Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса
учебно-методический материал по теме
Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obzh_5_klass.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Осинниковского городского округа
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»
Учебная рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 5 класса
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель Заместитель директора по УВР Директор МКС(К)ОУ «Школа №4»
методического объединения МКС(К)ОУ «Школа №4 (г. Осинники)
________ Рытова Т.В. (г. Осинники) __________ Ветрова Н.В.
Протокол № ___ _________ Магарамова С.Н. Приказ № _______
«__»_________ 2013г. от «___» ________ 2013г. от «___»___________2013г.
Учебная рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 5 класса
Учитель: Гришкова Лариса Витальевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №
от «__» _________ 2013г.
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России: Об образовании, О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Об охране окружающей природной среды, О пожарной безопасности, О безопасности дорожного движения, О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, О гражданской обороне, и др. на основе программы по ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова; М: Просвещение 2007 г. и рецензионной рабочей программой по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 9 классы составитель Черникова И. А.; Осинники 2009г.
Курс предназначен для ознакомления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, ценностного отношения к своему здоровью и жизни, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении, о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
Настоящая программа определяет базовое содержание курса для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида.
Структурно программа состоит из двух разделов и семи тем.
Раздел I Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях включает в себя 5 тем (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях, обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, современный комплекс проблем безопасности, организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций).
Раздел II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни включает в себя две темы (основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи).
Руководствуясь программой для общеобразовательных школ и объёмом часов, предусмотренных учебным планом специальной (коррекционной) школы, рабочая программа курса разработана с учётом специфики обучения.
Занятия по курсу «ОБЖ» включаются в общее расписание и проводятся 1 раз в неделю.
При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Учебно – тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности, 5 класс
№ | Наименование раздела и темы занятий | Количество часов | В том числе: |
Тестирование | |||
I. | I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 25 | |
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. | 20 | ||
Тема 1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 5 | ||
Тема 1.2. Безопасное поведение на воде. | 5 | ||
Тема 1.3 Безопасное поведение дома. | 7 | Тест № 1 | |
Тема 1. 4. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. | 3 | ||
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. | 5 | ||
Тема 2.1. Безопасное поведение на природе. | 5 | ||
II. | II раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 9 | |
Тема 2.1. Основы здорового образа жизни. | 3 | ||
Тема 2.2. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 6 | ||
Тема 2.2.1. Основы медицинских знаний. | 2 | ||
Тема 2.2.2. Средства оказания первой медицинской помощи. | 3 | Тест № 2 | |
Тема 2.2.3. Первая медицинская помощь (практические занятия). | 1 | ||
ИТОГО: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № темы | Содержание материала | Колич. часов | Прим. сроки | Коррекция |
I четверть | |||||
I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях – 25 часов. | |||||
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни – 20 часов. | |||||
Безопасное поведение на улицах и дорогах – 5 часов. | |||||
1. | 1. | Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 1 | ||
2. | 2. | Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, велосипедисты, водители. | 1 | ||
3. | 3. | Дорога и её составные части. | 1 | ||
4. | 4. | Дорожные знаки. | 1 | ||
5. | 5. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | ||
Безопасное поведение на воде - 5 часа. | |||||
6. | 1. | Особенности состояния водоёмов в разное время года. | 1 | ||
7. | 2. | Основные меры безопасного поведения человека на водоёмах. | 1 | ||
8. | 3. | Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. | 1 | ||
II четверть | |||||
9. | 4. | Способы и средства спасания утопающих. | 1 | ||
10. | 5. | Оказание самопомощи взаимопомощи терпящим бедствия на воде. | 1 | ||
Безопасное поведение дома – 7 часов. | |||||
11. | 1. | Дом, в котором мы живём. | 1 | ||
12. | 2. | Затопление жилища. | 1 | ||
13. | 3. | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами. | 1 | ||
14. | 4. | Опасные вещества (бытовой газ, средства бытовой химии, продукты питания, лекарственные средства.) | 1 | ||
15. | 5. | Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). | 1 | ||
III четверть | |||||
16. | 6. | Система обеспечения безопасности города (населенного пункта), правила их вызова. | 1 | ||
17. | 7. | Взрыв и обрушение дома. | 1 | ||
Пожарная безопасность и поведение при пожарах – 3 часа. | |||||
18. | 1. | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. | 1 | ||
19. | 2. | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. | 1 | ||
20. | 3. | Меры пожарной безопасности в доме (квартире). | 1 | ||
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях – 5 часов. | |||||
Безопасное поведение на природе – 5 часов. | |||||
21. | 1. | Ориентирование на местности. | 1 | ||
22. | 2. | Безопасное обращение с огнём на природе. | 1 | ||
23. | 3. | Опасные природные явления (гроза, гололёд, метель, молния и др.) | 1 | ||
24. | 4. | Правила безопасного поведения на природе. | 1 | ||
25. | 5. | Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра. | 1 | ||
II раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 9 часов. | |||||
Основы здорового образа жизни – 3 часа. | |||||
26. | 1. | Движение и здоровье. | 1 | ||
27. | 2 | Различные виды нарушений осанки и причины их возникновения. | 1 | ||
28. | 3. | Телевизор и компьютер – ваши враги и друзья. | 1 | ||
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи – 6 часов. | |||||
Основы медицинских знаний - 2 | |||||
29. | 1. | Основные инфекционные заболевания, их причины. | 1 | ||
30. | 2. | Меры профилактики инфекционных заболеваний. | 1 | ||
Средства оказания первой медицинской помощи – 3 часа | |||||
31. | 1. | Медицинская домашняя аптечка. | 1 | ||
32. | 2. | Природные лекарственные средства. | 1 | ||
33. | 3. | Перевязочный материал, дезинфицирующие средства. | 1 | ||
Первая медицинская помощь (практические занятия) – 1 час. | |||||
34. | 1. | Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. | 1 |
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности
I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (25 часов).
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, безопасное поведение на улицах и дорогах, безопасное поведение на воде, безопасное поведение дома, пожарная безопасность и поведение при пожарах, обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях, безопасное поведение на природе.
II раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов).
Основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы медицинских знаний, средства оказания первой медицинской помощи, первая медицинская помощь.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
- правила перехода дороги;
- основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
- меры безопасности при пользовании электрическими приборами;
- правила поведения при возникновении пожара;
- меры пожарной безопасности в доме (квартире);
- как ориентироваться на местности;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- меры профилактики инфекционных заболеваний.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно переходить дорогу, перекрёсток;
- ориентироваться на местности, определить стороны горизонта;
- вызвать «скорую помощь»;
- завязать 1 – 2 вида узлов, развести и погасить костёр;
- оказать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении.
Тестирование
Тест № 1
1. По дороге из школы домой к вам подходит незнакомец и предлагает подвезти до дома. Как вы поступите:
а) вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься;
б) согласитесь покататься только 10—15 минут при условии, что он потом проводит вас домой;
в) скажете: «Нет. Я не поеду» — и отойдете или перейдете на другую сторону дороги.
2. Возвращаясь вечером домой, вы будете:
а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;
в) воспользуетесь попутным транспортом.
3. В каких местах можно купаться?
а) где понравилось;
б) на пляже;
в) там, где купаются другие.
4. Какие плавающие средства можно использовать при купании?
а) спасательный круг;
б) надувной матрац;
в) бревно;
г) лодку.
5. Что нужно предпринять, если чувствуешь, что начал тонуть?
а) отдохну на воде;
б) позову на помощь;
в) буду паниковать;
г) постараюсь добраться до берега.
6. Что ты предпримешь, если услышишь крик о помощи?
а) позову на помощь взрослых;
б) брошусь на помощь;
в) ничего не буду делать.
7. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Твои действия:
а) позвонить родителям или в аварийную службу;
б) пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу;
в) открыть окна и двери;
г) зажечь спичку, чтобы определить место утечки газа.
8. Вы случайно разбили дома ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Твои действия:
а) поиграть шариками ртути;
б) постараться их собрать веником в совок;
в) выбросить собранную ртуть в помойное ведро;
г) ничего не сказать родителям, чтобы не ругали;
д) сообщить родителям о случившемся.
Тест № 2
Ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы:
1 | Можно к ране прикладывать листья растений? | |
2 | Рекомендуется ли собирать свинушки? | |
3 | Можно ли вступать в разговоры с незнакомым человеком? | |
4 | Опасен ли кустарник волчье лыко? | |
5 | Надо ли дышать через влажную ткань при пожаре? | |
6 | Можно ли на улице слушать аудиоплейер в наушниках? | |
7 | Можно брать себе в карман острые предметы при нахождении в транспорте? | |
8 | Ты согласишься прокатиться с незнакомцем на автомобиле? | |
9 | Можно ли при стихийном бедствии укрываться под деревьями? | |
10 | Можно ли при наводнении спасаться в подвале? | |
11 | Можно ли поднимать руку, когда собака походит к тебе? | |
12 | Можно ли спрыгивать с крутящейся карусели? | |
13 | Можно ли звонить по незнакомым номерам телефона, разыгрывать людей? | |
14 | Выручишь ли ты друга, если он попросит тебя сохранить у себя найденный пистолет? | |
15 | Пойдешь ли с друзьями играть в песчаный карьер? | |
16 | Можно ли «стрелять» снежками в грудь или спину? | |
17 | Опасно ли кататься на коньках по льду пруда или реки? | |
18 | Отвергнешь ли ты предложения друзей поиграть на стройке, полазать, испытать свою ловкость? | |
19 | Сделаешь ли ты замечание ребятам, играющим с мячом возле жилых домов | |
20 | Можно ли идти по обочине дороги при отсутствии тротуара? | |
21 | Можно ли играться на свалках, стройках, крышах, чердаках, в подвалах? | |
22 | Будете ли звать на помощь в случае, если вам угрожает опасность? |
Список литературы.
- Б.И.Мишин. Настольная книга учителя ОБЖ. . Астрель, 2002.
- С.С.Соловьев. Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов. «Интеллект-Центр», Москва, 2000 г.
- Б.И.Мишин. Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11 классы». Дрофа, Москва, 2001.
- А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. Методические материалы и документы. «ОБЖ. Книга для учителя». Просвещение. 2001 г.
- Латчук В.Н., В.В.Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальности 46.02.01 «Архивариус» (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по специальности 46.02...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения » (базовая подготовка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения » (базовая подготовка) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»1.1.Место дисциплины...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 15.02.09 «Аддитивные технологии»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...