Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
учебно-методический материал на тему

Сабанова Наталья Архиповна

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработана для педагогов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (далее – ФГОС НОО). Освоение данного курса создаёт условия для развития инновационного опыта, совершенствования способов педагогической деятельности по организации и проведению учебных занятий, внеучебной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Данная программа направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов в области современных образовательных технологий, выстраивание   перспектив педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации ФГОС НОО; позволяет сформировать мотивационную готовность учителя к педагогической деятельности в новых условиях; развить теоретические представления учителей  о сущности, назначении, роли и функциях федерального государственного образовательного стандарта; подготовить учителей к осуществлению выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на формирование у обучающихся новых образовательных компетенций.

Программа составлена с учётом специфики обучения в системе повышения квалификации. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план и краткое содержание основных тем курса, примерные темы практических занятий, библиографические и методические рекомендации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nsgk_programma_kpk_fgos_noo.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

 Директор            Н.П.Коробова

   «____»_______________2014г.

ПРОГРАММА

повышения квалификации

Современные методики и технологии начального  общего образования

в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

Автор программы: Сабанова Н.А., преподаватель, заведующий отделением.

Категория слушателей: учителя начальных классов

Форма обучения: очная

Рецензент: Ряхов Д.Г., кандидат педагогических наук, заместитель директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Программа одобрена на заседании  методической комиссии начального общего и дополнительного образования БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» от 02.06.2014  года, протокол № 9

Трудоемкость программы:

Общий объем

курса,

( в час.)

Лекций,

( в час.)

Практических

занятий,

( в час.)

Индивидуальных консультаций

   ( в час.)

Самостоятельных работ

( в час.)

Форма

контроля

72

2

58

4

8

зачет: защита проекта урока, смоделированного на основе деятельностного подхода

Нижневартовск

2014 г.


АННОТАЦИЯ

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработана для педагогов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (далее – ФГОС НОО). Освоение данного курса создаёт условия для развития инновационного опыта, совершенствования способов педагогической деятельности по организации и проведению учебных занятий, внеучебной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Данная программа направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов в области современных образовательных технологий, выстраивание   перспектив педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации ФГОС НОО; позволяет сформировать мотивационную готовность учителя к педагогической деятельности в новых условиях; развить теоретические представления учителей  о сущности, назначении, роли и функциях федерального государственного образовательного стандарта;

подготовить учителей к осуществлению выбора технологий, методов и приемов педагогической деятельности, направленных на формирование у обучающихся новых образовательных компетенций.

Программа составлена с учётом специфики обучения в системе повышения квалификации. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план и краткое содержание основных тем курса, примерные темы практических занятий, библиографические и методические рекомендации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса обусловлена тем, что в настоящее время идет обновление содержания образования, методов обучения, деятельности педагога и достижение на этой основе  новых результатов в реализации ФГОС. Однако большинство педагогов испытывают затруднения в реализации компетентностного подхода в обучении, в формировании общих компетенций, в отборе методов и технологий. Для адаптации педагогов к новому процессу обучения требуется целенаправленная подготовка учителей начальных классов. Освоение данного курса создаёт условия для формирования инновационной культуры учителя, готовности к использованию интерактивных технологий в обучении.

Цель освоения курса – подготовка педагогических работников к обеспечению достижения метапредметных, предметных, личностных результатов в соответствии с требованиями стандартов, формирование умений управлять педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС НОО.

В результате освоения курса слушатель должен освоить следующие компетенции:

1).ПК1. Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;

2).ПК2. Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

3).ПК3. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

4). ПК 4. Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.

5). ОК1. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

 Ключевые теоретические идеи,  на которых базируется программа

- понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

- требования   ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательные технологии, используемые при реализации курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования): технология  проектирования и организации учебного занятия в рамках требований к  деятельностному  уроку; технология активного социально-психологического обучения; информационно-коммуникационные  технологии; технологию модерации;    деловые игры, тренинги.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел, тема

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах)

Форма

аттестации

Лекции

Практические

занятия

Другие

Формы (в т.ч. тренинги, круглые столы; др.)

Самостоятельная

работа

Индивидуальные консультации

Модуль № 1.  «Особенности введения ФГОС НОО и некоторые результаты его реализации»

1.1.

 Значимость ФГОС для российского образования: единство образовательного пространства РФ. Обзор нормативно- правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС НОО, определяются  основные направления преемственности НОО и ООО.

2

2

 

1.2.

    Планирование рабочей программы учителя в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

 

2

2

1.3.

  Дифференциация и интеграция содержания образования

2

2

Всего по модулю:

2

4

6

 

Модуль № 2.  «Современный урок и его особенности в условиях реализации ФГОС НОО»

2.1.

 Системно-деятельностный подход  в обучении младших школьников.  

Формы организации учебной деятельности на уроке

2

2

2.2.

 Интерактивные технологии

2

2

2.2.1

Особенности выбора педагогической технологии

2

2.3.

 Интерактивные методы обучения

2

2

2.3.1

Отбор  методов обучения в соответствии с выбранной технологией.

2

 2.4.

Особенности формирования банка аудио-, видео-, компьютерных материалов.

2

Всего по модулю:

10

8

Модуль № 3.  «Мониторинг и оценка качества  предметных, метапредметных, личностных достижений обучающихся».

3.1.

Универсальные учебные действия: технологии формирования  урочной и внеурочной деятельности.  

4

2

1

3.2.

Метапредметные аспекты.  

2

3.2.1

 Метапредметные результаты: диагностика, контроль и оценка.

4

1

3.3.

 Система оценки достижений планируемых результатов освоения ОП НОО как основного инструмента реализации ФГОС НОО

4

1

3.4.

Личностные результаты: технология оценки.

6

1

Всего по модулю:

18

4

4

4. Представление сценария учебного занятия.

2

4

5.Защита проекта урока деятельностной направленности.

6

4

     зачёт

ИТОГО 72 ЧАСА

2

32

26

8

4


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль № 1.  «Особенности введения ФГОС НОО и некоторые результаты их реализации» (12 часов, в том числе 2 часа лекций, 4 часа практических занятий, 6 часов другие формы (тренинги, круглые столы и т.п.)

 Задачи модуля:

1) знать содержание понятий " педагогическая система ", субъектность";

2) иметь представление о единстве образовательного пространства РФ; об итогах, проблемах, перспективах развития в   рамках   работы по ФГОС НОО.

Дидактические единицы:  образовательная среда  как система, цели системно-деятельностного подхода. 

Ожидаемые результаты: знание нормативно - правовой базы, обеспечивающей  введение. Содержание.  Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС. Основные понятия: «деятельность», «система», «педагогическая система», «субъектность». Целенаправленные универсальные учебные действия. «Результат как мотив  и ценность деятельности». Деятельность как система. Цели системно-деятельностного подхода. Нормативно-правовое регулирование и финансово-экономические аспекты введения и реализации ФГОС.  На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: что необходимо изменить в существующей модели, чтобы привести ее в соответствие с нормативной,  определяемой ФГОС НОО?

Форма проведения практического занятия: мастер-класс, практикум по разработке рабочей программы, круглый стол.

 Модуль № 2.   «Современный урок и его особенности в условиях реализации ФГОС НОО» (18 часов, в том числе 10 часов практических занятий, 8 часов другие формы (практикумы, круглый стол, мастер-класс)

Задачи модуля:

1) иметь представление о  метапредметности;

2) уметь анализировать возможности интерактивных технологий для обучения.

Дидактические единицы: Метапредметный подход в обучении деятельности. Особенности метапредменого подхода в обучении. Переход от существующей практики дробления знаний к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Ожидаемые результаты: анализ  урока.

Содержание: Понятие современного урока в условиях реализации ФГОС НОО. Отличительные особенности современного урока. Определение метапредметного урока. Признаки метапредметного урока. Отличительные особенности метапредметного, интегрированного, традиционного уроков. Отбор форм организации учебной деятельности, интерактивных  технологий, методов обучения.

 Форма проведения практического занятия:    практикум, мастер-класс, круглый стол.   Модуль № 3.    «Мониторинг и оценка предметных, метапредметных, личностных достижений   обучающихся» (26 часов, в том числе 18 часов практических занятий, 4 часа другие формы работы(интерактивное общение, пресс-конференция, практикум), 4 часа самостоятельной работы)

 Задача модуля: 

1) уметь оценивать  личностные, метапредметные, предметные  результаты обучения;          

2) иметь опыт  отслеживания динамики  достижений обучающихся.

Дидактические единицы:  Универсальные учебные действия: технологии формирования  урочной и внеурочной деятельности.  Метапредметные аспекты.  Метапредметные результаты: диагностика, контроль и оценка. УМК как средства формирования УУД.   Система оценки достижений планируемых результатов освоения ОП НОО как основного инструмента реализации ФГОС НОО. Личностные результаты: технология оценки.

Ожидаемые результаты:

  • экспертиза  УМК;
  • конструирование учебных занятий.

 Содержание: Требования к результатам освоения основных образовательных программ» как основной документ стандарта, раскрывающий ориентиры развития системы образования с целью достижения новых результатов образования, ожидаемых государством, обществом, личностью. Стандарты  как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. Структурирование требований к результатам общего образования  по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Дифференциация предметных, метапредметных и личностных результатов. Выражение предметных результатов образовательной деятельности  в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.  Метапредметные результаты как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках   Использование различных форм и способов  представления видов указанных образовательных результатов, необходимость  адекватных им процедур и методов измерений для оценки достижений требований стандарта. Интегральность критериев оценки предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования. Отсутствие дифференцирования требований к результатам по отдельным учебным предметам (формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития).

Форма проведения практического занятия: пресс-конференция, практикум по экспертизе учебников, практикум,  интерактивное общения.

Итоговое занятие. Защита проекта урока деятельностной направленности  

Форма проведения: деловая игра, круглый стол, дебаты

Задания для самостоятельной работы

1. Разработать урок (внеклассное занятие) на основе деятельностного  подхода, в т.ч с применением интерактивных методов обучения.

 2. Разработать КИМы для оценки достижений обучающихся в рамках спроектированного урока.

3. Самоанализ урока.  

 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Наименование модуля

Вид

работы

Тема работы

Ожидаемые результаты, демонстрируемые слушателем при выполнении данного вида работы

Модуль № 1.  «Особенности введения ФГОС НОО и некоторые результаты его реализации»

Интерактивное общение

  1. 1. Четырехлетняя начальная школа: изменение структуры и содержания  в контексте реализации ФГОС НОО
  2. Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических и информационных технологий обучения.

3. Научно-методические основы разработки учебных программ по преподаваемому предмету

4.Система формирования  общих компетенций  обучающихся.

5. Система формирования  УУД

6.Система оценки планируемых результатов образования

знать:

образовательные программы, ФГОС НОО.

уметь:

планировать  результаты   (цели) образования

иметь практический опыт:

- применения современных технологий, методов обучения;

-владения  различными информационными источниками и ресурсами;

- анализа

возможностей  инновационных технологий для организации учебно-воспитаельного процесса в системе начального общего образования;

Модуль № 2. «Современный урок и его особенности в условиях реализации ФГОС НОО»

Проектная деятельность: практикум по разработке уроков (занятий) на основе детельностного подхода

1. Урок  с применением современных деятельностных технологий и методов обучения.

2.  Методическая разработка внеклассного занятия   с использованием интерактивных технологий

3.   Разработка   КИМов  в соответствии с  целями уроков

уметь:

разрабатывать  современные уроки

владеть:

опытом проектирования уроков (учебных занятий)  с использованием  интерактивных технологий обучения;

Модуль № 3.    «Мониторинг и оценка предметных, метапредметных, личностных достижений   обучающихся»

 Практикум: экспертиза  УМК

1.    Анализ представленных  УМК.

2.Разработка  КИМов по одному предмету, теме.

  1. Проведение экспертизы  учебника.

знать:

типологию, дидактические принципы построения  УМК,

уметь:

создавать  КИМы.

ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Зачет: защита проекта урока, смоделированного на основе деятельностного подхода.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Процесс организации курсов повышения квалификации предусматривается в форме практических занятий, которые проводятся в аудиториях, оборудованных мультимедийными средствами (проектор, компьютер, интерактивная доска), в компьютерных классах, оснащенных персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть и имеющими выход в Интернет.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА

Практические  занятия предполагают работу  в  подгруппах по 3-5 человек в форме  ролевой игры. В соответствии с методическими указаниями  каждый слушатель руководит определенным видом деятельности и отвечает за него.

Каждая  подгруппа готовит учебный проект с применением интерактивных технологий. В рамках учебного проекта предполагается конкретное решение следующих   вопросов:

-    Как  интерактивные  технологии могут содействовать  достижению цели урока?

-    Какое  влияние  оказывается на организацию учебной деятельности обучающихся?

-   Какое место занимает  современный урок в   контексте компетентностного подхода?

Формой отчета является публичная защита и  электронный портфолио, включающий в себя:  материалы урока и комментарии к ним, дидактические (методические) материалы, самоанализ и рецензию оппонента из группы.

Анализ результатов деятельности  позволяет оценить как  результат работы группы в целом, так и каждого из её участников в соответствии с зоной ответственности.

 

 

Список  использованных  источников

  1. Анохина Н.В.Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. //Вестник образования.-2011.- №11.-С.51-58.
  2. Афанасьева А.В., Белякова М.А.Роль ИКТ в подготовке компетентного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения.//Методист.-2011.-№2.-С.53-56.
  3. Бабинский М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.-С.11-16. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.-С.21-28.
  4. Бобылева О.Л., Филькина Т.Г.Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. Как готовиться к внедрению нового стандарта образования?// Инновационные проекты и программы в образовании.-2010-№6.
  5.  Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011-№1.-С.24-31.
  6.  Воровщиков С.Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов.//Эксперимент и инновации в школе.-2010-№6.-С41-48; Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№6.-С.36-41.-(Обсуждаем ФГОС второго поколения).
  7. Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов.//Методист.- 2011.-№3.-С45.-47. Глоссарий ФГОС начального образования.//Управление начальной школой.-2011.-№1.-С.10-24.
  8.  Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.-С.25-31.
  9.  Егорова Л.Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1.-С.45-48.-(ФГОС второго поколения).
  10.  Зотова Н.К., Саитбаева Э.Р.Деятельность ИПКиППРО ОГПУ по сопровождению внедрения ФГОС начального общего образования на региональном уровне.//Методист.-2011.-№4.-С.2-8.
  11. Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.
  12. Краснова В.П.Управление внедрением ФГОС начального общего образования.//Практика административной работы в школе.-2011.-№4.-С.26-30.
  13.  Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
  14. Кузнецова А.Г.Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования.//Вестник образования.-2011.-№11.-С.71-78.
  15.  Ломов А.И.Стандарты нового поколения и критерии безотметочного оценивания в начальной школе.//Практика административной работы в школе.-2011.-№4.-С.30-33.
  16.  Новые образовательные стандарты:что сулят они нашей школе Интервью с директором школы №3 г.Нижнего Новгорода С.В. Шмелевым.//Директор школы.-2011.-№3.-С.46-52.
  17. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011.-33-296).//Вестник образования.-2011.-№11.-С.4-20;Вестник образования России-2011-№11.-С.29-43.
  18. Панченко Ю.В., Фалалеева И.В.Из опыта экспериментальной работы школ Курганской области по организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО.// Вестник образования-2011.-№11.-С.59-70.
  19. Паршукова И.Л Научно-методическое сопровождение ОУ в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС НОО.//Вестник образования.-2011.-№ 11.-С.33-40.
  20. Пашкевич А.В. Создание системы менеджмента качества образования на основе реализации компетентностного подхода в массовой школе.// Инновационные проекты и программы в образовании.-2011-№1.-С31-39.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования

Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.

Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...