Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему

Манжина Дьянарай Алексеевна

Для учителей начальных и средних классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФГОС

           Д.А.Манжина, учитель начальных классов МБОУ «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»

         Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

    В Концепции Модернизации Российского образования, в Федеральных государственных образовательных стандартов одним из приоритетных направлений, в образовании обучающихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

         Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь главным аспектом является общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.    

     Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении.

   Задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

    Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

    Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

    Основные принципы здоровьесбережения в начальной  и  средней школе:

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

     Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов.

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся стало одной из приоритетных направлений работы в нашей школе. Поэтому и на моих уроках ведется комплексная работа, где я применяю разные виды здоровьесберегающих технологий.

    В нашей школе стало традицией  каждый  учебный день начинать с утренней зарядки.

  Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске:

 - жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку;

  - синий круг – тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике;

  - зелёный круг – для успокоения;

  - оранжевый – цвет творчества, будит фантазию;

  - красный круг – активизирует умственные способности детей, для всех видов контрольных работ.

   Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих образовательных технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях —   это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

      Наряду с традиционными уроками в своей практике я применяю и нетрадиционные формы организации урока.  Использую следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок – экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.

     Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий.

     В нашей школе на сохранение здоровья направлена не только урочная, но и внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности определены часы на сохранение и укрепление здоровья:

  • спортивные игры «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья», «О спорт, ты мир!», Президентские игры…;
  • классные часы «Правила личной гигиены», «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие в страну Здоровей-ка»…;
  • развивающие игры «Испорченный телефон», «Запомни движение и повтори»;
  • экскурсии;
  • беседы о ЗОЖ «В здоровом теле здоровый дух», «Час здоровья с доктором Неболитом», «Биологические ритмы и их влияние на здоровье», «Знай правила движения, как таблицу умножения» и др.
  • участие в  конкурсах рисунков и плакатов, посвященных сохранению и укреплению здоровья «Мы за ЗОЖ»;
  • конкурсы «Самый здоровый класс», «Самый спортивный класс»;
  • походы

     Внедряя в практику работы данные приёмы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности от:

- активного участия в этом процессе самих учащихся;

- создания здоровьесберегающей среды;

- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

- планомерной работы с родителями;

- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой села.

С уверенностью могу сказать о том, что всякая минута, проведённая в школе, может стать для ученика шагом на пути к здоровому образу жизни.

Использованная литература:

  1. Воротилкина, И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе// Начальная школа.  2005. - №4. -  С. 72-76.
  2. Нестерова, Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе// Начальная школа. 2005. - №11. – С.78-81.
  3. Чупаха, И.В, Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. /Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе/  - 2006 - 400с.
  4. Ковалько, В.И. /Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр/ – М.: ВАКО, 2005. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

С введением в 2013-2014 учебном году внеурочной деятельности родителям было предложено несколько вариантов: «Играя, учимся дружить», «Все Малевичи», «Занимательный английский», «Мир Фантазии», «...

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»»

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»» Дата проведения: 27.02.2014 г. Время проведения: 13.45 ...

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»

Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансирован...

Использование ребусов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся по профессии "штукатур"

В методической разработке использован материал для повышения интереса в процессе обучения  тому или иному предмету...