Профессиональная компетентность преподавателей СПО
статья по теме
Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели культуры преподавателя (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональная компетентность преподавателей СПО | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность преподавателей СПО
Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели культуры преподавателя (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).
Представить компетентность преподавателя можно как совокупность ее компонентов: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил; владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. операционально-технологический аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
При этом компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, то есть, компетентность – это некая личностная характеристика, уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.
Компетентность является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий.
Если профессиональную педагогическую деятельность рассматривать как решение определенных задач, то такой подход предполагает развитие следующих ключевых компетенций: распознавание практических проблем; их формулировка; перевод проблемы в форму задачи; соотношение с контекстом полученной системы знаний; анализ и оценка результата.
Таким образом, содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые можно объединить в три блока:
-научно - теоретический блок (или когнитивный, информационно-знаниевый), характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;
-операционально - деятельностный блок (или деятельностный, операционально-технологический, предметно-практический), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;
-личностно - психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые они выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее осуществления.
Профессия преподавателя является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Содержание профессиональной компетенции преподавателя той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.
Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.
Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных преобразований, мы имеем в виду, что усвоение знаний - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка
данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....
Профессиональная компетентность преподавателя (презентация)
В презентации рассматриваются вопросы:1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.2. Компетенция в области мотивирования обучающихся.3. Компетентнос...
Доклад «ИКТ - компетентность как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения»
Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация....
ИКТ - компетентность как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения» январь 2018
Доклад на Республиканский семинар преподавателей спецдисциплин и мастеров п/о...
Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //
опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...
Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности
В статье рассматривается вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности преподавателей в направлении формирования эстетической потребности у студентов. Даны данные анкетирования профе...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»
Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...