Профессиональная компетентность преподавателей СПО
статья по теме

Изотова Наталья Алексеевна

 

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний  и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели  культуры преподавателя (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность преподавателей СПО

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний  и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели  культуры преподавателя (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Представить компетентность преподавателя можно как совокупность ее компонентов: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил; владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. операционально-технологический аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

При этом компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, то есть, компетентность – это некая личностная характеристика, уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Компетентность является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий.

Если профессиональную педагогическую деятельность рассматривать как решение определенных задач, то такой подход предполагает развитие следующих ключевых компетенций: распознавание практических проблем; их формулировка; перевод проблемы в форму задачи; соотношение с контекстом полученной системы знаний; анализ и оценка результата.

Таким образом, содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые можно объединить в три блока:

-научно - теоретический блок (или когнитивный, информационно-знаниевый), характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;

-операционально - деятельностный  блок (или деятельностный, операционально-технологический,  предметно-практический), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;

-личностно - психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые они выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее  осуществления.

Профессия преподавателя является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции  выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетенции преподавателя той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.

Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных преобразований, мы имеем в виду, что усвоение знаний - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....

Профессиональная компетентность преподавателя (презентация)

В презентации рассматриваются вопросы:1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.2. Компетенция в области мотивирования обучающихся.3. Компетентнос...

Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //

опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...

Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности

В статье рассматривается вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности преподавателей в направлении формирования эстетической потребности у студентов. Даны данные анкетирования профе...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...