Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
статья

Речь идет о здоровьесберегающих технологиях на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.odt27 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры и во внеурочное время.

Учитель физической культуры

ГОУ лицей № 95

Самчик О. А.

2022 год.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и сортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть духовно и физически здоровым.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении и т.д.»

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое другое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего было опрошено 200 учащихся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на 9 место.

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.

 За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной  мышечной работы человека снизился с 94 до 1%. Главным пороком 21 века становится: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дифицит двигательной активности только на 11%. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.

Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Именно школьников, так как дошкольные учреждения уделяют развитию двигательной активности детей достаточно серьезное внимание. Да и дошкольников легче привлечь к участию в подвижных играх, спортивных праздников.

В школе это сделать гораздо труднее, так как многие учебные заведения все свои усилия направляют на то, чтобы изменить содержание учебного процесса, максимально его интенсифицировать, при этом обрекая своих учащихся на многочасовую подготовку к урокам, олимпиадам, конкурсам.

Сегодня очень часто можно слышать слова руководителей школ об изменении культурного пространства школы. По их словам, культурное пространство школы — это те обычаи и традиции, которые живут в коллективе. Мне думается, что изменение это должно начаться с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни в этом мире.

Родительские собрания, которые поднимают вопросы физической культуры и спорта и обсуждают проблемы физического развития детей в присутствии учителей физической культуры, открытые уроки по физкультуре, методическая неделя физкультуры и спорта, спортивные парады и спортивные олимпийские дни, дни физической культуры и спорта в летнее и зимнее время, чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом, спортивных семей — все это и многое другое может способствовать тому, что спорт станет такой же необходимостью как знания математики и иностранного языка.

Однако и этого мало. В школах чествуют победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов, но далеко не все школы могут гордиться тем, что они такое же внимание уделяют демонстрации достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и своими недугами.

Этому могут помочь соревнования под названием «Спортивная копилка класса», встречи с ветеранами спорта и ныне побеждающими спортсменами, конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики.

На мой взгляд, гораздо больше необходимо уделять внимания знакомству учащихся с историей развития спорта в целом и олимпийского движения в мире и своей стране, показывать эволюцию спорта во всем мире.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик — шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому  и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые накапливаются по мере развития собственной бездеятельности, становится злым и агрессивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему назревшую проблему совместно.

Одной из проблем, которую девочки-подростки относят к подростковым трудностям, является проблема собственной фигуры.

Вот ответы девочек-подростков на вопрос: «Какая твоя проблема является для тебя жизненно важной?» В опросе участвовало 80 девочек в возрасте 14-15 лет.

  • Меня волнует моя фигура — 40% от числа опрошенных респондентов;
  • Меня волнует мой внешний вид — 15%;
  • Меня волнуют взаимоотношений между людьми — 20%;
  • Меня волнует моя учеба — 10%;
  • Меня волнуют проблемы в моей семье — 8%;
  • Меня ничего не волнует — 7%

Ответы учащихся весьма красноречивы.

А как относятся к проблемам внешнего вида, фигуры своего ребенка родители? Какие действия по решению данной проблемы они предпринимают и предпринимают ли вообще?

На этот вопрос девочки и мальчики — подростки ответили следующим образом:

  •  понимают меня и предлагают записаться в спортивную секцию — 10%;
  • успокаивают меня и говорят, что не стоит по этому поводу волноваться — 20%;
  • не знают, что я по этому поводу переживаю — 20%;
  •  считают, что эта проблема малозначительна и недостойна обсуждения — 25%;
  • смеются надо мной и моими проблемами — 20%;
  • волнуются и предлагают преодолевать проблему вместе — 5%.

Цифры говорят  сами за себя. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит жизнью.

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься»- такие или похожие фразы слышат дети — подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме. Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти невозможное, поддержав ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребенку игрушки, вещи, делают дорогие подарки. Проблема не решается, на какое-то время она «засыпает», но, проснувшись, она превращается в лаву, которую просто невозможно остановить.

Еще одна школьная проблема — проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы, проводимые в школе, показывают, что ребятам-подросткам в школе зачастую неинтересно, скучно.

Для того, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер, за которым ребенок проводит еще 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми.

Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, «на глазах»., но он опять сидит часами, уже за компьютером.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.

В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний день среднестатистического ребенка  - это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения,слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия. Если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и дома, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны — это приводит к различным отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски.

У таких детей появляются проблемы личного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, агрессия, закрытость — это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Факты, которые говорят сами за себя...

  • Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
  • В 13 лет повышение давления до 130 на 80 — распространенное явление.
  • Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.
  • Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.
  • По данным российских ученых, 51% детей не бывают на улице по возвращению из школы
  • 30-40% детей имеют избыточный вес.
  • По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60.
  • У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца.
  • По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивирует семья.

Когда ребенок в такой семье подрастет, его не нужно заставлять заниматься спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.

Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитывают у детей привычки быть душевно  и физически здоровыми.

Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент — отсутствие денег и времени на платные кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.

Достаточно вместе с ребенком утром и вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо.

Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнение вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Помимо семьи, развитию двигательной активности ребенка самое серьезное внимание должна уделять школа.

Мне могут сказать, что в школе достаточно нагрузки на ребенка на уроках физической культуры.

Это происходит лишь там и тогда, где администрация учебного заведения уделяет проблеме сохранения здоровья учащихся первостепенное значение. Но таких школ не очень много, гораздо больше аргументов иного свойства.

Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении?

Отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников — взрослых и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащегося не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения.

Почему проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически?

Давайте заглянем в обычную школу 21 века. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей? В первую очередь, необходимо заглянуть на урок физкультуры...

Во-первых, часто можно наблюдать такую картину, когда на уроке физической культуры активно работают и участвуют в уроке только те дети, которые мотивированы на участие в уроке. Остальные сидят на скамье запасных или в школьной столовой, библиотеке, добросовестно готовясь к следующему уроку. При этом у учащихся масса аргументов в защиту себя. Разрешение родителей не участвовать в уроке, разрешение администрации школы и негласное разрешение учителя, которого не устраивает присутствие на уроке нерадивого ученика, которому безразличны уроки физкультуры.

Во-вторых, во многих школах к уроку физической культуры не предъявляется системных и жестких требований, как к уроку формирования культуры сохранения и развития учащимися своего тела, своего здоровья. Зачастую занятия однообразны, неинтересны, педагоги сетуют на то, что не имеют в достаточном количестве спортивного инвентаря для проведения занятий. Администрация же больше внимания уделяет посещению уроков русского языка, литературы, математики, а урок физкультуры остается на потом...

В-третьих, во многих педагогических коллективах сохранена тенденция, что урок физкультуры — это урок не главный, не значимый и очень часто дети, которым необходимо заниматься спортом и физкультурой (отличники), стараются под любым предлогом увильнуть от этого урока, а педагоги это даже приветствуют и поощряют. Это стратегия поведения не одного, двух педагогов, а зачастую всего коллектива. Во время урока физкультуры дети репетируют праздники, посвященные здоровому образу жизни. Урок безнравственности проводит сама система организации образовательного пространства школы. Если в школе предъявляются одинаковые требования ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса, то урок физкультуры имеет одинаково значимую важность для всех педагогов и учащихся.

В-четвертых, учителя физкультуры должны сводить свою работу не только к проведению уроков и занятиям секций, а к воспитанию привычки занятиями физкультурой и спортом. Это и вечера, посвященные истории олимпийского движения, видам спорта, встречи с олимпийцами и тренерами, праздники школьных, спортивных секций, праздники спорта и туризма.

Анализ посещенных уроков физкультуры позволяет констатировать тот факт, что урок физкультуры направлен только на то, чтобы показать какое-то физическое упражнение или, в лучшем случае,потренировать ранее изученное. Очень мало внимания уделяется развитию желания любить занятия спортом, любить себя и свое тело, формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.

Помочь ребенку принять занятия физической культурой и ввести их в повседневную жизнь могут и оздоровительные двигательные минутки на уроке.

И дети, и родители знают о том, что на уроках преподавания предметов общеобразовательного цикла педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз. На самом деле все это проводится в тех школах, где администрация учебного заведения считает сохранение здоровья учащихся  первостепенной задачей. Она требует неформального отношения педагогов к выполнению своих профессиональных обязанностей. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Здоровьесберегающие минутки — это обязательный компонент школьного урока.

В большинстве же случаев наличие на обычном уроке здоровьесберегающей минутки свидетельствует о том, что на уроке присутствует кто-то посторонний, призванный контролировать учебный процесс.

Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса.

Однако, при этом они констатируют, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?»

Ответы были такие:

  • помогают преодолеть сонливость и однообразность урока — 35%;
  • повышают работоспособность — 30%;
  • создают хорошее настроение — 20%;
  • способствуют общению — 6%;
  • мешают уроку — 5%;
  • ограничивают время урока — 4%.

Двигательные переменки могут помочь сплотить классный коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика подготовить и провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях.

Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во время обычного школьного перерыва ребята не имеют возможности подвигаться. Они задерживаются педагогами на переменке, хотя это должно быть наказуемо. Учащиеся не успевают перебежать из одного кабинета в другой, как уже звенит звонок на новый урок, все начинается с самого начала, и так каждый день.

Если добавить к этому отсутствие контроля медицинским персоналом школы за мытьем рук учащимися в столовой школы, быстрая еда и невнимание школы к организации двигательной активности учащихся во время школьных перемен — все это приводит к тому, что число учащихся, ежегодно пополняющие список хронически больных в журнале школьного врача, растет.

Как может помочь школа и учитель в кардинальном решении данной проблемы?

Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки — это только часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Оздоровительные минутки проводит учитель-предметник на своих уроках. Он может проводить их сам или с помощью подготовленных учащихся-инструкторов. Можно осуществлять проведение оздоровительных минуток, предоставив возможность учащимся самим проявить инициативу в их проведении. Главным в проведении оздоровительных минуток — заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.

Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать физкультминутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаш, газета, комочки ваты.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо сделать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке.

  1. Игровые минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают, что после второго урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить двигательную минутку на своем уроке.
  2. В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
  3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
  4. Постоянство в проведении игровых двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, не вызывает негативного отношения к двигательным упражнениям, способствует формированию культуры движения.
  5. Двигательные минутки изменяют отношение учащихся к урокам физической культуре в школе, к учителям-предметникам.
  6. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.
  7. Игровые двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть сонливость.
  8. Учебное время уроков после двигательных переменок не будет потеряно зря.
  9. Упражнения для развития двигательной активности могут стать основой уроков для детей в группах ЛФК, для проведения спортивных состязаний и праздников.
  10. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование. Для этого необходим лишь тот материал который находится вокруг нас в несметном количестве и который выбрасывается за ненадобностью в каждом доме. Кроме этого, используются те предметы, которые находятся ежедневно в портфеле ученика.
  11. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.

Результаты использования двигательных оздоровительных минуток говорят сами за себя.

                 Результаты опроса учащихся.

В опросе участвовало 230 человек. 5-7 классов. «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения учителями оздоровительных минуток?»

  • перестали ждать перемену — 25%;
  • уроки проходят быстрее — 20%;
  • уроки стали интереснее — 27%;
  • повысилась активность на уроке — 10%;
  • изменились отношения с учителями — 6%;

улучшились учебные результаты — 14%.

Замечательные отзывы и самих учителей.

Учитель математики.

«Изменилась атмосфера урока. После выполнения двигательных упражнений учащиеся легче включаются в урок, активнее отвечают и выполняют учебные задания».

Помимо развития двигательной активности детей, игровые двигательные переменки должны способствовать сохранению психического здоровья детей.

Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться, он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов, да и его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами.

Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело.

            Структура проведения игровой двигательной переменки.

  1. Все виды карточек игровых двигательных переменок построены по типу заданий от «простого к сложному».
  2. В ходе игровой минутки, которую учитель организует с классом, ребята в состоянии понять, выполнить и повторить одно задание, представленное на карточке.
  3. На последующих переменках могут повторить полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений.
  4. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить одно новое упражнение.
  5. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.

Помимо этого необходимо применять на уроках упражнения для релаксации глаз. Никому не секрет, что зрение большого количества учащихся к 6-7 классу ухудшается. Сохранению и улучшению ситуации может способствовать зрительная гимнастика. Если выполнять ее на каждом уроке после или перед двигательной гимнастикой, мы сохраним зрение большому количеству учащихся.

Упражнения эти очень легки, но эффективны.

     1.  Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох,    наклонившись вперед сделать выдох. 5-6 раз.

  1. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть глаза 5-6 раз.
  2. Руки на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  3. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое  движение по часовой стрелке, затем — против часовой стрелки.
  4. Руки — вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
  5. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа 3-4 сек. Повторить 6-8 раз.
  6. Закрыть веки веки, в течение 30 сек. Массировать их кончиками указательных пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

  ГПОУ "Сыктывкарский лесопромышленный техникум". Республика Коми,  г. Сыктывкар  Состовитель: Осадчий Алексей Иванович , руководитель физ-воспитания.Тема: "Использование зд...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Выступление на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий  на  уроках физической культуры"...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Именно использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащи...

Выступление на семинаре "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на семинаре "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"...