«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»
статья на тему
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены спортивно-оздоровительные мероприятия:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Чтобы сделать ребёнка умным
и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся, которое можно устранить, если оптимизировать физическую и эмоциональную активность. Для этого следует использовать различные виды деятельности и всевозможные средства восстановления работоспособности.
Поэтому одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Исследование состояния здоровья младших школьников проводилось на базе МБОУ «Инжавинская СОШ» в 1 классе. Был проведен анализ медицинских карт учащихся, проведено анкетирование родителей. В результате чего выявлено отношение родителей к здоровью детей: у 20% - недостаточная заинтересованность.
Проанализировав причины школьных болезней, пришли к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями первоклассников проведен цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».
Родители выявили
- некоторые причины школьных болезней:
- несоответствие высоты школьных столов;
- несоблюдение детьми режима дня;
- плохое питание.
Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители наладили контроль за питанием детей и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья),в школьных мероприятиях ( «Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»),в тестировании.
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы:
- интенсификация обучения;
- снижение двигательной активности;
- увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
- нарушение зрения и осанки;
- ухудшение нервно-психического здоровья.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями проводится утренняя зарядка.
Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу (кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте, математики в 1 классе при знакомстве с новой буквой или числом я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы, цифры и предлагаю детям найти их и собрать.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого.. При решении задач на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.
На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Зачем мы спим ночью?», «Режим дня»), об организме человека «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.
Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и физминутки в стихах, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, улучшения осанки, аутотренинги.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.
Включая в урок элементы здоровьесберегающих технологий, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.
Так же работала в постоянном содружестве с медицинским работником. С его помощью проводилось просвещение родителей по данному вопросу, знакомство с результатами диагностик.
Родители стали более активны: сами интересовались, результатами, предлагали помощь в случае необходимости. На родительских собраниях они предоставляли сведения о самочувствии детей дома, делились их и своими впечатлениями. Вместе с учителем обсуждали проблемы, какие-то нюансы, искали пути их решения.
В результате возросла активная позиция родителей по отношению к здоровью, процент «неболевших» детей увеличился до 50% .
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Упражнения , которые я использую на уроках.
1) Начало учебного дня в начальных классах начинаю организованной зарядкой.
2) Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
3). Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
4). Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).
1) «Сотвори в себе солнце»;
2) «Волшебный цветок добра»;
3) «Путешествие на облаке»;
4) «У моря»;
5) «Золотая рыбка»;
6) «Янтарный замок»;
7) «Танец рыбки»;
8) «На лугу»;
9) «Водопад»;
10) «Сила улыбки» и т.д.
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
5). Упражнения для мышц рук.
1) «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
4) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
6). Упражнения для глаз. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
- Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
- Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
- Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
- Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
7). Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто
«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
8). Использование на уроках сенсорного круга.
В качестве сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
9). «Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».
.
Список литературы.
1. Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и психология здоровья. – М.: Просвещение, 2003.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: Вако, 2007.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004.
4. Обухова Л.А., Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: Вако, 2004.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2006.
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
7.Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:Учитель. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)
Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...
"Использование регионального компонента на уроках в начальной школе"
Обобщение опыта работы...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с ...
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
ГПОУ "Сыктывкарский лесопромышленный техникум". Республика Коми, г. Сыктывкар Состовитель: Осадчий Алексей Иванович , руководитель физ-воспитания.Тема: "Использование зд...
Методическая разработка мастер класса для педагогов на тему: "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках в начальной школе для обучающихся с ОВЗ"
Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?...
«Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе
laquo;Применение новых педагогических технологий на уроках в начальной школе...