ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал по теме
Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.rar | 73.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Сегодня к выпускнику образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Специфика работы в училище заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в какой бы группе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?
К тому же, не секрет, что в училище приходят разные ученики: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.
И, наконец, стало очевидно, что:
- у большинства детей потерян интерес к учебе;
- наблюдается познавательная пассивность;
- дети плохо читают, запоминают;
- их внимание не устойчиво;
- низок уровень самостоятельности мышления;
- не достаточно развиты творческие способности;
- снижается грамотность и культура речи учащихся.
Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения.
Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся
Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, т наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90%. Из этого следует, что роль преподавателя сегодня сводится к следующему:
- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Поэтому я и обратилась к теме: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории как форма организации познавательной деятельности». А слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом.
Под самостоятельной работой понимается один из видов
деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:
- вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
- осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
- развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
- овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
- по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
- по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
- по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
- Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
- Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
- Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
- Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
- Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
- Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
- Осознание учащимися результатов своих достижений.
По новым образовательным стандартам самостоятельной работе уделяется большое внимание. Так, например, при освоении профессий НПО технического и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов. Самостоятельной работе обучающихся отводится 58 часов.
Организация самостоятельной работы учащихся проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования общих компетенций.
В учебном процессе учреждения начального профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторной работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и экзаменов и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Мной был составлен перечень самостоятельной работы для учащихся по истории, обществоведению, праву и кубановедению. Пример соотношения часов аудиторной и внеаудиторной работы на уроках истории из программы по теме «История России с древнейших времен до конца XVII века»-22 часа, а самостоятельная работа рассчитана на 13 часов:
- Выписать из источников сведения о восточных славянах;
- «Повесть Временных лет» (работа с источником) – расселение славян, показать на контурной карте.
- Составить кроссворд «Образование Древнерусского государства»;
- Составить кроссворд «Религия восточных славян».
- Составить сравнительную таблицу – причины раздробленности на Руси и в Европе.
- Подготовить устное сообщение по теме «Империя Чингисхана».
- Подготовить доклад «Дмитрий Донской»,
- Составить словарь к теме « Реформы Ивана IV».
- Составить таблицу: Внешняя политика Ивана Грозного.
- Составить тест: «Смутное время в России».
- Подготовить доклад «Первые Романовы».
- Подготовить сообщение, презентация «Великие русские полководцы и флотоводцы».
- Создать презентацию по теме «Русская культура в XIII-XVII вв».
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине или модулю, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Например, урок истории по теме «Традиционные общества Востока» планируется мною в форме конференции, в силу объёмности изучаемого материала, который учащиеся готовят заранее (групповая работа с выполнением теоретической и практической части - иллюстративно-доказательный материал). Или урок- семинар по теме «Россия в первой четверти 20 века» проводится на основе сообщений из дополнительной литературы по заранее установленным вопросам.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общих компетенций;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
- Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся
Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует
необходимые учебные умения, такие как:
- конспектировать;
- составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
- писать доклады, рефераты;
- решать творческие задачи;
- анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- давать собственную оценку фактам;
- стройно излагать свои мысли.
К тому же, самостоятельная работа является основой большинства современных педагогических технологий и способствует процессу активизации обучения. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность учащихся.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на уроках истории, обществознания, – это технология критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В России данная технология стала известна благодаря деятельности Л.С. Выготского. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Первый этап – «вызов» – направлен на актуализацию знаний и имеющегося
опыта, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Второй этап – «осмысление» – непосредственная работа с содержанием материала, в ходе которой происходит осмысление собственного понимания материала, дискуссия и осознание альтернативных подходов.
Третий этап – «рефлексия» – размышление. На этом этапе обучающийся структурирует новое знание в системе собственных представлений, формирует личностное отношение к информации. Происходит осмысление собственного способа мышления и изменение собственной позиции в связи с новым знанием
Обучающемуся необходимо разобраться с содержанием материала, выработать собственное мнение, уметь его высказать. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы отражают степень понимания и логику рассуждения. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным.
Приемы критического мышления на уроках истории обществознания
1. Вдумчивое чтение – маркировка с использованием различных значков, (инсерт)
Существует несколько вариантов пометок:
1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);
2. Три значка — « + » (новое), «v» (уже знал), «?» (не понял);
3. Четыре значка — « + » (новое), «v» (уже знал), «?» (не понял) и
« - » — думал иначе. При повторном чтении учащиеся
заполняют таблицу, в которую вносят полученные ранее сведения.
2. «Чтение с остановками». Особенности использования этого приёма в технологии критического мышления заключается в том, что текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
3. Использование кластера на примере изучения темы «Монголо-татарское нашествие на Русь». На стадии вызова, после постановки учащимся учебной цели (убедиться, что иго – политический фактор объединения Руси), мы составляем предварительный кластер, основанный на предположениях учащихся. Они знают причины установления ига и “итоги” (из предварительного тематического кластера, который трансформируется по мере изучения материала в окончательный). Поэтому ребята предлагают главные смысловые единицы: содержание монголо-татарского ига и его роль в объединении Руси. После группового обсуждения и коллективной рефлексии в каждый блок включаются соответствующие единицы, исходя из предварительных знаний учащихся. Так, «содержание ига» включает дань Золотой Орде и ярлык на княжение; «роль ига» - разорение Руси, её отставание от Западной Европы, ускорение объединения Руси. Далее, при сопоставлении имеющихся знаний и учебной цели у ребят возникает противоречие (проблемная ситуация), побуждающее их перейти к изучению нового материала. На стадии осмысления каждый ученик непосредственно изучает текст параграфа, и на основе сопоставления предварительной и новой информации, вносит изменения в кластер (возможна работа в парах). На стадии рефлексии происходит групповое и коллективное исправление неверных, или неточных предположений-знаний, а также изменение-углубление предварительного кластера.
Результатом являются новые знания,
развитие умений (внимательного
чтения, извлечения необходимой
информации, сравнения, анализа,
систематизации, синтеза, умений
формулировать и аргументировать
свою точку зрения, слышать
других и т.д.).
Пример кластера по теме «Россия
в начале XIX века», в который
необходимо добавить необходимую
информацию.
4. Одним приемом является «Верное или неверное утверждение», который использовался в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения. Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х- означает согласие, о – не согласие. Свое мнение ученики записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: «Кто выиграл: крестики или нолики?» При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли «крестики», у кого-то – «нолики», или получилась ничья. Так выглядит этап вызова. Поскольку многие ребята боятся допустить ошибку, которую придется исправлять, и в тетради будет грязно, то предлагаю на этапе вызова работать карандашом.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
На этапе содержания используется текст учебника.
Если объем текста большой, то он делится на несколько отрывков, которые распределяются по группам. При наличии небольшого текста все читают одно и то же.
Читая текст, ученики делают пометки: подчеркивают
те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждение; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой. Сначала каждый ученик работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению. После завершения групповой работы учащиеся рассказывают всему классу о том, какие значки должны стоять в каждой клетке, подтверждая свое мнение аргументами из текста. Опрос мнения может происходить в зависимости от номера утверждения или по очереди отрывков текста. Затем подводим итог: еще раз называю, какие значки стоят в сетке, и кто выиграл.
Закончить работу можно небольшим обобщающим заданием: 1) что произвело наибольшее впечатление; 2) каких утверждений не хватает и т. д.
5. Другим интересным для ребят является прием «перепутанные логические цепочки». Этот прием хорошо подходит для «событийных» тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.
Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепутанном виде. Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это так же, как и в предыдущем случае пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске: какие числа и сколько занимают определенное место. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому прошу по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сама составлю несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной. Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант цепочки, и все могут проверить качество своей работы.
6. Чтобы закончить создание образа исторической личности или конкретного термина на уроке, предлагаю учащимся составить синквейн. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строке одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строке - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Допустим, изучив тему « Просвещенный абсолютизм в России», был составлен синквейн на тему «Екатерина II» .
Екатерина.
Умная, властная.
Правила, обучала, любила, преобразовывала.
Одних превозносит, других уничтожает.
Императрица.
Чаще всего личности, да и термины не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Благодаря этому приему у ребят есть возможность в несколько необычной форме выразить свое отношение к событиям и людям, дать личную оценку происходящему.
7. Удобным приемом для формирования умения задавать вопросы является прием «тонкие и толстые вопросы». «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а «толстый» вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с «тонких» вопросов, т.к. детям их легче придумывать. На основе «тонких» вопросов ребята учатся составлять «толстые» вопросы. В итоге из вышеназванных примеров могут получиться такие вопросы: фрагмент урока истории по теме «Образование Древнерусского государства» на стадии осмысления содержания.
«тонкие» вопросы | «толстые» вопросы |
1.Что такое государство? | 1.Каковы предпосылки образования древнерусского государства? |
2. В каком году было образовано древнерусское государство? | 2. Какие теории образования древнерусского государства мы можете назвать? |
3. Кто руководил объединением государства? | 3. Какую роль государство играло в жизни людей? |
И в конечном итоге определяем, достигнуты ли запланированные результаты.
Мной была разработана памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...
• Мне больше всего удалось ...
• Я могу себя похвалить за…
• Меня удивило…
• Для меня было открытием то, что ...
• На мой взгляд, не удалось…, потому что…
• На будущее я учту…
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Использование технологии критического мышления позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Еще один метод который я использую в своей работе - метод проектов . Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи. Способом организации предложенной Дж. Дьюи деятельности учащихся стал метод проектов, разработанный В.Х. Килпатриком. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педа-гогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи и с помощью плана своей работы достигают конкретной цели.
Проектная технология способствует обучению ребят элементам исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных и учит школьников публично выступать, защищая свои первые научные труды, отстаивая свою точку зрения и, вместе с тем, толерантно относиться к другим мнениям.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории , обществознания и права способствует формированию ключевых образовательных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной.
В процессе совместной творческой деятельности учащихся выявляются не только лидерские способности, но что не менее важно,- умение работать в коллективе. Так, работая над проектом « Такие далёкие и близкие исторические понятия », учащимся пришлось самостоятельно разрешать возникающие проблемы в общении друг с другом. Способность понимать другого человека, общение вне уроков привели к более тесному сотрудничеству в коллективе. Изучая выбранную тему, ребята становятся настоящими исследователями, а не просто «получателями» определённой информации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении. Во время изучения темы « Культура России начала ХХ века» можно использовать практическое задание на изучение современности на основе прошлого. Учащимся сообщается, что в 1909 году было проведено анкетирование более 3000 читающих россиян, которым задавался вопрос: « Назовите наиболее ценимых вами писателей в области литературы?» В первую десятку вошли Л. Толстой, Л. Андреев, М. Горький, А. Чехов. И дальше детям дается задание провести анкетирование в школе по такому же вопросу, и установите, какое место у современной читающей публики занимают кумиры читателей начала ХХ века. По результатам опроса в список вошли Л. Толстой, братья Стругацкие, Ф. Достоевский.
Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Большую роль в образовательном процессе может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно- воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения.
Применение ИКТ на уроках это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет, чуть ли не ведущую роль.
Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.
Преподаватель истории часто сталкивается с проблемой нехватки
наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто
картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка,
перенести его в изучаемую эпоху. В моём распоряжении имеются
презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
- При изучении и закреплении нового материала презентация позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
- Для проверки знаний - компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.
- Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам
- Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный анализ результатов.
Также использую Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических
материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.
В Интернете нахожу сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Сама являюсь участником ряда Интернет – сообществ, таких как proShkolu.ru, Социальная сеть работников образования , Сообщество учителей истории | Открытый класс,
на страницах, которых делюсь с опытом, выставляю наработанные материалы.
КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
В образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу обучающихся. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. При этом не уменьшается роль дополнительной литературы по предмету, которую можно использовать в самостоятельной работе. В решении этого вопроса может помочь кейс-технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.
Под методом кейсов понимают изучение предмета, путем рассмотрения большого количества ситуаций и задач в определённой комбинации. Данный метод способствует развитию умений: анализа ситуации; выбора оптимального пути решения; оценивания альтернативного решения заданий. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого студента в самостоятельную работу по решению проблемы. Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, задания по выбранной теме, электронные материалы. Технологии этой группы используют, по возможности, компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, печатной литературы, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. Кейс рассматривает более полно тему, входящую в предмет, включает цитаты из источников, содержит проблему понятную студенту. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:
- доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
- наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы;
- наличие интерактивных заданий;
По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:
- комплексный (модульный) кейс содержит 20 и более страниц информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т.п.
- кейс – изложение содержит рассказ, о каких – либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.
- кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.
- кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации.
- кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.
Варианты кейсов используемых на уроках:
Кейс 1. История. Тема урока «Крещение Руси».
Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину...
С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав».
(В.О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)
1. Какова причина создания приграничных укреплений?
2. В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите географическое положение Древней Руси.
3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?
4. Какова основная проблема данного кейса?
Кейс 2 . Обществознание. Тема: «Общение» Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы: «Коробка печенья». Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка. Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила. Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.
Вопросы:
- Какие чувства испытывала девочка во время спора?
- Чего она хотела на самом деле?
- Какие чувства испытывал мальчик во время спора?
- Чего он хотел на самом деле?
- Какова причина конфликта?
- Как мать решила конфликт детей?
- Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?
- Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?
Внеклассная работа
Учебная работа выходит за рамки уроков во внеклассную работу. Внеклассная работа по истории включает в себя проведение мероприятий по предметам. Совместно с коллегами - преподавателями было проведено мероприятие посвященное юбилею Бородинской битвы. Во время проведения Месячника молодого избирателя была проведена
деловая игра «Права и обязанности избирателя».
Методическая работа
Многолетний педагогический опыт позволяет мне оказывать методическую помощь учителям, классным руководителям. За время работы в образовательных учреждениях накоплено большое количество методических разработок уроков, мероприятий, дидактического материала. Мною разработаны уроки Памяти, уроки Гражданственности. В течение года неоднократно участвовала в работе Методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам, выступала по темам «Технология критического мышления на уроках истории и обществознания» и «Организация самостоятельной работы».
Результаты работы
О результатах образовательного процесса пока еще говорить рано, так как я первый год работаю в системе НПО.
Результативность педагогической деятельности по истории по итогам за 1 полугодие
Результативность педагогической деятельности по праву по итогам за 1 полугодие
Итоги промежуточной аттестации по итогам дифференцированного зачета по праву у учащихся 2 курса
На основании выше предложенных диаграмм можно сделать вывод о том, что использование различных технологий и методов в обучении имеет положительные результаты.
Как показывает опыт работы в системе НПО, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися.
Использование разных технологий и методов проведения уроков стало неотъемлемым элементом моей преподавательской деятельности, это позволяет сделать уже определенные выводы:
- увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;
- развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;
- разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к познавательной активности;
- целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;
- повысить успеваемость учащихся, качество знаний , уровень коммуникативных умений ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"
Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...
Методические рекомендации «Таблица – как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»
Одним их видов наглядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать ...
МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия
В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса» рассмотрено применение технологии групповой раб...
Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся средствами современных педагогических технологий на уроках педагогики
Обобщение опыта работа преподавателя, фотоматериалы....
Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»
Методическая разработка адресована преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной деятельност...
Доклад на ЦМК - Активизация учебно - познавательной деятельности студентов
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным является создание ситуации успеха, что является мощным стимулом для обучающ...
Педагогический проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в учебных заведениях возра...