Методы и приемы работы по формированию самопознания личности в процессе изучения художественного произведения
материал по теме

Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_otkorrektirovanno.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самопознания личности в процессе изучения художественного произведения

Контингент студентов, с которым я работаю, особенный: 14% учащихся -  это дети из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 12%  -дети с ограниченными возможностями здоровья. Отличительной особенностью этих студентов является наличие различных нарушений психического здоровья, озлобленность, замкнутость, неумение самостоятельно добывать знания.

Кроме того, действующая методика преподавания нацелена на то, чтобы дать студентам по возможности самостоятельно добывать знания. При таком подходе на уроке должна быть атмосфера борьбы за истину, поиска своих путей к решению проблемы.

Вот почему на протяжении многих лет работы в колледже вопросы нравственности и развития творческих способностей стали для меня определяющими. Но были годы поисков нетрадиционных подходов к преподаванию литературы. е один год ушло на выработку своей методики преподавания, апробирование форм уроков, которые действительно дают результаты.

Главная цель моей педагогической работы - воспитание активной личности, саморегулирующего индивида, способного к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности   на  основе  коммуникации  позитивного   типа  и   принципа социальной ответственности.

В концепции личностно - ориентированного обучения заложено постоянное обращение  к  субъективному  опыту  учащихся  как  опыту  их     собственной жизнедеятельности.   Ценности,   которые  я  формирую  у  учащихся,  помогают студентам осуществлять выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, называемая компетенцией.

Моя профессиональная позиция состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию студента по содержанию обсуждаемой темы.

Передо мной поставлена сложная задача - реализовать на практике компетентный подход, сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

В своей педагогической практике использую различные методы и приёмы частично- поискового и творческого характера, побуждающие студентов к познавательной деятельности.

Программа по литературе включает в себя широкий перечень философских этических, психологических понятий, которые студенты должны усвоить. Если студент не знает значение понятий, он не сможет объяснить и охарактеризовать  поведение, поступки литературных героев, установить структурные связи внутри художественного произведенияи определить его идейно – художественную направленность. Если студент не видит различия между родительской любовью и любовью вообще, ему не разобраться в отношениях Базарова с родителями и Одинцовой. Студенты, не различающие значение слов герой и выскочка, не почувствуют различия между Данко и Лара. Не понимая сущности катастрофического явления войны, можно не оценить поведение человека на войне.

При выполнении заданий по литературе одной логикой не обойтись, так как необходим  образный  подход.  Поэтому  на уроках  литературы  обращаюсь к «философским» свободным диктантам, которые позволяют студентам усвоить сущность   понятий.   Особенность   их   подготовки   и   проведения   имеет специфических черт:

  1. «Философский» свободный диктант может проводиться перед изучением произведения, и тогда он выступает в качестве средств подготовки к восприятию этого произведения.
  2. Учитель оставляет за учеником право принимать или не принимать на вооружение мысли, содержащиеся в «философском» диктанте.
  1. «Философские» диктанты целесообразны для возрастной категории 15-18 лет.
  2. При подготовке «философского» диктанта оценивается содержание и речевое оформление, грамматическая правильность проверяется, но не оценивается.

 Другой вид работы, позволяющий студентам усвоить сущность тех или иных понятий - составление личного толкования понятий. Группа делится намикрогруппы 3-4 человека. Каждая микрогруппа работает с отдельным понятием.

Главное в наработке толковников - обнаружение в деятельности личностного смысла. Составление толковников предшествует работе со словарем. После составления толковников студенты обращаются к толковому словарю и отбирают то значение, которое работает на предложенную для толковника формулировку темы или вопроса. Таким образом, происходит личностная ориентация в словарных статьях. Для составления толковниковвыбираются формулировки, в которых присутствуют многозначные, отвлеченные понятия («Преступление и наказание» Р. Раскольникова; «Подвиг человека на войне»; «Характер и судьба Обломова»; «Мысль семейная»).

Технология составления толковника: в центре страницы имеется взятое для формулировки слово. Оставляется поле, ставится тире и записывается значение слова, понимаемое студентами. Затем участники группы обмениваются значениями слова, записывают друг за другом, обязательно указывая автора мысли (очень важный момент, таккак авторство повышает ответственность за проделанную работу). После обмена значениями слова подводится черта, студенты отбирают наиболее точные значения. На основании этого отбора содержание понятия оформляется в окончательной редакции. Таким образом, составление толковника - это фиксация исследуемого понятия, набор однократных значений, моделирование рабочего смысла определения. Обращение к толковому словарю помогает студентам уточнить варианты содержания формулировки.

В итоге студенты приходят к выводу о том, что письменная работа на одну и ту же тему по одному и тому же произведению может быть принципиально

различной по содержанию. Кроме того, уже к третьему занятию студенты становятся более внимательными в определении содержания понятий.

В целом «философские» свободные диктанты и толковники учат бережному отношению и ответственному обращению со словом.

На примере урока - исследования по пьесе М. Горького «На дне» я продемонстрирую групповой метод работы по исследованию художественного текста. Тема урока «Философское изображение правды жизни».

Задания для групп предлагаются в начале изучения пьесы, как перспективные стимулирующие студентов на изучение произведения.

  1. группа: Чем необычна форма пьесы «На дне»? В чем М. Горький отступает в  ней от правил создания драматических произведений известных вам, например по раннее прочитанным пьесам «Горе от ума» Грибоедова и «Гроза» Островского? Каковы конфликты и сюжет  «На дне»? (Обратите внимание на непривычное определение автором жанра своей пьесы - картины, на особенности диалога  ней). История жильцов ночлежки - это история..., объясните почему?
  2. группа: Объясните смысл названия пьесы (используйте толковник, словарь С.И. Ожегова). Почему автор так подробно описывает ночлежку в ремарке предваряющей начало первого акта? Какой и как изображена жизнь ночлежников  до появления Луки? Что больше всего поражает в описании быта взаимоотношений персонажей? Какие эпизоды потрясают нас, современных читателей?

III        группа: Один из персонажей пьесы Сатин в реплике, завершающей второй
акт, уподобит ночлежников мертвецам: «Мертвецы - не слышат! Мертвецы
I
чувствуют... Кричи... реви... мертвецы не слышат!» Можно ли сказать, что
первый акт - это разговоры в «царстве мертвых»?

Или прав исследователь, считавший, что «Лука, спустившись в подвал, пришел.не в пустыню, а к людям» (И. К. Кузмичев), и до прихода Луки сохранились в той или иной мере живые человеческие черты?

Почему буквально сразу после прихода Луки в ночлежку создается впечатление, «что он уже давно тут, таким «своим» выглядит он здесь» (И.И.Юзовский)?

Эпиграф к уроку:«В условиях этого мира Совесть лишена возможности существовать. Она изгоняется в душевные глубины, на душевные задворки, задворки, забивается там. Совесть, лишенная возможности участвовать в жизни человека, «дичает» (П. Горелов).

Урок состоит из ряда выступлений, в ходе которых задаютвопросыи завершается подведением итогов каждого выступления. В результате студенты приходят к следующим выводам:

1) В начале пьесы Барон произносит: «Дальше!» Эта реплика создает ощущение неотвратимого течения времени (течения по замкнутому кругу, где нет начала и конца).

2) О жизни каждого из героев можно написать отдельную драму. Соединение личных драм в общем сюжете - характерная особенность пьесы, играющая важную роль в воплощении ее идейного смысла.

3) В ночлежку приходит странник Лука, человек из другого мира. Он на мгновение ускоряет пульс замирающей жизни, но спасти «поднять» никого не может.

Подробнее остановлюсь на вопросе нетрадиционного подхода к преподаванию литературы.

1.        На базе кабинета литературы действует «Литературная гостиная», кружок
«Уроки актерского мастерства». Практически в каждой группе есть студенты,
которые занимаются в кружке. Они - то и являются моими помощниками в
создании позитивного начала урока. Это может быть отрывок из монолога
главной героини (А. Н. Островский «Гроза»), строчки стихотворений, подбор
одежды для главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона
Раскольникова Это поможет в начале урока психологическинастроить студентов на дальнейшую работу.

Например: «Дерево достижений». На столе стоит дерево. «Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Тех, кто выбрал красный - желают общаться. Желтый - проявят активность. Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

  1. Не объявляя    целей,    задач    урока,    заинтересовываю    студентов    самой формулировкой проблемы («Зачем и почему лежит Илья Ильич Обломов?»; «Почему Базаров в конце романа умирает?», « С какой целью И. С. Тургенев в самом начале романа знакомит нас с описанием мест, по которым проезжали молодой Кирсанов и его друг Евгений Базаров?).
  2. Составление «режиссерского комментария». Студенты самостоятельно выбирают сюжет (по окончании задания объясняют целесообразность выбранного ими эпизода), определяют содержание авторской мысли и один из студентов выступает в роли режиссера (дает указание к игре актеров: месторасположение на импровизированной сцене, поза, жесты, речь).

4. В системе уроков урок - прогноз занимает особое место задание творческого - исследовательского характера. Изменение одного или нескольких элементов системы для получения новой функции. Предлагаю студентам внести изменения в сюжет или изменить образ литературного героя (например: Обломов женится Ольге. Марфа Игнатьевна Кабанова выступает на стороне Катерины). Этот элемент технологии направлен на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания, самопознания. Я (учитель - мастер) не знаю, какие вопросы возникнут у студентов в ходе исследования. Такие задания предполагают деятельностьстудентов, в которой возможен диалог, решительно ограничивающий монолог учителя и его авторитетного мнения. Здесь явно прослеживается равенство учителя и учащегося.

Рефлексивный этап таких уроков - завершение работы общим анализ пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться и выход на новые проблемы. На этом этапе студенты учатся анализировать свой духовный и нравственный опыт, свое настроение и отношение, высказывать свои суждения.

Таким образом, я постоянно размышляю над смыслом выбранного пути, добиваюсь, чтобы  никто из участников мастерской не ушел обиженным, учитываю, чтокаждый человек имеет свой жизненный опыт и может им пользоваться по своему выбору и усмотрению.

Создаю условия для творчества, фантазии и воображения.

5.Задание на выделение элемента из системы и преобразование его самостоятельную систему. По авторским ремаркам, репликам героев пьесы Островского «Гроза» представьте жизнь города Калинова.

6.При знакомстве с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души» провожу ypoк -вернисаж, в котором в качестве экспонатов выставки выступают персонажи поэмы, которые располагаются полукругом перед группой (за месяц до урока роли распределяются, на занятии кружка проходят репетиции). Учитель-мастер, он же экскурсовод, рассказывает о каждом из них. Каждый из персонажей имеет право возражать против представленных фактов, приводя аргументы в пользу своего героя. Спорить и доказывать невозможно, не зная текста. 5-7 учащихся из группы прочитают текст, что послужит стимулом для остальных.

7. При изучении классических произведений необходимо проводить параллель с современностью. Решить эту задачу помогает урок «Круглый стол», в котором принимают  участие   психологи,   юристы,   журналисты.   «Круглый   стол» проводится по одной из главных ключевых проблем произведения.

 Какой эпизод является ключевым в драме А. Н: Островского «Гроза»? Может быть, выкрики барыни «Что, девка?! Красота - то куда ведет? В омут!..». (В обществе Диких и Кабановых нельзя быть красивым, умным, ярким или гнуться, как Борис, или изворачиваться, как Варвара, или в омут, как Катерина?..)

Как показать студентам, не жившим при домострое, трагическую остроту конфликта?

Группа специалистов получает задание подготовиться к урокам по вопросам: «Эмансипация - благо или зло», «Утрачиваем ли мы сейчас нравственные традиции?», «Кого сейчас больше: Катерин или Варвар?», «Какая в этом роль семьи, семейного воспитания?».

Вывод: такой урок раскрепощает творческуюактивностьстудентов. Происходит глубокая проработка текста в поисках связи классики с современностью.

Главная функция такого урока - формирование умения вести дискуссию, сплочение коллектива в поисках истины.

Более сложная форма занятий - урок - деловая игра «Встать! Суд идет!». Происходит пытка интеллектуальная и нравственная, которой подвергает своих героев и читателей Ф. М. Достоевский. В мастерской учащиеся выступают в роли испытуемых, а учитель - мастер - испытатель.

На уроке студенты вместе со мной и автором пытаются докопаться до глубинного смысла звучащих в романе слов Р. Раскольникова: «...А, впрочем, как это подло все...» Что - все? Почему подло? Всегда было подло? Или стало? И с каких пор?

Постоянный мотив романа «подлец - человек». Кому принадлежат эти слова? О чем эта мысль? Кому принадлежат эти слова? По Достоевскому получается, что человеку надо доказывать, что он не подлец, что он может быть человеком? Как доказать? Страданием или жертвами? А Соня Мармеладова?

На уроке наблюдается накал нравственной атмосферы. Студенты мечутся в поисках выхода. Нравственное утомление студентов после урока - это не апатия:;;; просветление (Ребята не перестают обсуждать проблему выхода на последующих уроках).

  1. Непредсказуем в своем развитии урок - диспут. Обсуждение проблемы может принять неожиданный поворот. На таком уроке студенты дают рецензию произведению. При изучении творчества И. С. Тургенева последний урок-диспут «Значение произведения». Главная проблема «Нужны ли Базаровы сегодня?». Вопросы для обсуждения серьезные: Можно ли найти общие черты характера Е. Базарова в сегодняшней молодежи? Каких людей требуют времена перемен? Можно ли сегодня добиться чего - либо отрицанием?
  2. На 2 курсе уроки литературы (в основном) проходят в форме урока - лекции, семинара, сюжетно - ролевой игры.

Самое сложное в проведении урока – лекции - это активизировать деятельность студентов. Поэтому я использую следующие приемы:

  • Лекция с проблемным эпиграфом и планом позволяет поставить цель исследования и пригласить студентов к совместному поиску (Приложение №2).
  • Лекция с элементами беседы или сообщениями студентов. Изучая роман Е. И. Замятина «Мы» начинаю урок следующим образом: «Ребята, сегодня в нашей мастерской не будет Сережи, Вовы и т. д. Для меня Вы единое целое, группа 211, и я не буду замечать, что Вадим плохо.чувствует себя... Я - мастер и буду диктовать законы Единого Государства, на 45 минут каждый из Вас лишается имени, ему выдается номер». Ребята не соглашаются со мной, они не хотят жить по законам Часовой Скрижали?
  • Лекция с элементами контроля и оценки ее со стороны студентов (студенты по ходу лекции составляют ее план самостоятельно.)

При изучении нового материала, когда студенты самостоятельно работают со статьей параграфа, ставлю задачу: во время чтения карандашом

• материал известен

▲  совсем для меня новое

!- интересно

?  не понял, нужна информация

Такой прием помогает акцентировать внимание на главном, повторить пройденный материал, усвоить новое, привлечь внимание к поставленной проблеме.

После  изучения художественного произведения  использую  прием
«простых и сложных вопросов». Простой вопрос требует односложных
ответов. Сложный вопрос - развернутых, аналитических, логических.

Простой вопрос

Сложный вопрос

Когда...?

Почему...?

Где...?

А что если...?

В каких условиях...?

Для чего это необходимо...?

«Хитрые вопросы» направлены на совершенствование памяти и внимания при чтении литературных произведений. Сами по себе такие вопросы не являются важными, они служат опорой для контроля чтения студентов. Однако «Хитрые вопросы» сопровождаются дополнительными заданиями, которые ведут от частности к художественной закономерности, учат вдумываться в любую подробность текста, порой требуют обращенияк комментарию, дополнительным источникам (Приложение №1).

В помощь студентам предлагаю памятки - схемы. (Приложение №3).

Информационные карты по русскому языку (Приложение №4).

На уроках русского языка применяю проблемно - поисковые формы работы. Именно с помощью таких форм на уроке строится творческое взаимодействие учителя и учащегося. Творческое взаимодействие осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей студенту заинтересованно и грамотно решить проблему, риторически точно поставленную учителем.

Эвристическая задача - лучший способ возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.Например, студентам предлагается вставить буквы в текст профессиональной направленности.

Задание: составьте текст упражнений с уклоном на профессию. Какие буквы вы заменили бы точками? Студенты приучаются видеть «опасные» места, а. значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. При письменном выполнении я вижу правила, которые трудны для конкретного,- это является формой диагностики.

В группах по специальности Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании использую задания «Отредактировать текст». Подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют студентов пристально всматриваться в слово.

Урок подходит к концу. Предлагаю студентам ответить на следующие вопросы (рефлексия):

  • Какая работа на уроке (в мастерской) тебя увлекла?
  • Что в работе группы было самым сложным и самым интересным?
  • Какую строку, слово, мысль ты уносишь с урока (мастерской)?

Я постоянно размышляю над смыслом выбранного элемента образовательной технологии, держу в поле зрения цель, как факел. освещающий путь своим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"

Атабекова Генриетта Гарриевна , преподаватель основ деловой культуры ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-ПетербургМЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУР...

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...

Методы и приемы работы по обучению чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

предлагаю материал для учителей,  работающих в классах или индивидуально с детьми, имеющими глубокую интеллектуальную недостаточность (глубоко умственно отсталые дети) по обучению их чтению. мето...

«Педагогические методы и приемы формирования личности воспитанников»

Педагогические методы и приемы формирования личности ребенка....

Презентация " Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ"

Отчетная работа по курсу " Основы дефектологии. методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ"...

«Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка....