Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по Методике музыкального воспитания дошкольников
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Елена Ивановна

В самостоятельной работе предлагаются вопросы по различным темам курса Методики и рекомендуемая литература.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия

Задания для работы.

  • Составить план-конспект фронтального типового занятия с детьми 5-го года жизни. Предложить варианты изменения его структуры.        
  • Разработать конспект тематического занятия: собственно-тематического; музыкально-тематического, сюжетного (по выбору) — для детей старшего дошкольного возраста. Подготовить наглядный материал.
  • Разработать конспект доминантного занятия: фронтального с преобладанием одного из видов музыкальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста; индивидуального (с подгруппой детей) с целью развития одной из музыкальных способностей для старших дошкольников.
  • Провести фрагмент одного из занятий со студентами.

Литература:

Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошк. воспитание. - 1996. - № 5. - С. 114.

Вайнфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) //Дошк. воспитание. — 1998. — N° 4, — С.144.

Варанкина Н. Доминантное занятие по обучению детей восприятию музыки //Дошк. воспитание. — 1995. — № 5. — С. 121.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М„ 1983.

Космачева Т. Развитие творческих способностей (примерный конспект доминантного занятия в подготовительной группе) // Дошк. воспитание. — 1993. — № 6. - С. 90.

Папкова Р. Тематическое занятие, посвященное творчеству П.И.Чайковскв го // Дошк. воспитание. — 1990. — № 2. — С. 120.

Петрова В. Музыкальные занятия //Дошк. воспитание. — 1994. — № 9. — С. 116.

Рогальская Л. Нетрадиционные формы работы — комплексные занятия //Дошк. воспитание. — 1995. — № 2. — С. 110.

Тютюнникова Т., Боровик Т. Весновкин прибаутничек (тематическое занятие по принципам К.Орфа) //Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 135.        

Формы организации музыкальной деятельности детей

Задания для работы.

  • Составить план-схему (на один месяц) использования музыки в быту детского сада с указанием конкретного музыкального материала.
  • Разработать сценарий одной из форм развлечений, проводимых воспитателем, с включением музыки.  
  • Организовать и провести  занятие или развлечение, с использованием музыки.
  • Составить сценарий семейного музыкального праздника или досуга.
  • Разработать методические рекомендации по музыкальному воспитанию
    ребенка в семье.
  • Подготовиться к участию в деловой игре по одной из предложенных выше тем.

Литература:

Александрова З. Развлечения в жизни малышей //Дошк. воспитание. — 1989. — № 1.- С. 108-112.

Буре P.C. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошк. воспитание. — 1994. — № 3. — С. 33.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музыкальном воспитании дошкольником //Дошк. воспитание. — 1995. — № 8. —С. 122.

Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Соловьева О. Музыка в повседневной жизни детского сада // Дошк. воспитание. - 1982. -№ 5. - С. 86.

Детское музыкальное творчество

Задания для работы.

  • Придумать несколько заданий для развития песенного творчества старших дошкольников с учетом усложнения.
  • Подобрать несколько сказочных сюжетов, которые могут служить основой для песенных и музыкально-игровых импровизаций детей.
  • Придумать задания на развитие танцевального творчества детей младшей, средней, старшей групп.
  • Предложить задания на развитие творчества в игре на детских музыкальных инструментах.
  • Придумать несколько игровых ситуаций для детей разного дошкольного
    возраста с включением творческих заданий: по развитию песенного, танцевального, музыкально-игрового творчества, а также творчества в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  • Составить краткий конспект музыкального занятия (или развлечения) с
    подробным описанием используемых в нем творческих заданий.

Литература:

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М., 1965.

Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987.

Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.Бурменской и В.Слуцкого. — М., 1991.

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград, 1994.

Резерв успеха — творчество /Под ред. Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна. — М., 1989. ,

Сухомлинский ВЛ. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. - Т. 1.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1972.

Музыкально-образовательная деятельность

Задания для работы.

  • Подобрать музыкально-дидактические игры для детей 4-5 лет, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовить наглядный материал.
  • Разработать кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, загадки и т.п. для детей старшего дошкольного возраста.
  • Провести с группой студентов занятие с использованием заданий, связанных с организацией музыкально-образовательной деятельности.

Литература:

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М, 1989.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М., 1982.

Михеева Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988.

Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М., 1984.

         Игра на детских музыкальных инструментах

Задания для работы.

  • Разработать планы-конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра (оркестра народных инструментов). Подобрать наглядный материал.
  • Исполнить попевки, песни, пьесы (по выбору) на инструментах, имеющих звукоряд. Продемонстрировать способы звукоизвлечения, приемы игры, выразительные возможности детских музыкальных инструментов каждой классификационной группы. Назвать диапазон мелодических инструментов.
  • Проанализировать динамику усложнения требований к индивидуальному и коллективному музицированию.
  • Разработать игровые задания (в т.ч. на звукоподражания) для формирования навыков выразительной игры на инструментах. Подобрать упражнения и этюды на развитие ритмического, звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста (для различных групп инструментов, имеющих звукоряд, — по выбору). Выстроить задания в порядке возрастания трудности.
  • Предложить инструментовку русской народной песни (по выбору) для ансамбля или шумового оркестра. Подготовиться к исполнению музыкального произведения.
  • Составить партитуру пьесы (по выбору) для смешанного оркестра детских инструментов. Разработать план-конспект занятий по разучиванию данной оркестровки с детьми.

Литература:

Бороздинов А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. - 1991. — № 9. — С. 106-114.

Бублей СП. Детский оркестр. — Л., 1983.

Будыхо В., Кострюкова Л. Опыт: Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах //Дошк. воспитание. — 1990. — № 9. — С. 93-97.

Ищук В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. — 1994.- № 4. -С.68-72.

Кленов А.С. Там, где музыка живет. — М., 1985.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990.

Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н.Поддьякова. — М., 1988.

Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах: Учеб. пособие к программе муз. развития детей дошк, и мл. шк. возраста «Музыкальные шедевры». — М., 1997.

Рыцарева М.Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. — М., 1994.

Тютюнникова Т. Музыкальные инструменты Карла Орфа // Дошк. воспитание. - 1998. - № 2. - С. 141- 150.

Хиту Р.К. В стране музыкальных инструментов. — М., 1995.

        Музыкально-ритмические движения

Задания для работы.

  • Подобрать 1—2 музыкально-ритмических упражнения для младших и старших дошкольников. Разработать методические рекомендации по их разучиванию с детьми. Предложить варианты игровых, соревновательных (коллективных и индивидуальных) заданий при разучивании упражнений.
  • Подготовить атрибуты, наглядный материал, провести деловую игру.
  • Разработать конспекты фрагментов музыкальных занятий по разучиванию игр и танцев (хороводов) в младшей и старшей группах дошкольного возраста (возрастная группа и вид движений — по выбору).

Литература:

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. СИ.Бекина и др. — М, 1981.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. — М., 1983.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. - М., 1984.

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. — М., 1990.

Петрова В. Музыкальные упражнения //Дошк. воспитание. — 1991. — N4  — С. 110-117.

Петрова В. Пляска//Дошк. воспитание. — 1992. — № 1. —С. 122.

Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб. пособие для детей дошк. и мл. шк. возраста / Общ. ред. Г.Я.Нугер. — М-, 1989.

Детское музыкальное исполнительство. Пение

Задания для работы.

  • Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.
  • Подобрать скороговорки для младших, средних и старших дошкольников. Предложив группе студентов различные варианты их проговаривания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и динамического ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.). Разработать приемы формирования художественного ансамбля.
  • Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений для распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.
  • Написать аннотацию на сборник песен для дошкольников (по выбору). Проанализировать его содержание с точки зрения принципов отбора вокального репертуара.
  • Написать развернутую характеристику песни из репертуара одной из возрастных групп, используя предложенную ниже схему. Составить план-конспект последовательного разучивания песни (по выбору) на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Выделить задачи обучения пению на каждом занятии, методы и приемы коллективной и индивидуальной работы с детьми.

Литература:

Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению //Дошк. воспитание. — 1980. — № 7. — С. 87.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Давыдова М. Импровизация — одна из основ музыкального воспитания // Дошк. воспитание. — 1994. — № 6. — С. 89-91.

Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989.

Орлова Т. Система упражнений для развития музыкального голоса и слуха (подготовительная к школе группа) //Дошк. воспитание. — 1982. — № 8-С. 10.

Стацура Т. Приемы развития певческих навыков у детей старшей группы детского сада  //Дошк. воспитание. — 1987. — N° 11. — С. 94.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет  / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. — М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей. 5-6 лет / Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М., 1987.

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Задания для работы.

  • Привести примеры музыкальных произведений разных эпох и на основе анализа средств музыкальной выразительности обосновать стилевые различия произведений.
  • Составить коллекцию музыкальных произведений (шедевров классической и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкального воспитания дошкольников:
  • музыка выражает настроения и чувства человека;
  • песня, танец, марш;
  • музыка рассказывает о животных и птицах;
  • природа и музыка;
  • сказка в музыке;
  • музыкальные инструменты.
  •  Подобрать, прокомментировать: контрастные произведения одного жанра; контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия; одно произведение с различной интерпретацией художественно-образного содержания в нескольких вариантах исполнения, доступных восприятию детей разного возраста.
  •  Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репертуара.
  •  Сочинить выразительные интонации, передающие настроения, звукоподражание.
  •  Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музыки») для  группы детского сада, студентов колледжа. Показать усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкальных произведений. Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

Литература:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983.

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1993. - С. 84-103.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972.

Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., 1985.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. воспитание. — 1992.- № 10.- С. 39-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» 34.02.01 «Сестринское дело»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 04.01: «Теория и практика сестринского дела» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Естествознание с методикой преподавания

Методические рекомендации по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности Преподавание в начальных клас...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка резюме́ по трудоустройству студентами выпускных групп»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Оформление буклета для родителей - средства информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов к учебно - методическому комплексу ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими и сотрудниками ДОО...