МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов по проведению
практических занятий
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Для профессии
110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_bzh_elektriki.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов по проведению
практических занятий
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности »
Для профессии
110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Составлена: преподаватель - Землянская А.А
Южно-Сахалинск
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………...3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1………………………………………………………...7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2………………………………………………………...9
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3………………………………………………………..10
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4……………………………………………………......11
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5 ……………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….....15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие методические указания по выполнению практических работ предназначены для студентов, обучающихся по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» 110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Целью учебной дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Цель практических занятий - формирование и развитие общеучебных умений и навыков по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.
Выполнение практических работ направлено на закрепление полученных в ходе изучения тем знаний и реализацию выполнения требований к уровню подготовки студентов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практические занятия существенно повышают качество знаний, их глубину, конкретность, оперативность, значительно усиливают интерес к изучению дисциплины, помогают обучающимся полнее осознать практическую значимость общественных наук.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
ПК 2.2. Выполнять ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
ПК 3.1. Выполнять накладку электродвигателей, генераторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры.
ПК 3.2. Выполнять капитальный ремонт электродвигателей генераторов, трансформаторов.
ПК 3.3. Устранять неисправности в трансформаторных подстанциях напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.
ПК 4.1. Выполнять монтаж воздушных линий напряжением 0,4 кВ.
ПК 4.2. . Выполнять монтаж воздушных линий напряжением 10 кВ.
ПК 4.3. Выполнять монтаж трансформаторных подстанций напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.
ПК 4.4. Выполнять техническое обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.
ПК 5.1. Управлять автомобилями категории «С».
ПК 5.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 5.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств пути следования.
ПК 5.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 5.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 5.6. проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно- транспортного происшествия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Методические рекомендации включают в себя:
- Перечень тем и заданий для практических работ.
- Методические указания и пояснения по выполнению данных работ.
- Критерии оценки практических работ.
- Формы контроля за выполнением данных работ.
5. Литературу, необходимую для выполнения данных работ.
Таблица № 1
Перечень тем и заданий для практических работ
№ работы | Название темы | Задание для практической работы | Кол-во часов |
1 | Средства индивидуальной защиты | 1. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о медицинских средствах защиты. 2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку. 3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП) | 2 |
2 | Характеристика ЧС природного и техногенного характера. | 1.Заполнить таблицу « Классификация ЧС природного и техногенного характера» стр. 52-80 2. Составит памятки поведения населения в ЧС | 4 |
3 | Оказание первой помощи пострадавшим при травмах и ранениях | 1. Научиться останавливать кровотечение при помощи жгута. 2. Научиться накладывать повязки на голову, руки, накладывать шины. 3. Составить памятки оказания первой помощи при ранениях. 4. Ответить на контрольные вопросы. | 4 |
4 |
Особенности ЧС военного характера и террористических актов. | 1. Составить алгоритм (последовательность) поведения при обнаружении взрывных устройств. 2.Составить памятки. | 4 |
Итого: | 14 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП)
Цель: Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты.
Задания:
1. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку.
2. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП)
3. Составить конспект на стр. 63-68, основы безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев.
4. Ответить на контрольные вопросы:
- Что такое рана и какие виды ран вы знаете?
- Как вы обычно обрабатываете раны? Расскажите алгоритм действий.
- Что такое растяжение связок? Вывих? Перелом?
- Что такое давящая повязка и чем она отличается от обычной?
Алгоритм действий:
1. Составить конспект. Записать в тетрадь СИЗ, СИЗОД, мед. средства защиты (учебник стр63-68, «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев -10е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013)
2. Изготовить ВМП
Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос.
3. Надеть противогаз.
4. Надеть ВМП.
5. Ответить на контрольные вопросы письменно в тетради.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно и кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.
Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.
Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.
Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.
Литература:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений под общей ред. А.Т. Смирнова. изд-во «Просвещение – 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: Оказание первой помощи пострадавшим при ранениях и травмах.
Цель: Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, приобретение практических умений наложения повязок, шин.
Задания:
1. Научиться останавливать кровотечение при помощи жгута.
2. Научиться накладывать повязки на голову, руки, накладывать шины.
3. Составить памятки оказания первой помощи при ранениях.
Алгоритм действий:
1. Изучить материал учебника стр. 229-246, «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013. Ответить на контрольные вопросы письменно.
3. Работа в парах: наложить шину, наложить повязки на руку, голову, наложить шину при переломе голени.
4.Составить конспект.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно и кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.
Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.
Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.
Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.
Литература:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: Характеристика ЧС природного и техногенного характера.
Цель: Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС.
Задания:
- 1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС природного и техногенного характера» учебник стр. 52-80, «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
Таблица 1
ЧС природного и техногенного характера | Правила поведения при ЧС | Последствия для населения |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
2. Составить памятки поведения населения в ЧС.
Алгоритм действий:
1. Прочитайте текст стр. 52-80, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
2. Заполните таблицу «Классификация ЧС»
3. Составьте памятки поведения населения в ЧС.
4. Составьте кроссворд по изученной теме.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно и кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.
Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.
Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.
Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.
Литература:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: Особенности ЧС военного характера и террористических актов.
Цель: Закрепление теоретических знаний о терроризме и приобретение практических навыков поведения при обнаружении взрывных устройств.
Задания:
- Составить алгоритм (последовательность) поведения при обнаружении взрывных устройств.
- Составить памятки.
- Составить конспект.
Алгоритм действий:
1.Изучить материал на стр. 115-118 составить конспект «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
2.Составить алгоритм( последовательность) поведения при обнаружении взрывных устройств.
3. Составить памятки по действиям при террористических актах. ( при угрозе террористического акта по телефону, при письменной угрозе, при захвате в заложники).
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно и кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.
Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.
Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.
Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.
Литература:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: Основные понятия о воинской обязанности.
Цель: Закрепление теоретических знаний о воинской обязанности и приобретение практических умений в составлении кроссворда.
Задания:
- Составить кроссворд по изученной теме.
- Проверить знания по изученной теме.
- Составить конспект.
Алгоритм действий:
1.Изучить материал учебника БЖД стр.153- 160, «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
2. Выписать основные формулировки:
- Что означает понятие «воинская обязанность»?
- Что осуществляет правовую основу воинской обязанности и военной службы в РФ?
- Что составляет правовую основу воинской обязанности и военной службы в РФ?
- Что предусматривает воинская обязанность?
- Какие категории граждан должны состоять на воинском учете?
- Как осуществляется воинский учет граждан РФ?
- Каковы обязанности граждан по воинскому учету?
- Что такое мобилизация, какие виды мобилизации различают и в каких случаях она объявляется?
Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?
- Составление кроссворда по изученной теме.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно и кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.
Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.
Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.
Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.
Литература:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
- Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016.
Дополнительные источники:
- Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016.
- Безопасность жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов: Издательский центр "Академия", 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ профессия 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
В методических рекомендациях рассматривается вопросы подхода к написанию рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию ...
Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...
Аналитическая справка по актуализации ОПОП СПО по специальностям/профессиям на основе соответствующих профессиональных стандартов по профессии 35.01.15.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
Аналитическая справка по актуализации ОПОП СПО по специальностям/профессиям на основе соответствующих профессиональных стандартов(в соответствии с Алгоритмом применения профессиональных стандарт...
Рабочая программа 110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы безопасности жизнедеятельности Профессии110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"110800.03 (35...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО дисциплине ОБЖ 110800.02 (35.01.13) "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"
ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы безопасности жизнедеятельностипо профессии110800.02 (35.01.13) Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства;110800.03...
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудовани...