«Формирование культурной компетентности при изучении правовых дисциплин через организацию работы над понятием»
статья на тему
Актуальность заявленной темы обусловлена, прежде всего тем, что развитие компетенций учащихся и студентов на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений модернизации современной системы образования. Именно от логически выстроенного процесса формирования компетенций зависит готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методический материал | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Брянской области
ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Научно-методическая конференция
преподавателей ссузов и учителей школ
Тема выступления:
«Формирование культурной компетентности при изучении правовых дисциплин через организацию работы над понятием»
Актуальность заявленной темы обусловлена, прежде всего тем, что развитие компетенций учащихся и студентов на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений модернизации современной системы образования. Именно от логически выстроенного процесса формирования компетенций зависит готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.
Говоря о таком образовательном процессе, как формирование понятия по конкретной дисциплине, мы в первую очередь имеем в виду формирование и развитие общекультурных компетенций (ОКК). Сюда относится работа с информацией, в частности самостоятельное ее извлечение, анализ, структурирование и как результат использование ее в учебно-профессиональной деятельности.
Все это работает на реализацию цели компетентностного подхода - обеспечение качества образования, а это означает, что сейчас актуально не что делать, а как правильно делать.
На примере дисциплины «Основы права» рассмотрим формирование общекультурных компетенций.
«Основы права» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучение которого направлено на развитие у студентов правовой культуры, навыков правового регулирования наиболее жизненно важных вопросов, логического мышления за счет формирования у них основополагающих и устойчивых знаний, которые выражаются в усвоении конкретного понятийного аппарата по основам права.
Юридический язык или как его называют язык закона, который используется при изучении дисциплины достаточно труден для восприятия обычного человека и труден он прежде всего, потому, что в любом нормативно-правовом акте всегда найдется немало терминов/понятий, которые на первый взгляд не поддаются осмысленному усвоению и как следствие не используется в конкретной жизненной ситуации.
Поэтому очень важно уделить особое внимание работе над понятийным аппаратом в рамках изучаемой дисциплины, выделив его в отдельный модуль в конкретной теме, так как без их знания и осмысления невозможно говорить об эффективности процесса обучения.
Понятие — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Считается, что «обучение понятиям — первейшее дело, касающееся почти всех учителей», а «цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т. д.».
Знание понятий является и целью, и средством обучения. Так как каждое новое знание основывается на предшествующем, нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов. Помимо этого, работа над понятиями должна быть организована так, чтобы способствовать развитию мышления студента, тем более что мышление человека понятийно.
Традиционно студентам, попавшим в затруднительную ситуацию при работе с понятием, мы рекомендуем обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они могут столкнуться с новыми трудностями. Во многих справочных пособиях термины даются зачастую без выделения основополагающих признаков, их толкование грешит многословием, а определения порой настолько сложны и запутанны, что требуют дополнительной обработки. В такой ситуации у студента может пропасть всякое желание работать со словарем и как следствие происходит потеря интереса к дисциплине.
Поэтому очень важно использовать на уроках различные методики освоения понятий, оформленные в виде четко обозначенного алгоритма выполнения студентами предписанных действий.
Вашему вниманию предлагаются лишь некоторые приемы работы над понятием:
I. Студентам предлагается сформулировать определение «понятия» из предложенных слов и/или словосочетаний, закончив предложение:
«Право- система……………………………………………………»
- общеобязательные - государство
- социальная норма - авторитет
- правило поведения - принудительная сила
Ответ: Право – система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом и принудительной силой.
II. Студентам предлагается сформулировать определение «понятия» на основании анализа латинских изречений и юридических афоризмов:
- Право – есть мерило правильного, и все что противоречит мерилу правильного есть вред
- Право учреждается для пользы человечества
- Там где сила отсутствует, право исчезает; там где она возникает, право начинает сиять (М. Баррес)
- Право – это договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда (Эпикур)
III. Студентам предлагается сформулировать определение «понятия», исходя из уже имеющегося жизненного опыта, работая в группах по 3-4 человека.
Например:
Группа №1:
Право- совокупность правовых норм, существующих в государстве
Группа №2:
Право – общеобязательные правила поведения, установленные государством в обществе
Группа №3:
Право – система правил, принятых в обществе народом или государством, реализуемая за счет его авторитета
Вывод: Право - система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом и принудительной силой.
Затем полученные формулировки озвучиваются, на доске фиксируются наиболее часто встречающиеся слова/словосочетания, и выводится общее понятие.
IV. Студентам предлагается самостоятельно определить, какие характеристики входят в «понятие» и составить схему:
Например:
Вывод: Право – система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом и принудительной силой.
V. Преподаватель предлагает набор выражений, из которых они должны выбрать те, которые относятся к «понятию» и составить схему
Набор выражений:
-установленные правила поведения - санкционированное
-совокупность правовых норм - государство
- общеобязательные - реализуется
- авторитет - принудительная сила
- образец - индивиды
Вывод: Право – система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом и принудительной силой.
VI. Преподаватель предлагает студентам несколько вариантов «понятия», из которых только одно является верным. Ответ аргументировать.
Варианты:
- Право – это все то, что истинно и справедливо
- Право – наука о добром и справедливом
- Право – совокупность существующих в государстве всех правовых норм
- Право - система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом и принудительной силой.
VII. Преподаватель через цепочку продуманных вопросов подводит студентов к конкретному «понятию».
Вопросы:
- Что собой представляет социальная норма?
(общие правила поведения людей в обществе)
- Какие виды социальных норм вы знаете?
(нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные нормы, религиозные, правовые нормы)
- Какие нормы называют правовыми?
(правила поведения, установленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства)
- Как правовые нормы взаимодействуют с другими видами социальных норм?
- Как вы думаете, а что такое право?
Вывод: Право – система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом и принудительной силой.
VIII. Графическое изображение содержания «понятия» с помощью символов и знаков.
Например:
IX. Целенаправленная работа с содержанием понятия. Студентам предлагается выделить на их взгляд ключевые слова без которых полностью теряется смыл понятия, ответ аргументировать.
Например:
После чего делается вывод.
При чем очень важно отметить, что работа над понятиями должна проводиться систематически, из урока в урок, тем самым мы способствуем логическому и осмысленному усвоению дидактических единиц предусмотренных государственным стандартом, формируя при этом у студентов целостное представление о преподаваемой дисциплине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Организация работы с понятиями в процессе формирования регулятивных УУД обучающихся»
В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и приняти...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Тезисы к конференции. Применение клиентоориентированного подхода при изучении ПМ02 МДК02.05 «Организация работы медицинской сестры в амбулаторно-поликлиническом звене» для специальности Сестринское дело. Максимова Г.А., Лущай С.Я., Марач Л.С.
Тезисы доклада на Международной научно-практической конференции в системе среднего профессионального образования "Образование. Наука. Инновации". г.Омск, декабрь 2015...
пособие" правовой статус и организация работы Школы приемных рождитедей"
предоставленное пособие посвящено вопросу оргнанизации работы с семьями, которые хотят стать приемными родителями...
Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов через внеаудиторную работу студента, 2019
Подготовка специалиста качественно нового уровня...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...
Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.
Современное обучение выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...