Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла"
методическая разработка
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!
Вашему вниманию предоставляются методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО разработаны в соответствии с ФЗ "Об образовании" №273-ФЗ и ФГОС СПО III поколения. Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения. Самостоятельная работа студентов – это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист. Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в колледже, и на ее формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента.
Выражаю надежду на то, что предлагаемые технологические подходы в методических рекомендациях «Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла» не только повысят компетентность студентов педагогического колледжа в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, а также станут для будущих специалистов источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий; развития образного мышления и творческого воображения.
Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению и могут быть использованы для аудиторных занятий и внеаудиторной подготовки обучающихся, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель самостоятельной работы: формирование умения анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях недостаточной информации . Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) — это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем.
Кейс-метод (Case study) — метод анализа ситуаций, связанных с конкретным событием или последовательностью событий. Суть его заключается в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы . При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Виды кейсов: Схема №1.
Требования к составлению кейсов — Кейс должен соответствовать теме модуля; — Кейс должен быть максимально приближенным к реальной профессиональной деятельности (включая описание контекста: ДОО, сотрудники ДОО и их обязанности; семья, семейные традиции; проблемы воспитания ребёнка в ДОО или семье и пр.). Этапы представления кейса Тема кейса согласуется с преподавателем. Сделать это необходимо в срок до одной недели от начала изучения раздела. Кейс формируется на основе реальной практической задачи, стоящей перед обучающимся. Проблематика задачи должна соответствовать специфике воспитательно – образовательного процесса ребёнка дошкольного возраста. Кейс сдаётся в установленные сроки для совместного решения студентами на уроке. Преподаватель оценивает кейс.
Структура кейса: Схема №2.
Аннотация занимает от одного до нескольких абзацев текста, в которых на основании предварительного отбора слов раскрывается суть содержания кейса и проблема, подлежащая обсуждению. Рекомендуется, чтобы аннотация содержала стандартный набор данных: имя и должность лица, принимающего решения; время, когда происходит событие; описание проблемы; повод, который привел к необходимости обсуждения проблемы. Структуру разрабатывает сам автор, руководствуясь общими требованиями и решаемыми задачами. Сюжетная часть дополняется информационной, охватывающей необходимые для анализа ситуации сведения.
Вопросы для обсуждения. Состав и содержание вопросов может меняться в зависимости от аудитории, учебного курса, выделенного времени и других факторов. К каждому из предложенных автором вопросов должны быть приведены комментарии с собственными вариантами ответов или направления обсуждения. Помимо вопросов прилагается анализ возможных сценариев поиска решений. Решение кейса. К самому кейсу автор также должен приложить решение: одно решение, если задание не предполагает вариативность решения; несколько решений, если задание предполагает различные альтернативы
Оформление кейса Объем кейса – 2-15 страниц машинописного текста (шрифт Times New Roman 12, межстрочный интервал -1,5) На первой странице кейса должны быть отражены: — Ф.И.О. студента; — группа ; — специальность ; — название кейса; — тема раздела по которому составлен кейс; — Ф.И.О. преподавателя.
Этапы алгоритмизации кейс-метода (с ase-study ): Схема №2.
Рекомендации студентам по использованию алгоритма для анализа кейса: Схема №3.
Методика решения кейсов 1. Понимание задачи Одно из ваших первых обязательных действий – понять, что от вас требуется: — усвоение какой учебной темы предполагает решение кейса; — какого рода требуется результат; — должны ли вы дать оценку тому, что произошло, или рекомендации в отношении того, что должно произойти; — если требуется прогноз, на какой период времени вы должны разработать подробный план действий; — какая форма презентации требуется, каковы требования к ней ; — сколько времени вы должны работать с кейсом?
2. Просмотр кейса После того как вы узнали, каких действий от вас ждут, вы должны "почувствовать" ситуацию кейса: — просмотрите его содержание, старясь понять основную идею и вид предоставленной вам информации; — если возникают вопросы, или рождаются важные мысли, или кажутся подходящими те или иные концепции курса, прочитав текст до конца, выпишите их; — после этого прочтите кейс медленнее, отмечая маркером или записывая пункты, которые кажутся существенными.
3. Составление описания как путь изучения ситуации и определения тем При просмотре кейса вам необходимо: — структурировать ситуацию, оценивая одни аспекты как важные, а другие как несущественные; — определить и отобразить все моменты, которые могли иметь отношение к ситуации. Из них вы сможете построить систему взаимосвязанных проблем, которые сделали ситуацию заслуживающей анализа; — рассмотреть факторы, находящиеся вне прямого контекста проблемы, так как они могут быть чрезвычайно важны;
— опишите ситуацию (сравнивайте свои действия с поведением воспитателя, родителя, или ребёнка), ответив на вопросы: Кто считает, что проблема, и почему? На каком основании базируется мнение этих людей? Что происходит (или не происходит), когда и где? Какие связанные с происходящим вещи не являются проблемными и почему? Что составляет более широкий контекст существующей ситуации? Кто или что может влиять на проблемную ситуацию? Есть ли другие заинтересованные лица, и кто они? Каковы сдерживающие факторы, ограничивающие "пространство решения"?
4. Диагностическая стадия Диагностическая стадия – одна из тех, к которым вы должны приложить максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих стадий: — вспомните изученные вами ранее темы и проведите по ним мозговой штурм для выявления потенциально соответствующих кейсу теоретических знаний; — вертикально структурируйте вопрос, начиная с тех, которые касаются отдельных работников, затем группы или подразделения, организации в целом и, наконец, окружающей среды. Таким образом, вы сможете создать матрицу основных вопросов и связанных с ними проблем и подумать о соответствующих концепциях для каждого "уровня". — изучите обстоятельства возникновения ситуации;
— не забывайте возвращаться к информации кейса и более внимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе диагностики. Вам нужно будет предъявить доказательства в поддержку вашего диагноза. — отделяйте доказательства от предположений, факты от мнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы уверены в правильности своих представлений и до какой степени их правильность важна для вашего диагноза.
5. Формулировка проблем На этой стадии очень полезно письменно сформулировать ваше восприятие основных проблем. Формулировка проблем окажется базисной точкой для последующих обсуждений: — при наличии нескольких проблем полезно установить их приоритетность, используя следующие критерии: важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена; срочность – как быстро нужно решить эту проблему; иерархическое положение – до какой степени эта проблема является причиной других проблем; разрешимость – можете ли вы сделать что-либо для ее решения.
6. Выбор критериев решения проблемы Сразу после выяснения структуры проблемы следует подумать о критериях выбора решений. В определенном смысле структура и определит критерии. Например, если выяснилось, что самая серьезная проблема связана с профессиональной культурой воспитателя, тогда решения должны будут повлиять на ее улучшение. Но если существуют также проблемы воспитания (обучения, развития) ребёнка, тогда будут критерии выбора, связанные и с ними.
7. Генерирование альтернатив Достигнув ясного понимания своих целей, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные дальнейшие пути. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, опираясь на известные или изучаемые концепции, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов, креативные методы (мозговой штурм, аналогия и метафора, синектика и др.).
8. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего На стадии выбора вариантов определите критерии предпочтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов. 9. Презентация ваших выводов
Презентация , или представление результатов анализа кейса, выступает важным аспектом метода сase - study .
Планируемые результаты самостоятельной работы: Схема №4.
Задача № 1 Диалог двух молодых мам: - Я считаю, грудных детей надо обязательно пеленать, иначе они будут плохо спать, а в дальнейшем у них будут ножки кривые. - Я свою Аленку не пеленаю. Пусть свободно двигается: это развивает ребенка. А ножки кривые бывают не от того, что малыша не пеленали, это признак рахита. - По-вашему туго стягивать малыша пеленками вредно? В чем же вы усматриваете вред пеленания? А раньше всегда пеленали - и ни чего… Пример решения кейса
Вопросы: 1. Кто из матерей прав: та что пеленает младенца, или та, которая считает это вредным? 2. Как отражается пеленание на развитие движений малыша?
Эталон ответа: Уже к концу первого - началу второго месяца полезно освободить младенца от пеленок и одеял. Во время бодрствования малышу одевают ползунки, распашонку, теплую кофточку. В такой одежде при температуре воздуха +20 -22̊ малыш не охлаждается, имеет возможность свободно двигаться. Движениями он выражает хорошее эмоциональное состояние («комплекс оживления»). Радуясь общению со взрослым, он многократно сгибает и выпрямляет ручки и ножки, прогибает спинку. Эти движения- своеобразная гимнастика, способствующая развитию мышечной системы.
При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему - 1 ч.
Роль студента: изучить учебную информацию по теме; провести системно – структурированный анализ содержания темы; выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем; дать обстоятельную характеристику условий задачи; критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности); выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная); оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Роль преподавателя: — определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу; — сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач; — консультировать студента при возникновении затруднений; — оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить её со студентами).
При оценивании анализа кейса, преподавателем учитывается: Схема №5.
Критерии оценки анализа кейса Схема №5.
Продолжение схемы №5
Продолжение схемы №5.
Следует отметить, что итоговая оценка студента при решении кейса зависит не столько от набора определенных знаний, сколько от умения студента анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить.
Источники Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие /Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: академия Иц, 2000. 96 с. Куклина , Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426581 (дата обращения: 05.12.2019). Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. – М., Флинта, Наука, 1997. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг – 2009. – №1. – C. 12-13 . Морева , Н.А. Технологии профессионального образования / Морева Н.А. –М., 2004. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Спб.; Воронеж, 1995. 232 с.
Российский центр учебных кейсов www.case-center.ru European Case Clearing House (ecch) www.ecch.com Harvard Business School (HBS) www.hbsp.harvard.edu/educatorts Ivey Publishing (Richard Ivey School of Business) www.1.ivey.ca/cases Babson College www.3babson.edu/publications/cases/ Darden Business Publishing www.store.darden.virginia.edu IESE Business School www.iese.edu CCMP www.ccmp-publishing.com CEIBS www.ceibs.edu/know/case.html ACRC www.acrc.org.hk McGraw-Hill www.primisonline.com Person Custom Publishing http://www.pearsoncusto.com http://www.casemethod.ru/ http://evolkov.net/case/case.study.html http://www.icmrindia.org/casestudies/Case_Studies.asp?cat=Finance
Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам " Навигации" почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя... URL: http: // nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной (аудиторной) работы студентов СПО по теме "Выполнение творческих заданий к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла".
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Использование лепбука в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в условиях ФГОС»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление биографии детского писателя (поэта) в процессе изучения психолого – педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление кроссворда к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Информационный поиск в процессе изучения дисциплин психолого – педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Подготовка информационного сообщения к уроку в процессе изучения психолого – педагогических дисциплин"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
- Мне нравится (1)