Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья
В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности" автор поднимает проблемы воспитания патриотизма и духовно - нравственных чувств у подрастающего поколения, что является одной из основных задач, стоящих перед обществом. В данном материале автор описывает формы и методы,которые использует автором для решения данной проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
Тихонова Ирина Генриковна
преподаватель истории
СПб ГБ ПОУ ЛСИТ
«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам».
Д.С.Лихачев
Проблема воспитания патриотизма и духовно - нравственных чувств у подрастающего поколения является одной из основных задач, стоящих перед обществом.
В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.
Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые ориентиры побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке гражданских, социально значимых качеств.
Одним из направлений моей деятельности как преподавателя истории и обществознания является гражданско-патриотическое воспитание.
Тема гражданственности и патриотизма очень близка мне по духу. Меня волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Ведь от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее самой России как суверенного и самобытного государства
Воспитать достойного гражданина своего Отечества без знания своей истории невозможно. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Через знакомство с историей нашей страны или историей других государств и народов, учащиеся приобщаются к примерам нравственного подвига людей, достижениям духовной культуры, осознают нравственные законы истории.
Решая задачи, направленные на развитие духовно-нравственного и гражданского – патриотического воспитания я применяю различные формы и методы ознакомления с данным курсом: уроки, беседы, КВН по истории, олимпиады, экскурсии, подготовка и участие ребят в конференциях и исследовательских работах.
Особое внимание на уроках истории я уделяю таким темам, как «Борьба русского народа против шведских и немецких крестоносцев», «Куликовская битва», « Отечественная война 1812 года», “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”, «Смутное время в России». Мне кажется, что воспитанию любви к Родине способствуют яркие образы Александра Невского, Дмитрия Донского, Кутузова, Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и других. Эмоциональный настрой уроков создают иллюстрации, фрагменты из фильмов, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений.
Огромное количество примеров истинного патриотизма оставила для нас Великая Отечественная война. Чтобы приобщить учащихся к страницам героического подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны (мною и моей коллегой) был разработан бинарный урок
(история + математика). Проведение урока в нетрадиционной форме показало:
- такой урок интересен для ребят
-вызывает положительные эмоции
-имеет большое воспитательное значение
Одним из надежных способов воспитания исторической памяти, патриотизма, гражданственности у учащихся является деятельность по вовлечению их во внеурочную работу.
В нашем лицее ежегодно проходят олимпиады по истории между ОУ со структурным подразделением «Детский дом», в которых активно принимают участие наши ребята. Среди учащихся первых курсов уже традиционным стал КВН по истории Отечества (период IX – XVI вв.). Игра в командах вызывает интерес, чувство ответственности (сплачивает коллектив), желание знать больше об этом периоде нашей истории.
Каждый год вместе с ребятами готовим торжественные мероприятия, посвященные «Дню народного единства», трагедии в Беслане. Ежегодно в день начала (8 сентября) и снятия вражеской блокады Ленинграда
(27 января) , а также – 9 мая учащиеся принимают активное участие в торжественных мероприятиях, посвященных этим памятным датам.
В честь празднования 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. учащимися нашего лицея была проведена исследовательская работа, где объектом исследования стало танковое сражение под Прохоровкой. Результатом их работы стало успешное выступление на межрегиональной научно-практической конференции с международным участием VI Петербургского образовательного форума «Формирование целостного мировоззрения и духовно-нравственной идентичности учащихся профессиональных образовательных учреждений: модель сетевого взаимодействия в рамках празднования 70 –й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Работа в данном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности
Преподователь делится опытом модернизации традиционного обучения и использования современных образовательных приемов и технологий....
Формирование духовности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал
Формирование мотивации к обучению является одним из приоритетных задач образования.. На своем опыте я убедилась , что изучение краеведческого материала и является таким мотивом.Одним из ключевых...
Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
Статья" Духовно - нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на краеведческом материале в процессе обучения истории"
Статья рассказывает о значениее духовно - нравственного воспитания для обучающихся...
Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории"
Данная статья показывает значимость нравственного ипатриотического воспитания на уроах истории....
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье обосновывается объективная необходимость использования духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках иностранного языка с целью личностного развития будущего молодого специалис...