Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов.
рабочая программа по теме

Дмитриева Татьяна Николаевна

Рабочая программа по основам журналистики для начальных классов, 1 и 2 года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 23

Программа внеурочной работы

«  Я красивый мир творю »

                                                              Автор-составитель:

                                                                                   Дмитриева Татьяна Николаевна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           первая квалификационная категория

Новокузнецк, 2012

Пояснительная записка

        « Я красивый мир творю» - 1-ая часть программы  по основам детской журналистики

 « Служу Отечеству пером».

          В её содержание легли теоретические взгляды известных учителей, психологов, мыслителей и философов о необходимости развития чувства красоты у детей. Поэтому главным в этой части является раскрытие понятия красоты как важнейшего условия совершенствования человека.

         Дошкольный и младший школьный возраст у детей – это период жизни, когда устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент духовного и физического здоровья. Это время проявления и становления личности и основ самосознания.

         Учитывая возрастные, психологические, физиологические  особенности детей, основным методом ведения занятий  является знакомство с творческой профессией журналиста, охватывающей все сферы жизни. Юный журналист- это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя красоту окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность детей в постижении красоты, тем успешнее идет их развитие. Программа позволяет проявить потенциальные творческие способности детей и направить их на творение красоты.

          Процесс роста сознания детей осуществляется успешно при условии активного взаимодействия с миром. Видеть, чувствовать, осознавать - единство этих  основных понятий пронизывает весь курс « Я красивый мир творю», определяет основные направления развития и воспитания детей, придавая ему целостность и единую направленность.

          Приобщение детей к искусству: музыке, литературе, народной культуре, труду развивает у них стремление к красоте. Восхищение красотой создаёт основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. На каждом занятии дети учатся видеть красоту и отражают её в своём творчестве. Этому способствуют размышления над такими высокими понятиями, как  Родина, Добро, Мама, Труд, Знания, Красота.

         Данный курс является синтетическим, универсальным. Его использование требует от учителя, воспитателя внутренней доброты, чувства красоты профессиональных педагогических знаний.

         Сегодня, как никогда, нужно понять, что красота – не средство развлечения, а средство подлинного воспитания высокой нравственности в человеке.

         Красота – это основной фундаментальный закон природы. Космос, природа и мы построены по удивительному и во многом для нас ещё таинственному закону красоты. Поэтому важно понять, что такое красота, какова её природа.

        Только человек с высоким уровнем внутренней культуры, возвышенным мышлением и развитым духом, способен быть истинным творцом и создавать красоту во всех сферах жизни. Такое творческое осознание преображающей роли красоты в самом раннем возрасте послужит основой для выработки полноценного универсального миропонимания и сделает жизнь человека плодотворной.

ЦЕЛЬ КУРСА  -  формировать у детей понятие красоты как основы  миропонимания.

ЗАДАЧИ:

- научить ребёнка осознавать себя и мир единым целым;

- учить воспринимать красоту окружающего мира через синтез слова и образа;

- содействовать решению задач эстетического  воспитания, развития воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

- развивать речевую деятельность через ведение диалогов и монологов;

- воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;

- формировать представление  детей о доброте, вызывать стремление совершать добрые поступки;

- учить детей заботе о других людях; сопереживанию, пониманию;

- воспитывать любовь к своей Родине, стремление сохранить и приумножить красоту родной земли;

- формировать опыт взаимоотношений в процессе игры, развивать коммуникативные навыки.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВЫХ          КЛАССОВ

Дети будут иметь представление:

- о разнообразии и красоте окружающего мира;

- об основных качествах внутреннего мира человека;

- о смысловом значении слов;

- о взаимосвязи мыслей, слов и поступков;

- о влиянии изобразительного искусства, музыки и танца на физическое и духовное здоровье человека;

- о том, кто такой журналист;

- о детских периодических изданиях.

Дети будут знать:

- название курса занятий – « Я красивый мир творю»;

- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

- что в основе деятельности человека лежит творчество;

- о том, как добрые поступки делают человека лучше.

Будут уметь:

- использовать в своей речи диалоги, монологи, описания;

- находить в тексте нужные слова;

- употреблять вежливые слова;

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок, танцевальных движений;

- пользоваться рабочей тетрадью « Я красивый мир творю»;

- пользоваться « Словариком добрых слов»;

- творить красоту.

Особенности занятий:

- игра детей в журналистов;

- проведение хоровой речевой разминки;

- использование тексов, где действующими лицами являются дети;

- вопросно-ответная форма работы, побуждающая к мыслетворчеству;

- сочетание письменно-речевой и художественной деятельности;

- рукотворчество, помогающее осознанию понятия « Человек-творец красоты»;

- наблюдения для словесного описания  восприятия природы;

- театрализация отдельных этапов занятия;

- музыкальное сопровождение занятий;

- создание коллективной творческой работы как итога занятий;

- оформление настенного панно;

- изготовление индивидуального творческого минижурнала;

- работа с тетрадью « Я красивый мир творю»;

- работа со словариком добрых слов.

Контроль и отслеживание  результатов

Задачи

Показатель

Содержание

Способ диагностики

Механизм отслеживания

Последействия

Знакомство с понятием красоты как основы жизни

Знание, понимание

Беседы, знакомство с детским, литературным творчеством, наблюдения, посещение выставок, игровая деятельность

Высказывания детей,            рукотворчество, работа  со словарём, с рабочей тетрадью

Активное наблюдение за детьми, выставки творческих работ, праздники

Создание творческих альбомов, продолжение изучения Программы

Выражение восприя тия красоты через словотворчество

Знания, умения

Наблюдения, размышления, беседы, работа со словарём и рабочей тетрадью

Речевая деятельность: монологи и диалоги

Наблюдение за речевой           деятельностью, анализ работы в словарике

Написание творческих работ

Воспитание красоты внутреннего мира через творческую    деятельность

Умения, мастерство

Рисование, изготовление поделок

Выставки. Отзывы родителей

Активное наблюдение,выставка детских работ

Участие детей в кружковой работе

Побуждение к совершению добрых дел

Осознание

Беседы, обсуждение газетных заметок, примеры из жизни

Рассказы детей, создание «Дерева добрых дел»

Украшение « Дерева добрых дел» цветами

Организация коллективных добрых дел

Знакомство с детскими газетами, журналами

Знание

Основные понятия: журналист, газета, журнал, заголовок

Изготовление минижурнала « Чудо красоты»

Выставка журналов для родителей

Оформление стенгазет, поздравительных открыток

Через развитие интереса к значению слова формировать понимание его употребления

Способность правильно употреблять слова

Концентрация внимания, развитие наблюдательности, чувства слова, интереса к теме

Опросник:     « Слова, которые меня радуют», работа в словарике

Активное наблюдение. Анализ работы в словарике

Корректировка программы. Включение новых игровых форм

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

(всего 31 час, 1 час в неделю)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Кто такой журналист

4

1.1.

Здравствуйте, Добрята!

1

1

1.2. 

Кто такой журналист?

1

1

1.3.

Дорога Добра.

1

1

1.4.

В стране юных журналистов.

1

1

2.

Слова – корабли мыслей

3

2.1.

Мыслить – значит жить

1

1

2.2.

Живая русская речь

1

1

2.3.

Слово – главный помощник журналиста

1

1

3.

Жить – добро творить

4

3.1

Жить – добро творить.

1

1

3.2

В мире прекрасного.

1

1

3.3

В культуре свет и радость.

1

1

3.4.

Огоньки Радости.

1

1

4.

Зимняя сказка

5

4.1.

Снежная сказка.

1

1

4.2

Страна Вестей.

1

1

4.3.

Праздник Коляды.

1

1

4.4

Здравствуй, праздник Новый год.

1

1

4.5

Птицы – месяцы летят.

1

1

5.

Родная земля

5

5.1.

Сказка волшебная – Русь.

1

1

5.2.

Любимый город.

1

1

5.3.

Человек – дом – Вселенная.

1

1

5.4

Герои земли Русской.

1

1

5.5.

Жить – Родине служить.

1

1

6.

Мамин праздник

1

1

6.1.

При солнышке -  тепло, при матери – добро.

1

1

7

Живая душа природы

3

7.1.

Живая душа природы

1

1

7.2.

О братьях наших меньших.

1

1

7.3.

Музыка Земли.

1

1

8

Мир науки

2

8.1.

Здравствуй, Космос!

1

1

8.2.

Мир науки.

1

1

9.

Твори добро другим во благо

4

9.1.

Страна сказок.

1

1

9.2.

Будем здоровы.

1

1

9.3.

Учимся доброте.

1

1

9.4.

Отдыхалочка.

1

1

Итого часов:

31

21

10

Содержание курса

Мир и человек (8 ч.)

Красота окружающего мира, человека, результатов его труда. Профессия- журналист. Детские газеты и журналы. Учимся наблюдать за природой: видеть, слышать, чувствовать. Многообразие мира. Значимость творческих дел. « Словарик Добрых слов».

Я выражаю красоту (6 ч.)

Взаимосвязь мыслей, слов и деятельности человека. Влияние мыслей на человека. Мыслетворчество. Красноречие. Вежливые слова. Профессии и результаты труда. Создание мини- журнала.

Внутренний мир человека (10 ч.)

Сердечные качества. Сердечное общение. Доброта-красота в действии. Дерево добра.

Красота художественного образа ( 6 ч.)

Образы и творческая деятельность людей. Образы в живописи, музыке, танцах. Красота художественного творчества.

Обобщение (2 ч.)

Образ красоты. Красота космоса. Красота внутреннего мира человека. Вселенная добра.

Необходимое оборудование:

- Рабочая тетрадь « Я красивый мир творю»;

- газета- журнал «Добрята»;

- куклы- журналисты Добринка и Добрёнок;

- цветные листы для принтера;

- листы белой бумаги;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- клей- карандаш;

- наглядный дидактический материал;

- магнитофон, музыкальные записи;

- оборудование для показа слайд-шоу.

Используемая литература:

  1. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. М.:2009.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: 2009.
  3. Всероссийская газета- журнал «Добрята».
  4. Горчаков Г. С. Океан  мудрости. Т.: Твердыня,2009.
  5. «Служу Отечеству пером». Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелева Т.В. – Томск: Издательство «Твердыня», 2011.
  6. «Дорогою Добра». Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелева Т.В. – Томск: Издательство «Твердыня», 2011.

Resource id #6120


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 23

Программа внеурочной работы

«  Дорогою добра »

                                                              Автор-составитель:

                                                                                   Дмитриева Татьяна Николаевна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           первая квалификационная категория

Новокузнецк, 2013

Пояснительная записка

        Занятия по программе « Служу Отечеству пером» в первом классе были направлены на пробуждение у детей чувства красоты как важнейшего условия совершенствования человека.

         « Дорогою добра» - 2-ая часть программы « Служу Отечеству пером». Она даёт большие возможности для формирования у детей целостной картины мира, развития нравственных качеств. Через все занятия проходит тема ДОБРА как основы жизни. Курс направлен на воспитание у детей доброжелательности, отзывчивости, благодарности, любви к близким и  своей Родине.

Главную роль в освоении курса играет всероссийская газета – журнал « Добрята». Чтение заметок, рассматривание ярких иллюстраций, выполнение творческих заданий  вызывают в детях желание собственного творчества, повышают интерес к чтению, развивают навыки смыслового восприятия текстов. Ребята, становясь юными корреспондентами газеты – журнала, получают возможность публиковать свои заметки и размышления.

Тематика курса выстроена в соответствии с календарём, с народными обычаями и традициями. Полученные знания об истории возникновения праздников, о сезонных изменениях в природе, о героических подвигах людей расширяют кругозор детей, помогают контролировать свои мысли, слова и поступки. Многие занятия перекликаются с названиями основных рубрик газеты – журнала « Добрята». Таким образом, происходит обучение детей работе с детскими печатными изданиями.

Раскрытию понятия добра также способствуют беседы на нравственные темы, размышления над мудростями, позитивные рисунки для раскрашивания.

На занятиях большое внимание уделяется привитие любви  к родному языку, повышению речевой грамотности. Этому способствует проведение хоровых речевых разминок, работа с деревьями- корнесловами. Ребята учатся выстраивать ряды родственных слов, понимать их истинное значение. На примерах специально подобранных текстов дети учатся различать добро, культивировать его в себе, устремляются к совершению добрых поступков и дел, задумываются над вопросами: «Что такое добро? Для чего живёт человек? В чём его назначение?»

Приобретённые знания закрепляются на занятиях через рукотворчество: дети овладевают первоначальными оформительскими навыками, создавая творческие альбомы и тематические стенные газеты.

Курс « Дорогою добра» повышает нравственный и образовательный мыслительный уровень, воспитывает в детях добро и красоту, что позволяет успешно усваивать школьную программу.

Цель: воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить ребят с детскими периодическими изданиями;

- научить детей ориентироваться в страничках- рубриках газет, журналов;

- формировать осмысленное восприятие авторского текста;

- учить понимать смысл слов, составляя деревья – корнесловы;

- обогащать словарный запас;

- дать понятие содержания и смысла текста;

- учить отображать действительность в символах и образах;

- расширять знания об окружающей действительности;

Воспитательные:

- способствовать пониманию ДОБРА как основы нравственных ценностей;

-создавать ситуации успешности, способствующие формированию у детей    

положительных эмоций;  

- оказывать помощь детям в преодолении психологических трудностей,  в      

определении  своих возможностей;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку;

Развивающие:

-формировать у детей умение выделять и понимать позитивную информацию;

- способствовать развитию устойчивого интереса к чтению, любви к красоте        

русского слова, культуры речи;

- развивать сенсорные способности через рукотворчество;

Предполагаемые результаты работы

с группами 2- го года обучения

Обучающиеся будут иметь представление:

- о детских периодических изданиях;

- о направленности материалов газет;

- о том, кто такой журналист;

- о газетных жанрах;

- о целостной картине мира;

- о богатстве и красоте русского языка;

Будут знать:

- основные рубрики газеты – журнала « Добрята»;

- чистоговорки позитивного содержания;

- значение добра для жизни человека;

- назначение словарей;

Будут уметь:

- ориентироваться в страничках – рубриках газет;

-выполнять письменные творческие работы;

- выражать полученные знания и свои чувства с помощью рисунка;

- подбирать или рисовать иллюстрации к заметкам, стихам, сказкам;

-составлять деревья – корнесловы;

- определять основную мысль и тему текстов;

- оформлять творческий альбом.

Особенности занятий:

-работа со всероссийской газетой – журналом « Добрята»;

- использование рабочей тетради « Дорогою добра»;

-проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному        

эмоциональному настрою и введению в тему занятия;

- применение вопросно – ответной формы работы, побуждающей к размышлению;

- использование позитивных текстов;

- работа с деревом – корнесловом;

- рукотворчество, помогающее лучшему усвоению материала;

- театрализация отдельных этапов занятия;

- музыкальное сопровождение занятий;

- написание собственных творческих работ;

- оформление индивидуального творческого альбома « Дорогою добра»;

Необходимое оборудование:

- всероссийская газета – журнал « Добрята»;

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики « Дорогою добра»;

-куклы: Добрёнок и Добриночка;

-папка журналиста;

- 30 листов для творческого альбома « Дорогою добра» ( на цветной лист бумаги  

            для принтера  наклеивается за уголки клеем – карандашом белый лист размером

            27 х 19 см);

            - цветные карандаши и фломастеры;

- магнитафон.

Учебно – тематический план

2 –ой класс

( Всего 32 часа, по 1 часу в неделю)

Тема

Кол- во часов

теоретических

практических

Кто такой журналист

4

1

Здравствуйте, добрята!

1

1

2

Кто такой журналист?

1

1

3

Дорога Добра

1

1

4

В стране юных журналистов

1

1

Слова – корабли мыслей

3

5

Мыслить – значить жить

1

1

6

Живая русская речь

1

1

7

Слово – главный помощник журналиста

1

1

Жить – добро творить

4

8

Жить – добро творить

1

1

9

В мире прекрасного

1

1

10

В культуре- свет и радость

1

1

11

Огоньки радости

1

1

Зимняя сказка

5

12

Снежная сказка

1

1

13

Страна Вестей

1

1

14

Праздник « Коляды»

1

1

15

Здравствуй, праздник! Новый год

1

1

16

Птицы – месяцы летят

1

1

Родная земля

5

17

Сказка « Волшебная  Русь»

1

1

18

Любимый город

1

1

19

Человек – Дом -Вселенная

1

1

20

Герои земли Русской

1

1

21

Жить – Родине служить

1

1

Мамин праздник

1

22

При солнышке – тепло, при матери – добро.

1

1

Живая душа природы

3

23

Живая душа природы

1

1

24

О братья наших меньших.

1

1

25

Музыка Земли

1

1

Мир науки

2

26

Здравствуй, Космос!

1

1

27

Мир науки

1

1

Твори добро другим во благо

5

28

Страна сказок

1

1

29

Будем здоровы.

1

1

30

Учимся доброте

1

1

31

Отдыхалочка

2

                                                Итого:

32 часа

21 час

11 часов

Содержание программы изучаемого курса

Кто такой журналист  (4 часа)

Детские периодические издания. Рубрики. Состав редакции.  Человеческие и профессиональные качества журналиста.

Слова – корабли мыслей (3 часа)

Добрые мысли - добрые слова и поступки. Главная мысль в тексте. Эмоциональное воздействие слова. Ответственность журналиста. 

Жить – добро творить. (4 часа)

Мир и человек. Добро – основа жизни. В мире прекрасного.  В культуре – свет и радость.

Культурный человек. Радость – созидательная сила.

             Зимняя сказка (5 часов)

Учимся наблюдать. Слова с корнем « снег». Роль новостей в жизни человека. Слово-средство познания культуры. Праздник « Коляда».Символы новогоднего праздника. Цикличность природы.

Родная земля (5 часов)

 Понятия « Родина» и « Отечество». Город, в котором я живу. Человек – дом – Вселенная. Былинные герои. Подвиг. Жить – Родине служить.

Мамин праздник (1 час)

Мама – источник жизни. Матрёшка – символ матери. Подарок маме.

Живая душа природы(3 часа)

Учимся наблюдать. Животные – помощники человека. Домашние питомцы. Воздействие музыки на человека. Музыка природы.

Мир науки (2 часа)

Человек и космос. Что такое загадка. Дело науки – служить людям.

Твори добро – другим во благо (4 часа)

Тайна сказки. Язык символов. Цветок желаний.  Чистые мысли – здоровый организм. Ритм – основа жизни.

Resource id #928

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 3 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для 4 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год....