Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка
опыты и эксперименты по теме

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nir_turkmenova_t.m._gbou_spo_yanao_nurmk.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая заочная научно-исследовательская конференция педагогических работников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Актуальные вопросы и проблемы системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Название образовательной организации

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж»

Научно-исследовательская работа на тему:

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании  мотивации к изучению иностранного языка

Номинация:

Профессиональная компетентность педагога- залог успешности студента (выпускника)

Автор:  Туркменова Т. М.,

Преподаватель иностранного языка

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Новоуренгойский многопрофильный колледж», с сентября 2013 по декабрь 2013 года.

                                                          Новый Уренгой 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4

Глава 1 Педагогическая компетентность……………   ……………….................................6

1.1 Педагогическая компетентность – критерий профессионализма преподавателя….……………………………………………………………………………...6

1.2 Компетентность преподавателя – критерий эффективности обучения иностранному языку……………………   ……………………………………………………………..……..7

Выводы…………………………………………………………………………….................11

Глава 2 Формирование мотивации к изучению иностранного языка   ………………….12

2.1 Развитие мотивации к изучению иностранного языка…………………......................12

2.2 Роль преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка……………………………………………………………………………….................15

Выводы…………………………………………………………………………….................20

Заключение……………………………………………………………………......................21

Список использованных источников…………………...……………………….................22

Приложение …………………………………………………………………………………23

«Определения, обозначения и сокращения»

В настоящем НИР применяют следующие термины, обозначения и сокращения:

1. Термин «профессиональная компетентность» - это интегративное качество личности специалиста, объединяющее имеющиеся у него профессиональные знания, навыки и умения, профессионально значимые качества личности и психофизиологические возможности самостоятельного использования всего этого на практике.

2.  Профессиональная компетентность преподавателя – это выражение единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

3. Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

4. Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

5. Компетентностный подход - подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Это возможно только тогда, когда образование становится личностно значимой деятельностью студента.

6. Преподавание - это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучающимся информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

7. Профессиональное мастерство - способность не просто доходчиво и популярно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу студентов, самостоятельное получение знаний, стимулировать познавательную активность обучаемого.

8. Игра - это  средство развития мотивационно-потребительской сферы, средство познания, средство развития умственного действия и средство развития произвольного поведения.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных задач профессионального обучения в учебных заведениях страны является повышение компетентности студентов через повышение профессиональной компетентности преподавателей.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К., Маркова и др.). Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально-компетентностным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании студентов. Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества. На сегодняшний день термин «профессиональная компетентность» одна из важных и актуальных  .

               Актуальность темы заключается в том, что основным инструментом  социализации и профессионализации человека в обществе является образование. Содержательность образования выражается в принятых на государственном уровне стандартах образовательных программ. В рамках модернизации современного образования для оценки всего комплекса образовательных стандартов, программ, технологий используется важное понятие «качество образования». Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: носитель знаний – передача знаний - получатель знаний – восприимчивость методик передачи знаний – фундаментальность знаний – востребованность полученных знаний – получение новых знаний.

Объектом исследовательской работы является компетентность преподавателя иностранного языка.

Предметом формирование развития мотивации к изучению иностранного языка.

Цель работы исследовать профессиональную компетентность преподавателя иностранного языка.

Методы исследования:

1) Обязательный метод

2) Метод анализа

3) Системный метод

4) Метод сравнения

Основные задачи:

-изучить литературу по проблеме исследования и систематизировать знания о понятии профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка;

-определить критерий эффективности обучения иностранному языку;

-рассмотреть роль преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка;

-систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Глава 1 Педагогическая компетентность

1.1 Педагогическая компетентность – критерий профессионализма преподавателя

Российская высшая школа, с точки зрения инновационности  опираясь на научное знание и человеческий капитал, должна создать условия для развития эффективной системы взаимодействия образования с рынком труда, чему в известной мере способствует модернизация российского образования, а именно: внедрение в учебный процесс компетентностного подхода и введение двухуровневой системы подготовки.

Социально - экономические перемены в стране, их непредсказуемость, интенсивный рост информационных источников, меняющиеся представления о культуре общества, об отдельной личности, о социальном поведении определяют необходимость изменения общественных представлений о целях, содержании, результатах и качестве образования.

Центральным понятием, определяющим качество образования, все чаще выступает компетентность и компетентностный подход. Данной проблемой занимались и занимаются многие научные деятели, такие как В.В. Введенский, В.Г. Воронцова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская. Г.С. Сухобская и др. Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей педагогов. Согласно самому краткому определению И.А. Зимней  «Компетентность -это успешное действие в конкретной ситуации».

Компетентностный подход – это образовательный процесс, основанный на предоставлении субъекту деятельности (учебной, познавательной, игровой и др.) права на самореализацию, приобретение и использование компетентности.

Л.М. Митина считает составляющими профессиональной компетентности преподавателя являются: деятельностная, коммуникативная и социальная.

Н.В. Кузьмина выделяет: специальную и профессиональную компетентность преподавателя в области преподаваемой дисциплины; методическую в области способов формирования знаний и умений обучаемых; социально - психологическую в области процессов общения; дифференциально-психологическую в области мотивов и способностей студентов; и аутопсихологическую в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Проанализировав несколько классификаций, для реализации компетентностного подхода в системе образования можно взять за основу классификацию В.Н. Введенского. По его мнению, составляющими профессиональной компетентности преподавателя являются:

- коммуникативная компетентность - профессионально значимое, интегративное  качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость; экстраверсия; способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умения слушать; деликатность; умение делать коммуникацию «гладкой»;

- информационная компетентность - включает в себя объем информации (знаний) о себе, опыте работы других преподавателей;

- регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности;

- интеллектуально - педагогическая - комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления;

- операциональная компетентность - определяется набором навыков, необходимых преподавателю для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проектные, предметно - методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

С целью изучения сформированности у преподавателей профессиональных компетентностей было проведено пилотажное исследование преподавателем, Хохловой Н.И., Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, которое  включало в себя три этапа:

1. Исследование мотивационной направленности, их потребности инновационных психолого-педагогических знаниях (регулятивная и коммуникативная компетентности).

2. Исследование уровня теоретических знаний преподавателей (информационная компетентность):

3. Исследование уровня практических навыков и умений педагогов (коммуникативная, интеллектуально-педагогическая и операциональная компетентности).

Исследование показало следующие результаты: на данном этапе 10% педагоги, которые продолжают активно развиваться, обладают высоким творческим потенциалом, коммуникативными и организаторскими умениями, владеют разнообразными психолого-педагогическими техниками; 70% педагогов имеют средний уровень профессиональной компетентности – это педагоги, которые имеют небольшой стаж работы и не владеют на высоком уровне педагогическими технологиями, они заинтересованы в своем развитии, но система индивидуального развития еще не достаточно сформирована; 20% педагогов имеют низкий уровень развития педагогической компетентности - это педагоги делятся на две категории: первая - молодые специалисты и вторая - это педагоги не заинтересованные в своем развитии скептически относящиеся к инновациям.

1.2 Компетентность преподавателя – критерий эффективности обучения иностранному языку

Повышение эффективности обучения и воспитания студентов, самосовершенствование системы образования невозможны без высокого профессионального мастерства и большой ответственности преподавателя.

Становление профессионально-методических умений преподавателя иностранного языка осуществляется через овладение им основами методики преподавания в СПО и НПО и постоянное самосовершенствование. Преподавателем можно быть лишь до тех пор, пока сам учишься, пока принципиально анализируя свою работу, находишь резервы увеличения продуктивности своего труда.

Занятие по иностранному языку представляет собой законченный отрезок учебной работы, на протяжении которой осуществляется достижение определенной учебной, а также образовательной и воспитательной целей путем выполнения студентами заранее спланированных речевых поступков индивидуального и группового характера на основе применения  преподавателем соответствующих средств и приемов обучения. Об эффективности занятия по иностранному языку нужно судить по самому главному показателю – результату обучающих действий. Правильные организация и проведение занятия в значительной мере способствуют повышению его результативности. Подготовка к занятиям предполагает хорошо продуманную и воплощенную в жизнь систему обучающих действий, направленных на реализацию основных задач урока. Преподаватель должен выработать у студентов психологическую установку на серьезную работу по овладению иностранным языком. Без упорной и сознательной работы на занятиях регулярной внеаудиторной работы, без волевых усилий коммуникативно-достаточный уровень владения иностранным языком недостижим. Так в спорте, так и в иностранном языке без тренировки с нарастанием трудностей невозможно достичь желаемых результатов. Использование приемов, якобы снимающих трудности овладения языком, порождает стремление к внешней эффективности, а не эффективности обучения. Чтобы достичь высоких результатов совместной деятельности

преподавателя и студента, необходимо соблюдать ряд требований. Основные требования к проведению занятия по иностранному языку можно сформулировать следующим образом:

  - структура занятия должна быть адекватна задачам занятия;

  - все содержание занятия подчинено формированию и развитию запланированных навыков и умений;

  - занятие имеет ярко выраженный обучающий характер;

  - задания, выполняемые в процессе занятия, поддерживают интерес к изучению иностранного языка;

- занятие обеспечено методически целесообразным наглядным материалом;

- занятие оснащено необходимыми техническими средствами обучения, организовано методически целесообразное их использование;

- преподаватель безупречен в языковом и методическом плане.

Личностные качества преподавателя могут повышать или понижать воспитательное влияние на студентов в процессе обучения их иностранному языку. Знание преподаваемого предмета, хорошая научная подготовка, особый преподавательский талант могут служить залогом положительного влияния на студентов. Преподаватель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который всегда в движении в поиске в развитии. Такие личностные свойства преподавателя как объективность, внимательность, чуткость (особенно к слабым студентам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, любовь к тому, кого обучаешь, просто необходимы настоящему преподавателю. Преподавателю следует обратить пристальное внимание на формирование следующих педагогических способностей:  преподносить учебный материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к своему предмету, возбуждать активную самостоятельную мысль. В случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал.

Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво и популярно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу студентов, самостоятельное получение знаний, стимулировать познавательную активность обучаемого. При отсутствии желания и интереса к предмету не поможет никакая самая совершенная методика, поэтому преподаватели должны создавать мотивацию в изучении иностранного языка:

1) знать предмет глубоко и широко, абсолютно свободно владеть материалом, проявлять к нему большой интерес, вести исследовательскую работу.

2) обладать психологической наблюдательностью, связанной с пониманием личности обучаемого, умением проникать в его внутренний мир.

3) ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи и мимики.

Сообщает ли преподаватель новый материал, комментирует ответ студента, выражает одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит.

4) организовать студенческий коллектив, сплотив его на решение различных задач, хорошо организовать свою работу. Опытные преподаватели имеют своеобразное чувство времени, они умеют правильно распределять работу и укладываться в намеченные сроки.

5) оказывать эмоционально-волевое влияние на студентов, быть для них авторитетом, проявляя решительность, выдержку, настойчивость и

требовательность, чувствовать ответственность за обучение и воспитание студентов.

6) быть тактичным, уметь найти подход к студентам, чтобы установить с ними правильные взаимоотношения.

7) уметь предвидеть последствия своих педагогических действий и развивать положительные качества личности студента.

8) уметь распределять внимание одновременно между несколькими видами деятельности.

Способный, опытный педагог внимательно следит за формой и содержанием изложения материала, в то же время держит в поле внимания всех студентов, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своими собственным поведением (позой, мимикой, походкой).

Преподавание – это подлинное творчество. Это искусство, где, кроме профессионализма, огромная роль принадлежит вдохновению, умению экспромта, импровизации. Каждый преподаватель обладает индивидуальными личностными особенностями, методической компетенцией и образом педагогического мышления. Настоящего профессионала отличает убежденность в эффективности осуществляемых им обучающих действий, способность доказать целесообразность применяемых приемов обучения. Методика – это наука не рецептурная и даже в самых современных методических разработках не следует искать готовых, универсальных инструкций. Слепое, формальное следование чужим рекомендациям и указаниям утомляет и раздражает творчески работающего преподавателя. Для него утверждение, что какая-нибудь система является единственно правильной и эффективной, что нет необходимости экспериментировать, означало бы сделать шаг назад в своем профессиональном росте, в процессе поиска рациональных путей обучения иностранному языку в различных условиях.

Смелые эксперименты - это родники творчества, единственный путь обновления методики и поиска рациональных путей обучения иностранному языку.

Вывод по главе 1

             Высококвалифицированный преподаватель постоянно стремится к новому, еще неизвестному. И если его заинтересовала какая-либо методическая новинка, если он увидел в ней рациональное зерно, если эта новинка соответствует основным параметрам учебного процесса – непременно надо идти на эксперимент. При экспериментировании новых приемов, методов обучения следует, прежде всего, ориентироваться на самого себя. Воспользовавшись новой идеей, обязательно нужно приспособить ее к конкурентным условиям обучения. В этом, собственно, смысл творческой деятельности преподавателя, в этом залог успеха его индивидуального профессионального роста. Педагоги, которые продолжают активно развиваться, обладают творческим потенциалом, коммуникативными и организаторскими умениями имеют высокий уровень профессиональной компетентности. «Компетентность - это успешное действие в конкретной ситуации».

 Настоящего профессионала отличает убежденность в эффективности осуществляемых им обучающих действий, способность доказать целесообразность применяемых приемов обучения.

Глава 2. Формирование мотивации к изучению иностранного языка

2.1 Развитие мотивации к изучению иностранного языка

Стимуляция поведения человека связана с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов.

Реализация деятельного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления. На мотивационную сферу человека могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; в совокупности они составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях как широкая социальная мотивация и как узколичностная. Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности. Это так называемая внутренняя мотивация. Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут носить положительный и отрицательный характер.

Что касается видов мотивации применительно к иностранному языку, то точную характеристику широкой социальной мотивации (разновидность внешней) дает П.М. Якобсон: «такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед близкими людьми, связана с представлением об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры… учение как путь к осуществлению своего назначения в жизни».

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная, так как коммуникация – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Проблема здесь в том, что этот тип мотивации труднее всего сохранить, так как иностранный язык не может конкурировать с родным языком. Лингвопознавательная мотивация заключается в положительном отношении студентов к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых норм. Важным видом внутренней мотивации является также инструментальная мотивация, т.е. мотивация, вытекающая из положительного отношения студентов к определенным видам работы. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей

мере в результате собственной активности студентов. Отсюда лозунг: «Учить учиться», т. е. «…включить студента в самостоятельную учебную деятельность, нужно организовать эту деятельность таким образом, чтобы студент приходил к открытию тех или иных фактов и законов, вырабатывал убеждения, овладевал методами решения задач, которые ему предлагаются при изучении того или иного учебного материала». Необходимо вооружить студентов определенными приемами овладения иностранным языком, рациональный смысл которых был бы очевиден и импонировал им. Студентов  следует в большей мере ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.

Регулярное использование Интернета делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для студентов. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Студенты расширяют свой словарный запас, обиходную лексику, улучшается их орфография. Упражнения в электронных учебных курсах подходят для самостоятельной работы студентов. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными. Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. В этом случае задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы Интернета. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Помимо телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности студенты могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий студентов, предназначенных для самообразования или для обучения под руководством преподавателя (дистанционные курсы). Время от времени необходимо проводить совместное проведение итогов и обсуждения результатов, что способствует активной речевой деятельности. Такая работа мотивирована, так как всем студентам хочется рассказать о полученных результатах. В будущем  планируется использовать Интернет на занятиях иностранного языка. Следует познакомить студентов с работой электронных словарей, создать условия для получения необходимой студентами информации, в том числе страноведческих материалов, новостей из жизни молодежи, статей из газет и журналов, разного рода литературы, будет организована переписка со сверстниками из других стран. Для преодоления трудностей, связанных с нехваткой языкового опыта у студентов, и создания позитивной эмоциональной лингвистической мотивации некоторые преподаватели используют на занятиях элементы театрализации, драматизации и инсценирования. Но рамки занятия не всегда позволяют это сделать. На занятиях иностранного языка эффективным является также использование лингвострановедческого материала. В число целей обучения иностранному языку включается воспитание у студентов положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке.

Термин «лингвострановедение», с одной стороны, сочетает в себе обучение языку, а с другой – дает определенные сведения о стране изучаемого языка. Для того, чтобы разбудить интересе к изучаемой теме, так же для обогащения знаний по географии, истории, культуре изучаемого языка, предлагается определенная система изучения страноведческого материала. Прежде всего, это контурные карты и блоки, таблицы, которые студенты  заполняют фактами.

Для повышения мотивации учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку огромную роль играет  рациональное использование межпредметных связей. Как известно, язык – беспредметен, но он имеет много точек соприкосновения с другими дисциплинами, можно сказать, что язык – «полипредметен». Преподавателю иностранного языка необходимо знать запас знаний студентов по различным дисциплинам учебного цикла, чтобы обеспечить содержание заинтересованного иноязычного общения на занятии. При работе над страноведческим материалом используются разные виды деятельности: аудирование и проверка понимания прослушанного текста, чтение и самостоятельная работа с текстами, подготовка сообщений и выступление с ними перед однокурсниками. На заключительном занятии решается поставленная задача – в занимательной форме проверить, насколько хорошо студенты усвоили и поняли материал. Студенты демонстрируют степень своей эрудированности, показывают, как им удалось обогатить свои знания по географии, истории, традициям и обычаям страны изучаемого языка.

Овладение иноязычной речевой деятельностью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам студентов, позволяет учитывать их индивидуальные способности и склонности, что, естественно, создает наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения. В силу этого межпредметные связи являются одним из эффективных средств мотивации учебного процесса по иностранному языку. Мощным стимулом к овладению иностранным языком является игра. Она выступает в роли действенного инструмента преподавания, который активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет студентов волноваться и переживать.

Игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребительской сферы, средство познания, средство развития умственного действия и средство развития произвольного поведения.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников. Выделяют следующие основные цели использования игры на уроках иностранного языка:

- формирование определенных навыков;

- развитие определенных речевых умений;

- обучение умению общаться;

- развитие необходимых способностей и психических функций;

- познание в сфере страноведения и языка;

 Игра вызывает интерес и активность студентов, дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием для выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запомнить все новое. При планировании занятий и подборе к ним различных игр автор старается учитывать не только возрастные категории студентов, но и уровень их развития и информированности. В основном автор проводит игры, включающие лексические и грамматические задания по определенной теме, чтобы студенты тренировались в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, научились употреблять речевые образцы, содержащие определённые грамматические трудности.

Таким образом, вышеперечисленные способы развития  положительной

мотивации к изучению иностранного языка выступают   как средство обучения и воспитания студентов в коллективе.

2.2 Роль преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, стало возможным взаимное обогащение специалистов разных стран, разностороннее и систематическое общение на международном уровне. Знание иностранных языков даёт возможность устанавливать образовательные, культурные и профессиональные контакты. Особенно важно владение английским языком — языком международного общения. Несмотря на необходимость знания иностранного языка специалистами различных сфер деятельности и понимание его значимости, выпускники неязыковых сузов недостаточно хорошо им владеют. С точки зрения науки, одна из главных причин такого положения состоит в том, что до 90-х годов не было общепризнанной научно обоснованной концепции предмета “иностранный язык”, которая бы позволила объединить все теоретические, практические и организационные вопросы обучения студентов среднего учебного заведения иностранному языку. Появившиеся в последнее время, разработки новых концепций содержания методов обучения иностранному языку в сузе весьма актуальны. Они предусматривают системность, комплексность и опору на современные научные данные методики, а также смежные с ней науки, реализм в оценках, отсутствие догматизма и стереотипов, вариативность и гибкость намечаемых практических шагов. Поскольку эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения, то максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим   достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия преподавателя на студентов, их общение на занятии в условиях полной социально-психологической совместимости. Не видя цели в своих действиях на занятиях, студенты воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.

Преподаватель  должен  представлять себе, весь  арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации. Задачей преподавателя является создание условий, отвечающих за поддержание интереса к предмету. Преподавателю необходимо построить свою деятельность так, чтобы обучаемые видели речевую перспективу применения языкового материала и в дальнейшем стремились добиться языковой компетенции. Современная методика преподавания иностранного языка, несомненно, находится под воздействием общеевропейских тенденций. С одной стороны, внимание акцентируется на формировании межкультурной компетенции студентов, с другой стороны, всё больше заметна направленность на интеграцию с другими предметами, которые обучают общению и созданию единого экономического, культурного, образовательного пространства.

Представленные характеристики вызывают необходимость разработки

новых требований, методов и технологий подготовки будущих специалистов. В связи с этим, преподавателю необходимо ориентироваться на новые информационные технологии, такие как Интернет, аудио и видеокомплексы, мультимедийные обучающие компьютерные программы. Помимо мультимедийных технологий на занятиях иностранного языка  можно широко использовать другие современные педагогические технологии как, например, метод проектов, ролевые игры, проблемное обучение и т.д., которые учитывают психологические, возрастные и личностные особенности студентов, способствуют, прежде всего, повышению интереса студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка, а, следовательно, формированию положительной мотивации к изучению данного предмета.

Автором работы было проведено следующее эмпирическое  наблюдение за студентами первого курса по специальности «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах» на занятиях иностранного языка. Самый интересный вид деятельности автора на занятиях - это, конечно, деловая игра. Многие преподаватели считают, что с помощью деловой игры усвояемость новых знаний достигает 90%. Главной отличительной чертой деловой игры является выработка какого- либо решения на основе суммированных данных. Решение всегда вырабатывается коллегиально т.е. в ходе совместной групповой работы студентов выдвигаются  наиболее характерные черты деловой игры:

1) распределение ролей между участниками игры.

2) различие ролевых целей при выработке решений.

3) взаимодействие учащихся, исполняющих те или иные роли.

4) наличие общей цели у всего игрового коллектива.

5) коллективная выработка решений участников игры.

6) реализация в процессе «цепочки решений».

7) полиальтернативность решений.

8) наличие управляемого эмоционального напряжения.

9) наличие разветвленной системы индивидуального и группового оценивания участников игры.

Необходимо более подробно остановится на таком компоненте деловой игры как «цепочки решений». Деловая игра рассматривается как динамическая система. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Это измененное состояние находит отражение в игровом комплексе и в деятельности студентов. Рассмотрим примеры подобной «цепочки решений»:

Все студенты представляют собой «экскурсоводов». Им необходимо найти оптимальную схему рассказа о любом городе мира. Уже пройдена тема «Город, деревня, инфраструктура» и студенты в монологической форме рассказали о столицах англоязычных стран. Задача, стоящая перед преподавателем - научить студентов пользоваться своими знаниями свободно и творчески.

В решении данной задачи преподавателем четко прослеживаются 4 этапа:

1 этап. Подготовка. Повторение.

Студенты,  работая в группах, определяют общие и наиболее характерные черты тех столиц, которые уже были пройдены, работая с текстами. Каждая группа составляет краткий отчет по каждой столице. В слабых подгруппах студентам предлагается готовый лист, из которого необходимо выбрать нужные черты той или иной столицы.

2 этап. Структурирование материала.

После выполнения предыдущего задания каждая группа рисует, составляет свой лист опорных сигналов:

Common Features the centre of......... culture industry policy a lot of......... parks theaters cinemas libraries museums a monument to........ a very picturesque place fine nature is situated.............. on the river..... surrounded by........ steppes forests mountains

Peculiar Features the main city a capital a lot of sightseeing the government sits has a large port air port transport centre educational center the climate hot, cold, continental a small town a provincial town divided into

N - capital of.......is situated centre of forest, sea, mountains Ind. Cult. Ed. Tr.

Climate, sightseeing

3. этап. Обобщение

Один из участников группы представляет свой лист опорных сигналов и рассказывает по нему об одном из крупнейших городов мира. После этого преподаватель предлагает студентам составить рассказ о провинциальном городке области, районного центра.

4. этап. Творческий

Далее следует игра, где преподаватель раздает студентам карточки с названием какого-либо города или открытки с видом неизвестного города. Каждый участник должен рассказать о нем, используя наглядность, воображение и минимум информации. В конце занятия необходимость в листах опорных сигналов отпадает, у студентов формируется алгоритм рассказа о городе.

Особо следует отметить в проведении деловых и ролевых игр роль преподавателя. Преподаватель  должен иметь полное представление о структуре игры, четко и ясно объясняет смысл заданий и способы оформления решений по этим заданиям. В ходе игры он поддерживает постоянный контакт с игровыми группами. Умело создает атмосферу сотрудничества. При подготовке к ролевой или деловой игре преподаватель всегда использует материал, в котором наиболее ярко выражена коммуникативная направленность. В современных учебниках имеется большое изобилие информационных текстов, которые довольно легко пересказать, но которые очень трудно использовать для общения. Преподаватель  расширяет эти тексты вопросами, переводит разговор в такую плоскость, в которой изученная информация нужна для применения. Студенты получают возможность внести свои личные оценки в изученное, подобрать дополнительный материал.

Результат: Постоянная работа по данной модели в группах показала следующие результаты:

Количество студентов в группе

Промежуточная аттестация (октябрь 2013г.)

Конец I полугодия

ПНК-13

25

успеваемость

92%

успеваемость

100%

качество

32%

качество

52%

ДО-13

25

успеваемость

88%

успеваемость

100%

качество

28%

качество

44%

Отмечается личностные изменения студентов (стали более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений и др.).Уровень активности студентов поднялся на 17б 39%. Все это свидетельствует о хорошей результативности работы преподавателя по данной проблеме.

Таким образом, в ходе различных игр будут достигнуты навыки коммуникативной деятельности, студенты смогут получить удовольствие от занятий, а это положительно сказывается на их мотивации. Из проведенного исследования следует, что одним из условий успешного изучения иностранного языка является профессиональная компетентность педагога. Преподаватель должен владеть современными педагогическими технологиями, быть готовым не только к совершенствованию своих навыков и умений, но и к постоянному самообразованию, включающему овладение дополнительными специализациями, быть мобильным, способным ориентироваться в быстро изменяющихся условиях. Преподавателю иностранного языка необходимо продолжать работу над совершенствованием своей профессиональной компетентности, чтобы выпускники образовательного учреждения соответствовали требованиям, предъявляемым к  современному студенту (выпускнику).

Вывод по главе 2

Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Совсем еще недавно для многих студентов сузов единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки и зачета. С изменением уровня жизни изменилось и отношение к предмету. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей, преподавателю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях данного суза. При рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования, недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладывание преподавателем в головы студентов уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими студентами и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. Таким образом :  

- игра - это  средство развития мотивационно-потребительской сферы, средство познания, средство развития умственного действия и средство развития произвольного поведения.

   - главной задачей преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка является создание условий, отвечающих за поддержание интереса к предмету.

  - смелые эксперименты - это путь обновления методики и поиска рациональных путей обучения иностранному языку.

 Заключение

      Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально-компетентностным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании студентов.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества.

            Высококвалифицированный преподаватель постоянно стремится к новому, еще неизвестному. И если его заинтересовала какая-либо методическая новинка, если он увидел в ней рациональное зерно, если эта новинка соответствует основным параметрам учебного процесса – непременно надо идти на эксперимент. При экспериментировании новых приемов, методов обучения следует, прежде всего, ориентироваться на самого себя и на свою профессиональную компетентность.  Воспользовавшись новой идеей, обязательно нужно приспособить ее к конкурентным условиям обучения. В этом, собственно, смысл творческой деятельности преподавателя, в этом залог успеха его индивидуального профессионального роста.

         Таким образом,  современный компетентностный преподаватель иностранного языка на занятиях должен широко использовать современные педагогические технологии. Как, например, метод проектов, ролевые игры, проблемное обучение и т.д., которые учитывают психологические, возрастные и личностные особенности студентов, способствуют, прежде всего, повышению интереса студентов к изучению иностранного языка. Следовательно, формированию положительной мотивации к изучению данного предмета.

Список использованных источников

  1. Бархаев, Б П. Педагогическая психология: учеб. пособие / Б. П. Бархаев. Питер, 2007. – 448 с. – ISBN 5-469-01482-7
  2. Бухарова, Г.Д., Старикова, Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. – Академия ИЦ, 2009. – 336 с. – ISBN 978-5-7695-5887-0
  3. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // В. Н. Введенский. - Педагогика: 2003. - № 10. - С. 51-55.
  4. Виноградова, Н. А. Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса: методическое пособие. / Н. А. Виноградова, Н. В., Микляева. - М. : 2007.
  5. Воронкова, Н.Ю. Роль преподавателя в становлении учебной и

профессиональной мотивации студентов/ Н.Ю. Воронкова// Вестник развития науки и образования. – 2008 - №1. -с. 96-99.

  1. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации. 2000г., №3, с.106-107.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. 2003. -№5. - С. 34-42.
  3. Колесникова, И.А. Коллективная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. / И.А. Колесникова ; под В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336с. - ISBN 978-5-7695-2988-7
  4. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей студентов / Н. В. Кузьмина. - Вопросы психологии.:1984. Лазарева М.В. Развитие языковой личности студента средствами мотивации.
  5. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика – 1995. - №6. – С. 55-63.
  6. Онищенко, Н.Э. Профессиональное обучение: профессиональная компетентность учителя в новых социальных условиях //, 2007. - С. 248-253.
  7. Педагогическая компетентность – критерий профессионализма преподавателя. Доклад Хохловой Н.И. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург 2009г.
  8. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие. / под ред. А. П. Садохина. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 288с. - ISBN 5-98281-036-3 («Альфа-М»); ISBN 5-16-001943-X («ИНФРА-М»).
  9. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб.пособие для студ. учеб. заведений \ В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.– 256с .- ISBN 978-5-7695-4443-9.
  10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов и учителей / Е.Н. Соловова. – 4-просвещение  2009г.

Приложение

Игра "Угадай предметы и их количество"

В эту игру можно играть с студентами любого возраста и уровня языка. Игра может развивать не только языковые навыки, но и фантазию студентов.
Для игры нужна коробка (а также подойдёт непрозрачный пакет или другая ёмкость). В коробку можно положить несколько одинаковых предметов, например, карандашей, резинок, небольших игрушек (или других предметов, названия которых известны студентам) и предложить студентам сначала угадать, что находится в коробке, а затем в каком количестве. Коробку можно потрясти, чтобы было слышно, что в ней находится несколько предметов. Каждый студент предлагает свой вариант ответа (ответ может варьироваться в зависимости от уровня студента).
Студенты могут ответить целыми предложениями, используя изучаемую лексику или грамматические структуры:
P1: I think there are several pens in the box.
P2: There might be some pencils in the box.
или:
P1: It seems to me you've got six pencils.
P2: I'm sure you've put eight pencils in the box. 
После того, как все студенты высказали свои предположения, преподаватель открывает коробку и пересчитывает предметы вместе со студентами. Преподаватель может предложить выигравшему студенту спрятать в коробку или пакет другие предметы или те же предметы, но в другом количестве, и выступить в роли ведущего.
В коробку можно поместить и один предмет, попросив учеников угадать его цвет, размер, форму, или кому принадлежит этот предмет. Студенты могут попробовать догадаться о том, что это за предмет, пощупав его сквозь пакет.
P1: There's something small and soft. I think it's a mitten. 
P2: I believe It's a toy mouse. It belongs to your little sister.
Когда предмет извлечён из коробки, можно пофантазировать, задав об этом предмете различные вопросы. Можно мысленно оживить предмет, очеловечить его.
Например:
What is the pencil's name? 
How old is the pencil?
Where does the pencil live?
Who is the pencil's best friend?
What does the pencil like doing? 
What is the pencil afraid of? 
What traits of character does the pencil have?
Why is the pencil sad (happy) now?
What happened with the pencil last week? 
Затем можно предложить студентам придумать рассказ о предмете (например, о том, что с ним однажды произошло, или как он помог своему другу). Составлять рассказ можно по цепочке (каждый студент говорит одно предложение). Преподаватель  может предложить студентам начало рассказа, например:
T: Let's make a story about the pencil. One day the pencil decided to go for a walk. 
P1: The pencil got out of the pencil case.
P2: Suddenly he saw …
Также можно предложить следующее задание. Студенты делятся на пары или группы. Преподаватель предлагает им не глядя достать из мешка или коробки несколько предметов и за ограниченное время придумать рассказ, в котором все эти предметы должны фигурировать. У каждой группы предметы могут быть разными, а могут и одинаковыми. Когда время заканчивается, группы рассказывают придуманные истории и выбирают самую интересную (смешную, необычную).

Игра "Крестики-нолики"

Эта игра подходит для студентов любого уровня владения языком. С её помощью можно закреплять знание слов, структур, грамматики.
Для игры вам понадобится классная доска. На доске рисуем табличку 3 на 3 клетки и вписываем в неё слова (буквы, цифры, грамматические явления), которые хотим закрепить. В процессе игры студенты будут говорить слова (или составлять с ними предложения) и ставить в соответствующих клетках крестики и нолики. 
Например:


Хорошо, если доска в классе магнитная. На ней можно использовать магниты двух цветов (вместо крестиков и ноликов), а также прикреплять к доске словарные карточки. С магнитной доской вам не придётся каждый раз переписывать слова, если вы хотите сыграть несколько раз или использовать игру на нескольких занятиях в разных группах.

Правила игры 
Преподаватель заранее определяет задание: прочитать слово, составить с ним предложение или использовать грамматическую структуру. Группа делится на две команды. Один игрок из первой команды выходит к доске и называет слово (составляет с ним предложение). Если он выполняет задание правильно, то ставит в клетку с соответствующим словом крестик (или цветной магнит), если ошибается, то ничего не ставит, ход переходит ко второй команде. Игрок из второй команды называет другое слово (предложение) и ставит в соответствующую клетку нолик (магнит другого цвета). Затем к доске выходит второй игрок из первой команды, и т.д. Выигрывает команда, которая заполнила крестиками или ноликами три клетки подряд по вертикали, горизонтали или диагонали. 
Варианты игры 
1.
 Произнесение отдельных слов. 
Самый простой вариант игры, который может использоваться при закреплении введённой лексики и отработке навыков чтения. В клетки таблички можно вписать слова, буквы или цифры, а также прикрепить картинки, на которые студенты будут ставить магниты. 
2. 
Использование закрепляемой лексики в предложениях. 
Можно предложить студентам придумать любое предложение, в котором есть слово, или ограничиться определённой темой или структурой. Например, если в таблицу вписаны названия цветов (red, blue, brown…), можно предложить студентам назвать цвета предметов, которые у них есть (I've got a red pencil) или назвать животных этого цвета (The bear is brown). Если в таблицу вписаны названия месяцев, студенты могут сказать, к какому времени года они относятся (July is a summer month) или какая погода в этом месяце (The weather is usually hot and sunny in July).
Можно выдать студентам дополнительные карточки со словами, тогда им нужно составить предложение, в котором есть оба слова – написанное на доске и на карточке.
Слова в табличке необязательно должны быть одной части речи или одной тематики (например: our, enjoy, beautiful, people, often, …) но учитель может предложить ученикам составлять предложения по определённой теме, например, "семья" ("My brother and I enjoy playing football", "Our mother is a beautiful woman") "времена года" ("In summer people enjoy sunny weather," "It is beautiful in the forest in autumn"), и т.д.
Можно также предложить студентам составить предложения, заменяя слова в табличке синонимами или антонимами. 
3. 
Образование формы слов. 
Если вы изучаете степени сравнения, можно вписать в клетки прилагательные в положительной степени, и предложить студентам придумать предложения с прилагательными в сравнительной и (или) превосходной степенях, например, The film is more intertesting than the book. The whale is the largest animal in the world. 
Если вы изучаете неправильные глаголы, в клетках на доске пишутся глаголы в первой форме, а студенты используют вторую (третью) форму. Личные местоимения можно заменять притяжательными, единственное число – множественным, и т.д. 
4. 
Закрепление правил грамматики. 
Если вы изучаете одно грамматическое время, в клетки на доске можно вписать глаголы или местоимения, с которыми нужно составить предложения. 
Если вы повторяете разные времена, впишите в клетки их названия (Past Continuous, Present Perfect, …). Названия времён могут повторяться. В этой игре студентам можно выдать карточки или предложить список с разными глаголами, которые им нужно использовать при составлении предложений. 
Если вы учите студентов правильно задавать вопросы, в клетки вписываются вспомогательные глаголы (has, did, are, …) или вопросительные слова (When, What, Why, …) . Можно сыграть в игру после того, как студенты прочли текст, и задавать вопросы только по содержанию прочитанного. 
В крестики-нолики можно также играть в парах. Преподаватель заранее распечатывает раздаточные карточки или просит студентов нарисовать таблички самим и списать слова с доски. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

Профессиональная компетентность преподавателей СПО

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образова...

Профессиональная компетентность преподавателя (презентация)

В презентации рассматриваются вопросы:1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.2. Компетенция в области мотивирования обучающихся.3. Компетентнос...

Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //

опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...

Современные подходы в изучении иностранного языка на базе среднего профессионального образования

В статье рассматриваются новые подходы в изучении иностранного языка. Анализируются проблемы этих подходов в учебном процессе....