«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
методическая разработка

Федюшкина Елена Борисовна

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

        В каждом ребенке спрятан большой творческий потенциал. В детстве мы все уникальные творцы и любопытные экспериментаторы. Но с годами творчество угасает, если его не развивать регулярно. Поэтому главная задача воспитателя - создать благоприятную среду для прорастания творческих семян ребенка.

        Наиболее эффективным средством для развития творческого потенциала детей является продуктивная деятельность, которая способствует развитию способности нестандартно мыслить, готовности к творческой активности, умению создавать креативные продукты собственной деятельности, формированию эстетического отношения к миру.

        Чтобы вызвать у детей интерес и подтолкнуть их к художественному творчеству необходимо создать благоприятную обстановку, создавать эстетическую предметно – развивающую среду. Поэтому свою работу начала с яркого и оригинального оформления уголка «Центра искусства», ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста. «Центр искусства» я украсила работами детей; обогатила разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда : магнитными досками для рисования, штампами для печатанья, ватными палочками, дисками, бумагой разного качества и фактуры и т. д.

        Имеющиеся материалы расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для различных видов деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявлять свое творчество, реализовывать свои замыслы.

Так же обогатила центр предметами искусства: картинами известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт, портретами живописцев. Были изготовлены пошаговые схемы рисования, лепки и аппликации популярных объектов, с детьми мы начали создавать коллекцию красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта и другие. Ребята используют их как образцы для создания рисунков.

        Для приобщения детей к декоративной деятельности в цент были размещены образцы декоративного рисования, альбомы и изделия по декоративно-прикладному искусству, тематические раскраски «Знакомство с росписью».

        Большую роль в развитии творческих способностей детей имеют дидактические игры. 

Мною были созданы следующие игры:                    

 «Матрёшкин сарафан»«Палитра художника»

«Из чего состоит натюрморт»

«Собери пейзаж»

«Дорисуй предмет» и другие.

                Во время экскурсий и прогулок я стараюсь, расширять кругозор дошкольников, чтоб дети видели красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимали, что составляло основу для развития творческого воображения и способностей. У воспитанников появлялось желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.

        Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Для этого использовала необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, красивые и разнообразные материалы, возможность выбора шаблонов, листов бумаги, цветов краски, пластилина. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы бумаги для рисования и аппликации, предлагала разной формы: в форме круга, квадрата. Всё это помогало не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивало живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

        На занятиях мы рассматривали и обследовали натуру, художественные материалы, формы поверхности, изучали визуально и тактильно особенности бумаги, красок, пластилина, глины, природного материала.

        Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, развить творческий потенциал, использовала нетрадиционные методы и приемы рисования (оттиск смятой бумагой, поролоном, рисование ладошкой, пальчиком, ватными палочками и др.). С помощью нетрадиционных техник рисования я учила детей нестандартно мыслить и активизировала творческую активность.

        Для занятий по лепке применяла не только пластилин, но и глину, соленое тесто; разный бросовый, природный материал; так же применяла нетрадиционную технику лепки: барельефную лепку, пластилинографию. Опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работ необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

        При организации занятий учитывались индивидуальные особенности каждого воспитанника, использовался индивидуальный подход, предлагались разные варианты выполнения работ по рисованию и лепки. Дети получали возможность выбора: из какого материала, каким цветом будут лепить, рисовать. Тем детям, которым трудно было начать работу самостоятельно, помогала кому то словами, других подбадривала, третьим оказывала физическую помощь, если они в ней нуждались.

Стимулировала и поддерживала проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры.

        Исследуя результаты своей работы по развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно -эстетическому развитию с уверенностью могу сказать, что у детей повысился уровень художественно-творческих способностей.

        Если раньше дети на занятиях по продуктивным видам деятельности, старались скопировать образец, не стремились внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремились проявлять творчество, то на данный момент большинство детей стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью; появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов; повысился уровень ручной умелости, координации движений. Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче, интереснее по содержанию.

        Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому развитию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволяет создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого потенциала личности.

        Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании детей. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень творческих способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»

Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация: раскрываются понятия творчества и креативности в представлении отечественных и зарубежных психологических школ, творческого потенциала личности. Представлен пример применения технологии кол...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

Доклад по теме самообразования "Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность"

Издавна бытующие в народе ценности формируют строгие нормы воплощенные педагогические идеи, традиции, обычаи....

Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе

Статья раскрывает характер деятельности студентов в период прохождения практики. Четко прослеживается взаимосвязь активной творческой деятельности студентов во время практики и развитие их творческого...