Организация краеведческой работы на уроках истории и во внеурочное время.
статья по теме
ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»
Преподаватель Михайлова Т.И.
Историческое краеведение - один из элементов исторического образования. Оно же является важным средством связи студентов с жизнью.
Историческое краеведение является одним из источников обогащения студентов знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность студентам приобщиться к общественно - полезной деятельности связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для студентов формах - экскурсиях, походах и т.д. Изучением особенностей организации данной работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя - практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова "О научном краеведении", Г.Н. Манюшина "Историческое краеведение", Д.В. Кацюбы "Историческое краеведение в воспитании студентов". Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н. Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П. Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.
Актуальность данной темы определяется введением краеведческой материала в учебные курсы по истории России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.
Историческое краеведение раскрывает студентам связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Объектом данной исследовательской работы является краеведение в контексте современного исторического образования.
Предметом данной презентации является изучение целей, задач и поиск путей развития краеведения как элемента исторического образования студентов.
Цель исследования - изучив истоки краеведения, определить дальнейшую перспективу развития данной, отрасли исторического образования.
Данная цель определяет следующие задачи:
- раскрыть понятие "историческое краеведение";
- исследовать истоки исторического Краеведения и историю развития;
- изучить источники исторического краеведения и их функциональное значение;
- определить пути и средства повышения эффективности краеведческой работы.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - "Повесть временных лет". Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: "... живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех" и т.п.
Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после ВОВ. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах. "Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией".
Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства - такое почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов.
Историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.
Важным условием развития краеведения, являются современные социально - политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль "провинции", когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Студенты не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего города, района.
Когда речь идет о краеведении, следует различать уровни познавательной краеведческой работы студентов. Условно можно говорить о трех уровнях.
На первом уровне происходит получение студентами "готовых" знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
На втором уровне - это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы.
Третий уровень - изучение студентами истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, предоставляющего научный интерес.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Студенты, проявляющие глубокий интерес к истории края, стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в поход и экспедициях.
Краеведение удачно сочетает в себе многие лучшие формы, методы, приемы как внеклассной, так и урочной системы работы с студентами.
Основной задачей краеведения является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей студентов.
Важнейшими путями решения этой задачи является:
- Расширение знаний за счет увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов этнографии.
Краеведение вносит существенные дополнения в содержание знаний студентов без изменения учебного плана, программ и учебников.
В нашем колледже ведется внеклассная краеведческая работа - это вечера, олимпиады, викторины, конференции и встречи с участниками исторических событий. Групповые формы внеклассной работы по краеведению - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, выпуск газет, журналов.
В процессе работы кружка накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, фотоматериалов, а также разработки вечеров, конференций и т.д.
Все эти материалы можно и нужно использовать в учебно-воспитательной работе.
Члены кружка участвуют в экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный кругозор.
Проводятся различные виды работ: викторины, олимпиады, открытые внеклассные мероприятия.
Основными задачами краеведения являются: поиск и сбор краеведческого материала, учет и хранение собранных документов, предметов, материалов старины.
В последние десятилетия стали организовываться краеведческие уголки. Ярким примером такого является краеведческий уголок ТМК. Его создали преподаватели вместе со студентами. Основное направление работы краеведческого уголка - изучение истории своего края. Студенты нашего колледжа в течение трех лет собирали материал о народах Поволжья.
В кабинете истории, где находиться краеведческий уголок, проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.
Краеведческий уголок является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность.
Краеведческий уголок имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов. Краеведческий уголок своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в колледже. Педагогическая ценность работы в краеведческом уголке заключается в том, что информация конкретна, эмоциональна и кроме того, сама необычность обстановки разрушает стереотип урока, дает возможность активизировать восприятие студента.
Как наглядный пример нашей работы предлагаем презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация краеведческой работы на уроках истории и во внеурочное время.
ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»
Преподаватель Михайлова Т.И.
Историческое краеведение - один из элементов исторического образования. Оно же является важным средством связи студентов с жизнью.
Историческое краеведение является одним из источников обогащения студентов знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность студентам приобщиться к общественно - полезной деятельности связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для студентов формах - экскурсиях, походах и т.д. Изучением особенностей организации данной работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя - практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова "О научном краеведении", Г.Н. Манюшина "Историческое краеведение", Д.В. Кацюбы "Историческое краеведение в воспитании студентов". Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н. Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П. Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.
Актуальность данной темы определяется введением краеведческой материала в учебные курсы по истории России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.
Историческое краеведение раскрывает студентам связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Объектом данной исследовательской работы является краеведение в контексте современного исторического образования.
Предметом данной презентации является изучение целей, задач и поиск путей развития краеведения как элемента исторического образования студентов.
Цель исследования - изучив истоки краеведения, определить дальнейшую перспективу развития данной, отрасли исторического образования.
Данная цель определяет следующие задачи:
- раскрыть понятие "историческое краеведение";
- исследовать истоки исторического Краеведения и историю развития;
- изучить источники исторического краеведения и их функциональное значение;
- определить пути и средства повышения эффективности краеведческой работы.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - "Повесть временных лет". Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: "... живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех" и т.п.
Историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после ВОВ. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление историко-краеведческой работы на местах. "Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией".
Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства - такое почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов.
Историческое краеведение является одним из составляющих компонентов исторического образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.
Важным условием развития краеведения, являются современные социально - политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль "провинции", когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Студенты не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего города, района.
Когда речь идет о краеведении, следует различать уровни познавательной краеведческой работы студентов. Условно можно говорить о трех уровнях.
На первом уровне происходит получение студентами "готовых" знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
На втором уровне - это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы.
Третий уровень - изучение студентами истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, предоставляющего научный интерес.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Студенты, проявляющие глубокий интерес к истории края, стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в поход и экспедициях.
Краеведение удачно сочетает в себе многие лучшие формы, методы, приемы как внеклассной, так и урочной системы работы с студентами.
Основной задачей краеведения является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей студентов.
Важнейшими путями решения этой задачи является:
- Расширение знаний за счет увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов этнографии.
Краеведение вносит существенные дополнения в содержание знаний студентов без изменения учебного плана, программ и учебников.
В нашем колледже ведется внеклассная краеведческая работа - это вечера, олимпиады, викторины, конференции и встречи с участниками исторических событий. Групповые формы внеклассной работы по краеведению - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, выпуск газет, журналов.
В процессе работы кружка накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, фотоматериалов, а также разработки вечеров, конференций и т.д.
Все эти материалы можно и нужно использовать в учебно-воспитательной работе.
Члены кружка участвуют в экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный кругозор.
Проводятся различные виды работ: викторины, олимпиады, открытые внеклассные мероприятия.
Основными задачами краеведения являются: поиск и сбор краеведческого материала, учет и хранение собранных документов, предметов, материалов старины.
В последние десятилетия стали организовываться краеведческие уголки. Ярким примером такого является краеведческий уголок ТМК. Его создали преподаватели вместе со студентами. Основное направление работы краеведческого уголка - изучение истории своего края. Студенты нашего колледжа в течение трех лет собирали материал о народах Поволжья.
В кабинете истории, где находиться краеведческий уголок, проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.
Краеведческий уголок является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность.
Краеведческий уголок имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов. Краеведческий уголок своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в колледже. Педагогическая ценность работы в краеведческом уголке заключается в том, что информация конкретна, эмоциональна и кроме того, сама необычность обстановки разрушает стереотип урока, дает возможность активизировать восприятие студента.
Как наглядный пример нашей работы предлагаем презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...
Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности
Преподователь делится опытом модернизации традиционного обучения и использования современных образовательных приемов и технологий....
Формирование духовности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал
Формирование мотивации к обучению является одним из приоритетных задач образования.. На своем опыте я убедилась , что изучение краеведческого материала и является таким мотивом.Одним из ключевых...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
Методическая разработка по теме: «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Методическая разработка по теме:«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»...
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности" автор поднимает проблемы воспитания патриотизма и духовно -...
2020 май заочная межрегиональная педагогогическая конференция статья Организация самостоятельной работы студентов на занятиях и во внеаудиторное время в рамках реализации ФГОС
2020 май заочная межрегиональная педагогическая конференция статья Организация самостоятельной работы студентов на занятиях и во внеаудиторное время в рамках реализации ФГОС...