ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья на тему
С введением в 2013-2014 учебном году внеурочной деятельности родителям было предложено несколько вариантов: «Играя, учимся дружить», «Все Малевичи», «Занимательный английский», «Мир Фантазии», «Страницы истории Санкт-Петербурга» и др. У многих родителей возникали сомнения: «Действительно ли, внеурочная деятельность может обеспечить сохранение и укрепление здоровья их детей?» Таким образом, социальный запрос родителей привел к необходимости провести исследование эффективности внеурочной деятельности с акцентом на здоровьесбережение учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-konferentsiya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Г.Б. Кужалева
ГБОУ СОШ№180 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
С введением в 2013-2014 учебном году внеурочной деятельности родителям было предложено несколько вариантов: «Играя, учимся дружить», «Все Малевичи», «Занимательный английский», «Мир Фантазии», «Страницы истории Санкт-Петербурга» и др. У многих родителей возникали сомнения: «Действительно ли, внеурочная деятельность может обеспечить сохранение и укрепление здоровья их детей?» Таким образом, социальный запрос родителей привел к необходимости провести исследование эффективности внеурочной деятельности с акцентом на здоровьесбережение учащихся.
Объект исследования – учащиеся 1-2 классов начальной школы.
Предмет исследования - результативность здоровьесберегающих технологий включенных во внеурочную деятельность в начальных классах. В основу эксперимента положена гипотеза: организация для учащихся начальных классов внеурочной деятельности, с включением здоровьесберегающих технологий должна способствовать повышению уровня психологического благополучия (адаптация, мотивация, тревожность) и здоровья учащихся. В процессе исследования мы использовали комплекс методов: анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме, проведение диагностических тестов (тест Люшера в адаптации Л.Н. Собчик, проективная методика Л. Гантт, К. Табон, тест О.А.Ореховой, методика Д. Лампена, в адаптации Л.П.Пономаренко).
Исследование проходило поэтапно с сентября 2013 по март 2015 учебного года на базе ГБОУ СОШ №180 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга. В эксперименте были задействованы параллели 1-х, 2-х классов. Программа опытно - экспериментальной работы включала три этапа.
1. Организационный этап (с сентября 2013 по март 2015) - исследование с целью изучения младших школьников в учебной деятельности (адаптации, мотивации, тревожности), диагностика состояния здоровья учащихся по данным медицинского кабинета и сведений по пропускам учащихся связанных с болезнью.
2. Формирующий эксперимент (сентябрь 2014 - май 2015) - использование различных форм внеурочной деятельности (динамические паузы, целевые прогулки, подвижные игры, творческая, развивающая деятельность). Анализ промежуточных результатов (март 2015)
3. Заключительный этап (май 2015)
Изучение динамики развития младшего школьника, здоровья учащихся.
В исследовании принимали участие учащиеся в количестве 71 человека, у которых мы исследовали показатели по здоровью и психологическому благополучию до и после введения внеурочной деятельности. Учащиеся были разделены на две группы: группа А (44 учащихся посещающих внеурочную деятельность с здоровьесберегающими технологиями) и группа Б (27 учащиеся, которые не посещали занятия по внеурочной деятельности с здоровьесберегающими технологиями). Результаты исследования отражены в таблице 1. и 2.
А | Б | |||||
не болели | болели в 1 четверти | болели в 2 четвертях | не болели | болели в 1 четверти | болели в 2 четвертях | |
2013/14 | 9 | 22 | 13 | 15 | 5 | 7 |
2014/15 | 16 | 17 | 11 | 11 | 4 | 12 |
Таблица 1. Динамика здоровья учащихся 2013/14 и 2014/15 уч. годах
По данным таблицы 1 наблюдается положительная динамика показателей здоровья у учащихся группы А. В группе Б выросло количество детей, болевших в 2 четвертях. По данным таблицы 2 психологическое благополучие учащихся группы А, имеет положительную динамику, но значительных изменений показателей не наблюдается, что объясняется спецификой развития психологических компонентов, в связи с отсроченностью результатов во времени.
А | Б | |||||
все благопо лучно | есть сфера неблагопо лучия | все неблагопо лучно | все благопо лучно | есть сфера неблагопо лучия | все неблагопо лучно | |
2013/14 | 17 | 23 | 4 | 14 | 2 | 11 |
2014/15 | 26 | 2 | 16 | 14 | 6 | 7 |
Таблица 2. Динамика психологического благополучия 2013/14 и 2014/15 уч. годах
Исследование подтвердило гипотезу о том, что внеурочная деятельность действительно позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, и тем самым обеспечивает успешную адаптацию учащихся младших классов.
Список используемых ресурсов
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»
Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...
Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности
Для учителей начальных и средних классов...
«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»
Проект способствует приобретению необходимого минимума знаний в области применения информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителей по дисциплине ОБЖ....
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Речь идет о здоровьесберегающих технологиях на уроках....
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях дзюдо с возрастной категорией учащихся до 15 лет
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной ...