Личность педагога в процессе изучения спецдисциплин в педагогическом колледже
статья на тему

Данная статья рассматривает вопросы подготовки молодых специалистов в процессе изучения МДК по дисциплине "Теория и методика математического развития дошкольников" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихомирова Н.Д.,  

    ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1,

Санкт-Петербург

 Личность педагога  в процессе   изучения спецдисциплин в педагогическом колледже

Кому  сегодня приходится продолжать дело лучших педагогов прошлого, с какими проблемами и трудностями в наши дни сталкиваются студенты в процессе обучения, каким они видят современного педагога?  Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом изучения которой является другой человек.  Педагогическую профессию  выделяют из ряда  других  прежде всего по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Своеобразием профессии  является то, что она уже по своей природе имеет гуманистический,  коллективный и творческий характер.   Вот как писал о педагоге С. Л. Соловейчик: « Педагог – это не ангел с крылышками,   не душа в футляре, склеенном  из предписаний начальства, не особого рода существо, будто специально рождённое для поучений….., а живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих и пороках, нескованный, распахнутый для детей  - вот каким должен быть  педагог!»          Осуществляя  подготовку специалистов дошкольного образования в течение многих лет, мы, преподаватели,  понимаем, какую трудную задачу  ставит перед нами государство в формировании личности педагога - воспитателя ДОУ. Ведь в течение всего дошкольного детства одним из основных « авторов» развития личности ребёнка выступает воспитатель.  Поэтому процессы профессионального самоопределения личности постоянно интересуют ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью.                                                                                                                         В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного учреждения мы выделяем:                                              - «человеческие»: ребёнок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним; духовные»: совокупный опыт человечества, направленный на формирование личности ребёнка; «практические»: способы, включающие различные виды деятельности,  в которых происходит общение педагога с детьми, использование современных педагогических технологий;   “личностные”: педагогические способности, индивидуальные особенности педагога как  субъекта  педагогической культуры и собственного жизнетворчества.                                                                                            Правильный выбор человеком профессии свидетельствует о сформированности  личности, его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий.                 К сожалению, не все студенты, обучающиеся в колледже, понимают сложность и ответственность выбранной педагогической профессии. Об этом свидетельствует опрос студентов, в ходе которого им предлагалось ответить, какими качествами должен обладать  современный педагог.  

Таким образом, формирование профессиональной готовности студентов к работе с детьми,  является ведущей задачей учебно-методической деятельности преподавателя педагогического колледжа. В результате  новых подходов к организации  и содержанию обучения, в соответствии с новыми требованиями образовательного стандарта (модульное обучение) у студентов  формируются не только знания и умения, но и ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний). Поэтому мы, как преподаватели,   много внимания уделяем использованию развивающих технологий обучения, которые решают задачи  развития личности студента и формирования  профессиональных компетенций.

В нашей работе широко используется образовательная технология систематизации знаний, где связи изучаемого материала представляются в виде схем, таблиц и др. Студенты анализируют учебный материал, работают со схемами, технологическими картами, используют различные виды систематизации литературы.  Изучая, МДК «Организация занятий по основным общеобразовательным программам ДОУ », разрабатывают модели интеграции дисциплин развития речи детей, математики,  эколологического  образования дошкольников. Интересным видом работы творческого характера является реализация проекта: « Развивающая среда», когда группа студентов планирует размещение дидактических материалов в группе детского сада   и определяет систему работы с этими пособиями.

Большое значение для актуализации потенциала и развития личности имеет технология интерактивного обучения. В ходе обучения используются деловые игры, мозговой штурм и др. Например, при изучении МДК                  «Организация занятий по основным общеобразовательным программам в ДОУ» студенты получают задание подготовить конспекты различных видов совместной образовательной деятельности, провести их на уроке по темам:  «Пособие блоки Дьенеша в развитии логического мышления дошкольников» или использование  пособия « Стосчёт Н.А.Зайцева —за и против?». В ходе таких уроков студенты спорят, советуются друг с другом, постигают истину. Затем приобретённые навыки будут реализованы в процессе прохождения педагогической практики.

Используя технологию критического мышления, мы развиваем у студентов мыслительную деятельность, навыки критического анализа, самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку зрения. Мы стараемся, чтобы самостоятельный поиск информации стал сегодня  важным видом учебной деятельности. На этапе рефлексии знания систематизируются и обобщаются, при этом студенты активно перестраивают старые представления, выделяют новые моменты, наиболее значимые для понимания сути  процесса , что необходимо для их дальнейшей практической работы.

Максимально моделируют реальную профессиональную деятельность технологии компетентностного обучения. Это семинары-дискуссии,  анализ конкретных педагогических ситуаций, решение кейсов.   В ходе изучения методики реализации задач по ознакомлению дошкольников с величиной, геометрическими фигурами, развитии количественных представлений студенты учатся анализировать ошибки воспитателей, аргументировать ответы, давать рекомендации. Следует заметить, что данный вид работы вызывает определённые трудности ,так как  непосредственно связан с практикой работы.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов как на очном, так и очно-заочном отделениях. Она способствует поиску необходимых источников информации, умению анализировать, обобщать, развивает способность искать решения задач и проблем, устанавливать причинно-следственные связи, уметь выдвигать гипотезы и обосновывать их.  При изучении методических аспектов в МДК по «Организации занятий по основным образовательным программам в ДОУ»   студенты подготавливают презентации по темам курса: « Обучение дошкольников решению арифметических задач», «Современные тенденции в обучении детей до школы», разрабатывают содержание методических рекомендаций для родителей, тезисы родительских собраний, подбирают материал для организации выставок («Наши поделки», «Как мы отдыхали летом», « Эти необычные предметы» и др.).

В ходе профессиональной подготовки мы стремимся сформировать практическую готовность студентов, т.е. способность реализовывать сформированные умения на практике в ДОУ. Этому способствуют специальные виды практики. Так, практика « Показательных занятий» знакомит студентов с разными видами образовательной деятельности в детском саду. Студенты учатся анализировать приёмы работы с детьми, начинают осознавать как важно мотивировать детей, использовать разные виды детской деятельности: экспериментирование, логические игры, проблемные ситуации и др. «Летняя практика»  на 3-ем курсе даёт возможность познать как осуществляется досуг детей, организация оздоровительной работы в летний период. Самой  продолжительной является «Практика пробных занятий». В ходе её у студентов формируются навыки практической работы с детьми. Осуществляя в первые недели наблюдение, практиканты со временем приобретают практические навыки работы с детьми и их родителями.

Таким образом, для формирования личности и профессиональной компетентности студента большое значение имеет включение в образовательный процесс развивающих технологий, широкое использование решения профессиональных задач, готовящих к будущей профессии как на уроках, так и на педагогической практике.

И в заключение хочется отметить, что в современных условиях углубляются противоречия между требованиями к личности педагога и фактическим уровнем готовности выпускника педагогического колледжа. Эти проблемы связаны с проблемами в педагогическом образовании:

  • Проблемы нового целеполагания
  • Проблемы новой структуры образования
  • Проблемы обновления содержания образования
  • Проблемы обновления организации, форм и методов

              Поэтому современный студент  должен постоянно трудиться над собой, а мы, преподаватели, должны ему в этом помогать. Пока студент в стенах колледжа, мы всегда заметим его рост, достижения  и будем стимулировать  на дальнейшее углубление своих познаний.  Но, нам важно, чтобы это происходило и в перспективе, когда студент становится молодым специалистом. Это трудная, но выполнимая задача для нашего коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа я...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление кроссворда к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого...