критерии мастерства учителя. Использование современных образовательных технологий. | 2 | 3 | |
Раздел 3. | Педагогическая техника как форма организации поведения учителя. | 8 | |
Тема 3.1. | Понятие педагогической техники. Педагогическая и актерская деятельность. | 2 | 2 |
Практические занятия. | |||
Элементы актерского и режиссерского мастерства в деятельности учителя. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подготовка сообщений «Общее и отличительное в театральном и педагогическом искусстве». | |||
Практические занятия. | 3 | ||
Мастерство педагога в управлении собой. Основы техники саморегуляции. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подбор психотехнических упражнений на релаксацию. | |||
Практические занятия. | 3 | ||
Основы мимической и пантомимической выразительности учителя. | 2 | ||
Раздел 4. | Речь учителя как условие педагогического мастерства. | 6 | |
Тема 4.1. | Значение речи в профессиональной подготовке учителя. Формы и функции педагогической речи. | 2 | 2 |
Практические занятия. | 3 | ||
Речь и коммуникативное поведение педагога. Искусство устного публичного выступления. | 2 | ||
Речевая культура учителя. Способы совершенствования техники речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подготовка памятки «Требования к речи учителя». | |||
Подбор скороговорок и упражнений на технику речи. | |||
Подготовка выступления «Современный учитель, каков он?» | |||
Раздел 5. | Мастерство педагогического общения. | 8 | |
Тема 5.1. | Общение и коммуникация. Функции , структура и стили педагогического общения. | 4 | 2 |
Практические занятия. | 3 | ||
Мастерство учителя в решении коммуникативных задач. Диагностика определения индивидуального стиля деятельности педагога. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подготовка сообщений: «Стили общения», «Индивидуальный стиль педагогической деятельности». | |||
Практические занятия. | 3 | ||
Педагогическая этика – часть педагогического мастерства. Педагогический такт и педагогическое разрешение конфликта. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | ||
Подготовка сообщений: «Истоки педагогической этики. Справедливость. Долг. Честь. Достоинство». | |||
Раздел 6. | Самообразование и самовоспитание – фактор совершенствования профессионального мастерства. | 6 | |
Тема 6.1 | Педагог в современном образовании. Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога. | 2 | 2 |
Практические занятия. | 3 | ||
Критерии личностной готовности педагога к работе. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | ||
Подготовка сообщений: « Самовоспитание выдающихся людей». | |||
Подготовка сочинений «Мо идеал учителя». Составление программы самовоспитания. | |||
Тема 6.2 | Педагогические способности-компонент мастерства учителя. | 2 | |
Пути формирования педагогических способностей. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Подготовка сообщений о способностях великих педагогов. | |||
Дифференцированный зачет. | 2 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогики и психологии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий по основам педагогического мастерства.
- подборка видеофрагментов уроков и внеурочных мероприятий.
- комплект мультимедийных презентаций к урокам.
Технические средства обучения:
- компьютер
3.2. Материально-техническое обеспечение занятий (2а)
- Должностная инструкция учителя начальных классов.
- Высказывания об учителе и педагогической деятельности.
- Эмблемы педагогической профессии.
- Схема «Основные элементы мастерства учителя».
- Карточки « Педагогические ситуации».
- Схема «Компоненты педагогической культуры».
- Памятка «Культура внешнего вида учителя».
- Схема анализа урока.
- Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
- Карточки «Психотехнические упражнения».
- Упражнения по совершенствованию техники речи.
- Памятка «Требования к речи учителя».
- Алгоритм решения педагогической задачи.
- Схема «Структура педагогического общения».
- Схема «Классификация педагогических технологий».
- Примерные программы самовоспитания.
- Примерная циклограмма учителя начальной школы.
- Примерная профессиограмма учителя начальной школы.
- Видео фрагментов уроков и внеурочных занятий.
- Диагностические методики.
- Памятка « Логика разрешения конфликтов».
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства -М; Академия, 2009.
- Справочник учителя начальных классов/ авторы-составители: Елизарова Е. М., Киселева Ю. А.- Волгоград: Учитель, 2011.
Дополнительные источники:
1.ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО/Минобрнауки РФ (стандарты второго поколения) – М.: Просвещение 2010.
- Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И. И., Волошина И. А., М., 2010.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.- М;.2002.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию.-М., Академия, 2008.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: С/Петербург,2010.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2013.
- Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога.-М., Академия,2005.
- Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков Т. Н.- Выпуск 1-М.: ФИРО,2010
- Ильин Е. Н. Искусство общения., М.,2004.
- Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 2008.
- Кан- Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 2000.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы-.М., ВЛАДОС, 2009.
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения.- М., Просвещение, 2006.
- Морозова О. М. Педагогический практикум.- М., 2009.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М., ТЦ Сфера, 2003.
- Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Педагогика/под ред. В. А. Сластенина: Уч.пособие- М., Школа-пресс, .2008.
- Щуркова Н. Е. Педагогическая технология.- М., Пед. Общество, 2007.
Интернет-ресурсы:http: //feior. Edu. Ru ( Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
1. Информационный портал школьных библиотек России (http://akademius. narod. ru)
2. Виртуальная Школа «Кирилла и Мефодия» (http://vip.km.ru').
3. Виртуальная Школа предлагает мультимедиа уроки по предметам школьной программы, разработанные согласно официальной программе Министерства Образования РФ.
4. Живая школа. (http://www.intschool.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: применять профессиональные знания, умения и навыки на практике; проектировать педагогическое взаимодействие; предупреждать и разрешать конфликты; совершенствовать педагогическую технику; развивать педагогические способности; применять методы профессионального совершенствования; определять личностную готовность к педагогической деятельности; делать психолого-педагогический анализ и давать оценку эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов. Знания: сущность мастерства учителя; роль мастерства в педагогической деятельности; особенности педагогического общения; современные образовательные технологии; сущность профессиональной компетентности педагога; методы профессионального самосовершенствования педагога; самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства; компетентностный подход как основа новых образовательных стандартов. | анализ результатов практической работы, составление презентаций, выполнение проектных заданий, отчеты по практике; составление планов, разработки внеурочных занятий, домашняя работа; рефлексия своей деятельности, тестирование, тренинг; индивидуальные задания, защита практических работ, фронтальный опрос; творческие работы, тестирование, доклады; фронтальный опрос, домашняя работа, тестирование выполнение проектных заданий, тестирование; анализ понятий, анализ результатов педагогической деятельности, фронтальный опрос, тестовый контроль. анализ понятий, фронтальный опрос, индивидуальные задания; подготовка докладов, бесед, анализ практической деятельности; фронтальный опрос, составление схем, подготовка докладов ,тестирование; анализ понятий, индивидуальные проектные задания, презентации; фронтальный опрос, домашняя работа; тестирования, подготовка докладов; подготовка индивидуальных заданий, фронтальный опрос, выполнение и защита практических работ; фронтальный опрос, контрольная работа по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса
Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида....
Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов.
Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов, 1 и 2 года обучения...
49.02.01 Рабочая программа по основам педагогического мастерства (специальность "Физическая культура")
Программа разработана для студентов физкультурного отделения, по вариативной части. Содержит формируемые ОК и ПК, календарно - тематическое планирование, тематику учебных занятий, а также, практически...
Участие в разработке программы государственной итоговой аттестации по специальности Преподавание в начальных классах
Разработка программы ГИА по специальности Преподавание в начальных классах (2015 - 2016год)...
Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства
Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства...
Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов.
Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов....