Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья на тему
Преподователь делится опытом модернизации традиционного обучения и использования современных образовательных приемов и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому студенты должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у учащихся потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.
Как показывает практика и результаты исследования, у учащихся недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости.
Поэтому возникает проблема: успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию.
Работу я веду в двух направлениях:
- модернизация традиционного обучения.
- использование современных образовательных приёмов и технологий.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:
1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.
Комбинированный урок я усовершенствовала работой по составлению и пополнению Банка исторических фактов. Система работы заключается в заполнении таблицы учащимися
Новые имена | Новые даты | Новые понятия, географические названия |
и работы с данными: составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в том случае, когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени.
Творческая работа помогает вовлечь в работу всех учащихся, самореализоваться, раскрыть свои способности: анализировать, обобщать изученный материал, делать выводы, работать в группах, оформительские способности. Использование иллюстративного материала решило проблему использования на уроке подвижной наглядности (портреты исторических деятелей, таблицы, карты, схемы). Новые технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. Развитие умственной и творческой активности учеников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса у учащихся. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у учеников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности
В статье рассматриваются плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....
Организация краеведческой работы на уроках истории и во внеурочное время.
ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж»Преподаватель Михайлова Т.И. Историческое краеведение - один из элементов исторического образования. Оно же является важным средством связи студ...
Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...
Формирование духовности и патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности, используя краеведческий материал
Формирование мотивации к обучению является одним из приоритетных задач образования.. На своем опыте я убедилась , что изучение краеведческого материала и является таким мотивом.Одним из ключевых...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности" автор поднимает проблемы воспитания патриотизма и духовно -...
Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...