Методические указания. Практические занятия. Математика.
учебно-методический материал на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах
В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина находится в математическом и общем естественно-научном цикле и сформирована за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций у обучающихся:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· применять математические методы для решения профессиональных задач;
· решать текстовые задачи;
· выполнять приближенные вычисления;
· проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;
· понятие величины и ее измерения;
· историю создания систем единиц вычисления;
· этапы развития понятия натурального числа и нуля;
· системы счисления;
· понятие текстовой задачи и ее решения;
· историю развития геометрии;
· основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
· правила приближенных вычислений;
· методы математической статистики.
В рамках изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля:
текущий контроль (зачеты по результатам практических занятий и результатам самостоятельной работы студентов (отметка));
итоговый контроль – дифференцированный зачёт
10 зачетов (текущий контроль (отметка)) за выполнение практических работ на практических занятиях;
9 зачетов (текущий контроль) за выполнение домашних самостоятельных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_ochno_matematika.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Истринский профессиональный колледж Московской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по изучению дисциплины
«МАТЕМАТИКА»
специальности ФГОС СПО:
Преподавание в начальных классах
Дошкольное образование
Истра
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Истринский профессиональный колледж Московской области
Разработчики:
И.И. Филатова, преподаватель математики
Рекомендованы Методическим советом государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Истринский профессиональный колледж Московской области
Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
Продление действия Методических указаний студентам
Методические указания пересмотрены, обсуждены и одобрены на исполнение в 20__/20____уч. году. Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
Методические указания пересмотрены, обсуждены и одобрены на исполнение в 20__/20____уч. году. Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
Методические указания пересмотрены, обсуждены и одобрены на исполнение в 20__/20____уч. году. Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
Методические указания пересмотрены, обсуждены и одобрены на исполнение в 20__/20____уч. году. Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
Методические указания пересмотрены, обсуждены и одобрены на исполнение в 20__/20____уч. году. Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
Методические указания пересмотрены, обсуждены и одобрены на исполнение в 20__/20____уч. году. Протокол методсовета № ___ от « ____» ______________ 20___ г.
№ | СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Содержание дисциплины | 7 |
3 | Перечень практических занятий и методика их проведения | 14 |
4 | Перечень самостоятельных работ и методика их выполнения | 26 |
5 | Особенности текущего и итогового контроля по дисциплине | 32 |
6 | Методические указания студентам к выполнению самостоятельной работы по дисциплине | 33 |
7 | Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины | 40 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах
В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина находится в математическом и общем естественно-научном цикле и сформирована за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций у обучающихся:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять математические методы для решения профессиональных задач;
- решать текстовые задачи;
- выполнять приближенные вычисления;
- проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;
- понятие величины и ее измерения;
- историю создания систем единиц вычисления;
- этапы развития понятия натурального числа и нуля;
- системы счисления;
- понятие текстовой задачи и ее решения;
- историю развития геометрии;
- основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
- правила приближенных вычислений;
- методы математической статистики.
В рамках изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля:
текущий контроль (зачеты по результатам практических занятий и результатам самостоятельной работы студентов (отметка));
итоговый контроль – дифференцированный зачёт
10 зачетов (текущий контроль (отметка)) за выполнение практических работ на практических занятиях;
9 зачетов (текущий контроль) за выполнение домашних самостоятельных работ.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Лекции | 16 |
практические занятия | 16 |
в том числе: | - |
Решение задач по заданию преподавателя | 11 |
Контрольная работа | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений Подготовка презентации Анализ страниц учебников в начальной школе Консультации к дифференцированному зачету | 6 4 1 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 1 час. Лекция носит ознакомительный характер, дает представление о дисциплине, 2 часа практических занятий в форме решения задач по задания преподавателя (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 часа самостоятельной работы (подготовка сообщений) (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Понятие, объект и предмет математики.
- Математический язык.
- Математические понятия предложения доказательства.
Раздел I
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ
Тема 1.1. Понятие множеств
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 1 час аудиторных занятий, 1 час практического в форме решения задач по заданию преподавателя (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 часа самостоятельной работы с информационными средствами («Начальная школа») (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Понятие множества. Подмножества.
- Изображение отношения между множествами при помощи кругов Эйлера-Венна.
Тема 1.2. Операции над множествами
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 2 часа, 2 часа практических занятий в форме контрольной работы по заданию преподавателя (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.)
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Операции над множествами.
- Классификация множеств.
- Геометрическая фигура, как непустое множество точек
Раздел II
ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ
Тема 2.1. Понятие величины и понятие измерения
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 2 часа, 1 час аудиторного занятия в форме решения задач по заданию преподавателя, с фронтальным и групповым обсуждением систем единиц измерения (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 часа самостоятельной работы (подготовка сообщений) (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 1.2. Проводить уроки.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Понятие величины как свойство предметов и явлений реального мира.
- Понятие измерения величины.
- Системы единиц измерения величин
Раздел III
ПОНЯТИЧЕ ЧИСЛА И ЗАПИСЬ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Тема 3.1. Позиционные и непозиционные системы счисления.
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 1 часа аудиторных занятий, 1 час занятий по типу семинар с обсуждением позиционных и непозиционных систем счисления по заданию преподавателя (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.), 1 час аудиторных практических занятий в форме контрольной работы по заданию преподавателя (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 час самостоятельной работы (подготовка сообщений) (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 1.2. Проводить уроки.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Этапы развития натурального числа и нуля.
- Позиционные и непозиционные системы счисления
Тема 3.2. Запись и чтение чисел в десятичной системе счисления
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 1 час аудиторных занятий, 2 часа аудиторных занятий в форме решения задач по заданию преподавателя, с фронтальным и групповым обсуждением записи чисел в десятичной системе счисления (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 час самостоятельной реферативной работы (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 1.2. Проводить уроки.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Запись и чтение чисел в десятичной системе счисления
Раздел IV
ПОНЯТИЕ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ И ПРОЦЕСС ЕЁ РЕШЕНИЯ
Тема 4.1. Математическое моделирование реальных процессов
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 2 часа аудиторных занятий, 1 час аудиторных занятий в форме решения задач по заданию преподавателя, с фронтальным и групповым обсуждением этапов моделирования и видов моделей (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 2 часа самостоятельной работы с информационными средствами, по типу Презентация (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Математический язык
- Математическое моделирование реальных процессов.
- Этапы моделирования.
- Виды моделей
Тема 4.2. Решение текстовой задачи как переход от словесной моделей реальных ситуаций к математической модели
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 3 часа аудиторных занятий, 2 часа аудиторных практических занятий в форме контрольной работы по заданию преподавателя (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 часа самостоятельной работы (подготовка сообщений) (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Решение текстовой задачи как переход от словесной моделей реальных ситуаций к математической модели.
Раздел V
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИИ
Тема 5.1. Геометрическая фигура и их основные свойства
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 1 час аудиторных занятий, 2 часа аудиторных занятий в форме решения задач по заданию преподавателя, с фронтальным и групповым обсуждением (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 1 часа самостоятельной работы (подготовка сообщений) (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Геометрическая фигура и тело
- Основные свойства геометрических фигур
Раздел VI
МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Тема 6.1. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), носит образовательный характер и рассчитана на 2 часа аудиторных занятий, 1 час аудиторных занятий в форме решения задач по заданию преподавателя, с фронтальным и групповым обсуждением методов статистической обработки (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.) и 2 часа самостоятельной работы с информационными средствами, по типу Презентация (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения планировать внеурочные занятия.).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Основные понятия математической статистики.
- Методы математической статистики.
- Статистическая обработка информации и результатов иследования
КОНСУЛЬТАЦИИ.
5 часов аудиторных занятий в форме консультаций.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
- Элементы теории множеств
- Величины и их измерения
- Понятие числа и запись целых неотрицательных чисел
- Понятие текстовой задачи и процесса ее решения
- Методы математической статистики
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Практическое занятие № 1 (2ч)
1 час. Отработка умения анализировать структуру математических понятий
Задание:
Тест:
а) Укажите существенные свойства для понятия Р: «квадрат»
1. Быть прямоугольником.
2. Иметь равные диагонали.
3. Быть параллелограммом.
4. Иметь противолежащие стороны равными.
5. Иметь периметр Р=4к.
6. Быть трапецией.
7. Быть ромбом.
8. Лежать в плоскости X.
б) Укажите в ответ номера верных утверждений
1. В любом выпуклом четырёхугольнике все углы – прямые.
2. Существует выпуклый четырёхугольник, все углы которого прямые.
3. В любом выпуклом четырёхугольнике все углы – тупые.
4. Существует выпуклый четырёхугольник, все углы которого – тупые.
в) Какой фигурой является понятие имеющее следующее содержание: «быть четырёхугольником, иметь равные диагонали, иметь противолежащие стороны параллельными»
1. Квадрат.
2. Прямоугольник.
3. Трапеция.
4. Недостаточность свойств.
г) Укажите какие понятия (представления) изучаются в начальной школе
1. Квадрат.
2. Прямоугольник.
3. Трапеция.
4. Круг.
5. Окружность
6. Ромб
д) Продолжи: «существенные свойства – это такие свойства…»
Методические указания и порядок выполнения
Используя математические понятия («Математическая энциклопедия», справочная литература, учебники начальной школы «Математика») выбрать нужный ответ в тесте, обвести кружком цифру соответствующую верному ответу, если к заданию приводятся варианты ответов, нужно вписать, в отведённое для этого места ответ, если варианты ответа не приводятся
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» правильными должны быть от 50 до 100% ответов
2 час. Отработка умения анализировать структуру математических понятий через род и видовое отличие.
Задание:
Математический диктант
1. Дать определение понятия.
2. Указать вид определения.
3. Указать род.
4. Указать видовое отличие.
5. Привести пример, как используются (или где используются) в начальной школе на уроке математики
Методические указания и порядок выполнения
В письменной форме записать определения, указать вид определения, род и видовое отличие, если это возможно, показать, как используется в начальной школе на уроках математики и на внеурочных занятиях
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Раздел I ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ
Тема 1.1. Понятие множества
Практическое занятие № 2 (1ч)
Отработка умения изображать отношения между множествами при помощи кругов Эйлера-Венна
Задание:
Решение задач по заданию преподавателя
1. Изобразите на кругах Эйлера-Венна в каких отношениях находятся множества A,B,C,D,E
А – множество цифр в записи числа 123456
Б – множество цифр в записи числа 12221
C – множество цифр в записи числа 7990
D – множество цифр в записи числа 4579
E = {1,2}
2. Назовите эти отношения, ответ обоснуйте
3. Укажите, где используются эти отношения в начальной школе
4. Укажите ещё несколько множеств, равных множеству C
5. Укажите все подмножества C
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет, учебники математики начальной школы), подготовить в письменной форме свой вариант ответов по предложенным задачам.
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» правильными должны быть от 50 до 100% ответов
Тема 1.2. Операции над множествами
Практическое занятие № 3 (2ч)
Отработка умения выполнять операции над множествами
Задание:
Контрольная работа (2 часа)
1. Запишите дистрибутивный закон пересечения относительно объединения и проверьте справедливость равенства на кругах Эйлера-Венна:
А={4,6,8}, B={2,3,4,5}, C={1,2,3,4}
2. Даны множества:
А={20,12,11,13,21}, B={11,15,21,14}, C={21,13,20}, Х={51,15,31}
Запишите множества: а) А∩С, б) ВUX, в) (AUX)∩B
3. А – множество цифр числа 321637, В – множество цифр числа 7313
Запишите А\В
4. А={x|xϵN, x<20}, BcA, CcA
B={x|xϵN, x – кратно 3}, C={x|xϵN, x – кратно 4}
Какие числа являются элементам множества A∩(BUC)
5. Укажите страницы учебника «Математика, 1 кл.», где дети работают с понятием по теме «Множества. Операции над множествами»
Методические указания и порядок выполнения
Прочитать внимательно текст контрольной работы, оформить титульный лист, используя различные источники информации, подготовить в письменной форме ответы на вопросы своего варианта, ответы должны быть логичные, точные, обязательно показать, как данный вопрос работает в школе (пример).
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Раздел II ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ
Тема 2.1. Понятие величины и понятие измерения.
Практическое занятие № 4 (1ч)
Отработка умения применять математические методы для решения профессиональных задач.
Задание:
Составление таблицы: «Анализ системы единиц измерения»
23м 06см | …см | длина | 4кл 1ч стр97 №16 |
2ч 45мин | …сек | … | … |
62335кг | …т …кг | … | … |
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет), подготовить в письменной форме (таблица) ответы по предложенным задачам. Нужно вместо пропуска вставить нужные численные значения величины во вторую колонку таблицы, в третью колонку – записать величины, в четвёртую колонку – привести примеры заданий которые используют данную величину в начальной школе
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Раздел III ПОНЯТИЕ ЧИСЛА И ЗАПИСЬ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Тема 3.1. Позиционные и непозиционные системы счисления
Практическая занятие №5 (2ч)
1 час. Отработка умения применять математические методы для решения профессиональных задач.
Задание:
Анализ позиционных и непозиционных систем счисления
Арабская система счисления | Римская система счисления | Система счисления Древнего Египта | Система счисления Древней Руси |
1948 | |||
CCCLXXIV | |||
ϼ∩∩ІІ | |||
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет, сообщения студентов), подготовить в письменной форме ответы по предложенным задачам. Нужно вместо пропусков вставить нужные численные значения и в конце заполнения таблицы сделать вывод, взято ли данное число из позиционной или непозиционной системой счисления.
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» правильными должны быть от 50 до 100% ответов
2 час. Отработка умения записывать число в системе счисления с основанием р, переводить число из одной системы счисления в другую, сравнивать и выполнять действия над числами
Задание:
Контрольная работа (1 час)
1. Представить число в виде суммы степеней с коэффициентами:
100123 , 5600810 , 356001p .
2. Какие числа представлены следующими многочленами:
3*45+2*43+1*4+3; 5*107+6*105+3*102
3. При каком X верно неравенство
2056=X10 ; 780510=X7
4. Сравни числа: 31024 и 4568
5. Сколько десятков, сотен, тысяч в числе 29071
Методические указания и порядок выполнения
Прочитать внимательно текст контрольной работы, оформить титульный лист, используя различные источники информации, подготовить в письменной форме ответы на вопросы своего варианта, ответы должны быть логичные, точные, обязательно показать, как данный вопрос работает в школе (пример).
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Тема 3.2. Запись и чтение чисел в десятичной системе счисления
Практическая занятие №6 (2ч)
1 час. Отработка умения применять математические методы для решения профессиональных задач.
Задание:
Работа по страницам учебника «Математика» по теме: «Нумерация»
1. Нумерация чисел в концентре «Десяток»
2. Нумерация чисел 10-20
3. Нумерация 21-100
4. Нумерация чисел в концентре «Тысяча»
5. Нумерация многозначных чисел
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет), подготовить в письменной форме свой ответ на предложенные задания. Инструкция:
1. Найди тему
2. Укажи сколько уроков по данной теме
3. Укажи цель каждого урока (ПУУД)
4. Укажи методы и приёмы
5. Укажи средства обучения
6. Укажи методическое назначение заданий по данной теме
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» правильными должны быть от 50 до 100% ответов
2 час. Отработка умения решать задачи по записи чисел в десятичной системе счисления
Задание:
Математический диктант
1. Написать число содержащее:
а. 3 ед. 8,4,2 разр.
Как называются эти разряды?
б. 24 ед. 3 кл., 5 ед. 1 кл.
Как называются эти классы?
2. 4730132013
а. Назвать высший разряд числа
б. Указать в числе классы и число ед. в каждом классе
в. Сколько ед. содержится в 7р.?
Как называется этот разряд?
г. Записать число в виде суммы разрядных слагаемых
д. Запишите наибольшее и наименьшее число содержащее столько же разрядов что и данное
е. Записать наибольшее и наименьшее число, изображённое теме же цифрами что и данное
Методические указания и порядок выполнения
Записать ответ на каждое задание в строчку, через запятую, если не знаете ответ, поставьте точку. Сделайте взаимопроверку. Сделайте самопроверку по ответам, записанным на доске. Оцените.
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Раздел IV ПОНЯТИЕ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ И ПРОЦЕССА ЕЁ РЕШЕНИЯ
Тема 4.1. Математическое моделирование реальных процессов
Практическая занятие №7 (1ч)
Отработка умения применять математические методы для решения текстовых задач.
Задание:
Работа по страницам учебника «Математика в начальной школе» по теме: «Работа над задачей»
1. Понятие «Задача»
2. Понятие «Составная задача»
3. Задачи с пропорциональными величинами
4. Задачи на движение
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет), подготовить в письменной форме свой ответ на предложенное задание. Инструкция:
1. Найди тему
2. Укажи сколько уроков по данной теме
3. Укажи цель каждого урока (ПУУД)
4. Укажи методы и приёмы
5. Укажи средства обучения
6. Укажи методическое назначение заданий по данной теме
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» правильными должны быть от 50 до 100% ответов
Тема 4.2. Решение текстовой задачи как переход от словесной модели реальной ситуации к математической
Практическая занятие №8 (2ч)
Отработка умения решать текстовые задачи
Задание:
Контрольная работа (2 часа)
Студентам предлагается задачи из учебника «Математика. 4кл.»
Методические указания и порядок выполнения
Прочитать внимательно текст контрольной работы, оформить титульный лист, используя различные источники информации, подготовить в письменной форме ответы на вопросы своего варианта, ответы должны быть логичные, точные, обязательно оформить работу так же, как и учащийся в начальной школе. Инструкция:
1. Запишите краткую запись
2. Запишите схему
3. Запишите решение и ответ
4. Проверка
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Раздел V ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИИ
Тема 5.1. Геометрические фигуры и их основные свойства
Практическая занятие №9 (2ч)
1 час. Отработка умения применять математические понятия и методы для решения профессиональных задач.
Задание:
Работа по страницам учебника «Математика в начальной школе» по теме: «Геометрические понятия и фигуры»
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет), подготовить в письменной форме ответы по предложенным задачам. Инструкция:
1. Найди тему
2. Укажи сколько уроков по данной теме
3. Укажи цель каждого урока (ПУУД)
4. Укажи методы и приёмы
5. Укажи средства обучения
6. Укажи методическое назначение заданий по данной теме
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» правильными должны быть от 50 до 100% ответов
2 час. Отработка умения решать задачи с использованием свойств геометрических фигур
Задание:
Тестирование
А. Треугольник обладает следующими свойствами
1. Иметь 3 угла
2. Иметь равные длины двух сторон
3. Иметь периметр
4. Это треугольник ABC
5. Треугольник можно разделить на 2 одинаковые части
Б. Сколько треугольников
1. Один 2. Два 3. Три 4. Четыре 5. Пять 6. Шесть
С.
1. Убери 4 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата
2. Переложи 4 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата
3. Переложи 4 палочки так, чтобы стало 3 квадрата
Д. Укажите какие свойства являются общими и какими отличаются следующие фигуры: равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный треугольники.
Е. Задание из учебника «Математика. 4кл.»
Методические указания и порядок выполнения
Используя математические понятия («Математическая энциклопедия», справочная литература, учебники начальной школы «Математика») выбрать нужный ответ в тесте, обвести кружком цифру соответствующую верному ответу, если к заданию приводятся варианты ответов, нужно вписать, в отведённое для этого места ответ, если варианты ответа не приводятся.
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
Раздел VI МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Практическая занятие №10 (1ч)
Отработка умения проводить элементарную обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически.
Задание:
Анализ методов статистической обработки:
«В классе 30 человек, контрольную работу на «5» написало – 10 человек, на «4» - 12 человек, на «3» - 6, на «2» - 2.»
Методические указания и порядок выполнения
Используя различные источники информации (лекционные записи, текст учебников, Интернет), подготовить в письменной форме свои ответы по предложенным задачам по плану:
1. Провести обработку информации или результатов
2. Представить полученные данные графически
3. Указать метод статистической обработки
Критерии оценок
Для получения оценки «5» правильными должны быть от 75 до 100% ответов
Для получения оценки «4» правильными должны быть от 55 до 75% ответов
Для получения оценки «3» правильными должны быть от 40 до 55% ответов
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студента № 1 (1ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка сообщения по теме: «Роль математики в жизни общества»
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить сообщение для участия на практических занятиях по указанной теме.
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
30 мин – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,
30 мин – анализ и оформление сообщения (возможно в электронном виде).
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю сообщение на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Роль математики в жизни общества».
Раздел I ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ
Тема 1.1. Понятие множеств
Самостоятельная работа студента № 2 (1ч)
Работа по страницам учебника «Математика» в начальной школе (1 класс)
Задание:
План-конспект страниц учебника «Математика» (1 класс) по теме: «Теория множеств»
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебника «Математика» (1 класс), в форме плана-конспекта кратко отразите, какие понятия теории множеств используются и с какой целью.
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
30 мин – знакомство с текстом учебника «Математика» (1 класс)
30мин – анализ, конспектирование и оформление конспекта (возможно в электронном виде).
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю конспект на проверку и принять устное участие в работе по предмету: «Математика и методика преподавания математики в начальной школе».
Раздел II ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ
Тема 2.1. Понятие величины и понятие измерения.
Самостоятельная работа студента № 3 (1ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка сообщения по теме: «История создания систем единиц измерения величин»
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить сообщение для участия на практических занятиях по указанной теме при изучении величин в начальной школе (предмет «Математика и методика преподавания математики в начальной школе»).
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
30 мин – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,
30 мин – анализ и оформление сообщения (возможно в электронном виде).
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю сообщение на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Величины и их измерения».
Раздел III ПОНЯТИЕ ЧИСЛА И ЗАПИСЬ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Тема 3.1. Позиционные и непозиционные системы счисления
Самостоятельная работа студента № 4 (1ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка сообщения по теме: «Позиционные и непозиционные системы счисления (на примере Древней Руси и Древнего Вавилона)».
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить сообщение для участия на практических занятиях по указанной теме в начальной школе (предмет «Математика и методика преподавания математики в начальной школе»).
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
1 ч – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет, анализ и оформление сообщения в электронном виде.
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю сообщение на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Понятие числа и запись целых неотрицательных чисел».
Тема 3.2. Запись чтения чисел в десятичной системе счисления.
Самостоятельная работа студента № 5 (1ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка сообщение по теме: «История возникновения и развития понятий натурального числа и нуля».
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить сообщения для участия на практических занятиях по указанной теме в начальной школе (предмет «Математика и методика преподавания математики в начальной школе»).
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
1 ч – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет, анализ и оформление сообщения в электронном виде.
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю сообщение на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Понятие числа и запись целых неотрицательных чисел».
Раздел IV ПОНЯТИЕ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ И ПРОЦЕССА ЕЁ РЕШЕНИЯ
Тема 4.1. Математическое моделирование реальных процессов
Самостоятельная работа студента № 6 (2ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка презентации по теме: «Математическое моделирование реальных процессов»
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить презентацию для участия на практических занятиях по методике преподавания математики в начальной школе
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
1 ч – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,
1 ч – оформление презентации.
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю презентацию на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Понятие текстовой задачи и процесса её решения».
Тема 4.2. Решение текстовой задачи как переход от словесной модели реальной ситуации к математической
Самостоятельная работа студента № 7 (1ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка сообщения по теме: «Математический язык и использование его при моделировании».
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить сообщение для участия на практических занятиях по указанной теме в начальной школе (предмет «Математика и методика преподавания математики в начальной школе»).
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
30 мин – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,
30 мин – анализ и оформление сообщения (возможно в электронном виде).
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю сообщение на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Понятие текстовой задачи и процесса её решения».
Раздел V ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИИ
Тема 5.1. Геометрические фигуры и их основные свойства
Самостоятельная работа студента № 8 (1ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка сообщения по теме: «Из истории развития геометрии».
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить сообщение для участия на практических занятиях по указанной теме в начальной школе (предмет «Математика и методика преподавания математики в начальной школе»).
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
30 мин – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,
30 мин – анализ и оформление сообщения (возможно в электронном виде).
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю сообщение на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «История развития геометрии».
Раздел VI МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСКТИКИ
Тема 6.1. Понятие метода математической статистики
Самостоятельная работа студента № 9 (2ч)
Работа с учебными пособиями, справочной литературой, ресурсами Интернет
Задание:
Подготовка презентации по теме: «Методы математической статистики»
Методические указания и порядок выполнения
Используя текст учебных пособий, справочной литературы, ресурсы Интернет, подготовить презентацию для участия на практических занятиях по методике преподавания математики в начальной школе
Распределение времени на выполнение самостоятельной работы:
1 ч – знакомство с текстом учебных пособий, справочной литературы, ресурсами Интернет,
1 ч – оформление презентации.
Критерии оценок
Для получения оценки «зачтено» необходимо сдать преподавателю презентацию на проверку или принять устное участие в работе по вопросу: «Методы математической статистики».
КОНСУЛЬТАЦИИ
- Элементы теории множеств
- Величины и их измерения
- Понятие числа и запись целых неотрицательных чисел
- Понятие текстовой задачи и процесса ее решения
- Методы математической статистики
ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО И
ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В рамках изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля:
текущий контроль (зачеты по результатам практических занятий и результатам самостоятельной работы студентов);
итоговый контроль (дифференцированный зачет, который выставляется по результатам выполненной работы):
10 зачетов (текущий контроль) за выполнение практических работ на практических занятиях;
9 зачетов (текущий контроль) за выполнение домашних самостоятельных работ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
студентам
К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сообщение
Это устное изложение на определенную тему.
Подготовка сообщения осуществляется по следующему алгоритму:
- Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
- Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
- Составить план сообщения.
- Прочитать текст и отредактировать его.
Реферат
Это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы и проч.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
- Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
- Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
- Заключительный - оформление реферата.
- Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции, Круглом столе и пр.)
Структура реферата:
- Титульный лист
- Содержание (оглавление): излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.
- Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.
- Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата. В основной части излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются.
- Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа рассматриваемого вопроса.
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
- Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола.
- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
- Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
- Каждая глава начинается с новой страницы.
Конспект
- Конспект - это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.
- Существует две разновидности конспектирования:
- конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья);
- конспектирование устных сообщений (например, лекций).
- Конспект может быть кратким или подробным.
- Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию.
- Успешность конспекта зависит от умения структурировать материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.
- Если вы работаете с печатным источником, надо знать, что текст состоит из абзацев. Их назначение - облегчить зрительное восприятие текста и обозначить начало новой авторской мысли, положения. Очень важно научиться выражать главную мысль, заключенную в абзаце, своими словами, сохранив при этом логику изложения текста автором. Иногда из абзаца можно извлечь не один, а несколько тезисов.
Общие рекомендации по составлению конспекта
- Определите цель составления конспекта.
- Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
- Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
- Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
- Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
- Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
- Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
- Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
- Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля
- При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Технические требования к оформлению рефератов и конспектов
- Работа выполняется на листах формата А-4.
- Применяется шрифт Times New Roman, кегль для текста 14, для заголовков 16 полужирный.
- Текст отделяется от заголовка двумя пробелами.
- Каждый структурный элемент работы начинается с нового листа
- Интервал – полуторный, кроме титульного листа (однострочный).
- Отступы: сверху, снизу – 20 мм; слева – 30 мм, справа – 10 мм.
- Нумерация страниц сверху по центру, начиная со второго листа.
- Соблюдение красной строки.
- В тексте обязательно должны быть ссылки на источники, указанные в списке литературы. Ссылки обозначаются номером книги в квадратных скобках. Например, [5] или цитата [5, С. 27].
- Список литературы пронумерован и составляется по алфавиту.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис. и её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине.
Работа с книгой
Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников.
Для поиска специальной научной литературы следует использовать:
— предметные и систематические каталоги библиотек;
— библиографические указатели “Новая литература по специальным и гуманитарным наукам”;
— библиографические указатели “Книжная летопись” и “Летопись журнальных статей”;
— реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;
— указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.
Чтение текста
Общепринятые правила чтения таковы:
1. Текст необходимо читать внимательно - т.е. возвращаться к непонятным местам.
2. Текст необходимо читать тщательно - т.е. ничего не пропускать.
3. Текст необходимо читать сосредоточенно - т.е. думать о том, что вы читаете.
4. Текст необходимо читать до логического конца - абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д.
Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления.
Работа с Интернет ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации.
В первую очередь нужно обращать внимание на собственно научные труды признанных авторов. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Оформление Интернет-информации:
Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы. Желательно указывать подобные источники отдельным списком, после «традиционных» источников. Например, под заглавием «Ресурсы Интернет».
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Например:
1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.
Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет-источники.
Библиографическое описание источника
1. Типовые требования к библиографическому описанию источников (книг, статей) законодательно определены в сборнике «Библиографическое описание документа.
2. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. - Введ. 01.01.86. - М., 1984. - 75 с. Однако, поскольку в последние годы распространилось репринтное воспроизведение изданий прежних лет, эти требования выдерживаются не всегда. Слепое копирование сносок может привести к нежелательному разнобою в вашей работе.
3. Прежде всего, обращайте внимание на расположение инициалов (до или после фамилии), на отсутствие точки перед «косыми», на пагинаж (указание количества страниц). Название издательства указывать не обязательно, но в каждом списке должно быть выдержано единообразие.
4. Образец описания сборника:
Сборник одного автора: Методологические проблемы современной науки /Сост. А. Т. Москаленко. - М.: Политиздат, 1979. - 295 с,
5. Библиографическое описание книги одного или нескольких авторов:
Иванов Е. Меткое московское слово: Быт и речь старой Москвы. - М., 1989. -316 с.
6. Если авторов более грех, то в сокращенном описании указываются только первые три фамилии:
Баядаев Д. С., Горелов В. К, И су по в И. М. и др. Обычно список открывает фамилия руководителя авторского коллектива (не по алфавиту): Граник Г. Г., Концевая JI. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
7. Статья из газеты или журнала:
Кио И. Г. Что такое цирк? //Вестник театра. - 1997. - № 1. - С. 12-16.
8. Статья из энциклопедии или словаря:
Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1974. - Т. 16. - С. 393- 395.
Решение ситуативных задач
Задача — это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи — процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств. Решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.
Алгоритм решения задач
1. Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.
2. Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3. Произведите краткую запись условия задания.
4. Если необходимо составьте таблицу, схему, рисунок или чертёж.
5. Определите метод решения задания, составьте план решения.
6. Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.
7. Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8. Проверьте правильность решения задания.
9. Произведите оценку реальности полученного решения.
10. Запишите ответ.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная:
1. Калинченко А.В., Шикова Р.Н., Леонович Е.Н. Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования/ А.В. Калинченко. Москва: Академия, 2014
2. Моро М.И. Математика: Учебники для 1– 4 классов в 2-х частях/ М.И. Моро. Москва: Просвещение, 2011.
4. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по спец. 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» / Москва: Просвещение, 1988.
Дополнительная:
1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе/ А.В. Белошистая . Москва: Владос, 2005.
2. Миндюк Н.Г. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятности/ Н.Г. Миндюк. Москва: Просвещение, 2008.
3. Окунева В. Ф. Урок математики на тему «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями»/ В. Ф. Окунева. Начальная школа, 2006.
4. Тихоненко А. В., Русинова М. М., Налесная С. Л., Трофименко Ю. В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе/ А. В. Тихоненко. Феникс, 2008.
5. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике/ Л. М. Фридман . Либроком, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"
Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"...
Методические указания по дисциплине «МАТЕМАТИКА» для выполнения практических работ для студентов по теме "Пределы и их свойства"
Методические указания по дисциплине «МАТЕМАТИКА» для выполнения практических работ созданы в помощь студентам для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Для п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий 10800.02 (35.01.13) "Тракторист - машинист с/х производства»110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности&ra...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02(35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »...