ОП.11 Основы надежности. Рабочая программа
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП.11. Основы надежности
по специальности
200105 Авиационные приборы и комплексы
Москва
2014
ОДОБРЕНА кафедрой технических дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 200105 Авиационные приборы и комплексы по дисциплине «Основы надежности» | |
Заведующий кафедрой __________ /Левченко В.М./ | Заместитель директора по учебно-методической работе ___________/Фомина О.В./ |
Составитель (автор):
Штыков В.П., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 5 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина общепрофессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
1. Осуществление технологических процессов изготовления, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов.
ПК 1.5. Осуществлять контроль за соблюдением требований технологического процесса в соответствии с нормативной и технологической документацией.менты.
2. Организация и управление работой структурного подразделения.
ПК 2.2 Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.
4. Организация и проведение испытаний и тестирования авиационных приборов и комплексов.
ПК 4.2. Проводить анализ конструкции на надежность с использованием основных положений теории надежности.
ПК 4.4. Проводить учет показателей приборов на различных режимах работы оборудования с оформлением соответствующей технической документации.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Основы надёжности» студент
должен знать:
- основные понятия, термины и определения надежности;
- математический аппарат теории надёжности;
- методику оценки показателей надежности авиационной техники;.
- пути повышения надёжности.
должен уметь:
- рассчитывать показатели надёжности: интенсивность отказов, вероятность безотказной работы авиационной техники, показатели ремонтопригодности, долговечности.;
- анализировать структурные схемы и рассчитывать надежность по приведенным схемам;
- рассчитывать типовые радиоэлементы на предельные электрические нагрузки;
- анализировать состав ЗИПа авиационного прибора.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы в области разработки авиационной техники;
- решения профессиональных задач;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 78 часов,
из них обязательной аудиторной практической работы – 30 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ НАДЁЖНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация: II семестр – дифференцированный зачет. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Краткое содержание и задачи учебной дисциплины "Основы надёжности". Главные причины, породившие проблему надёжности. Основные понятия, термины и определения надёжности. | 2 | 2 |
Тема 1. Основные показатели надёжности | 15 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Модель отказа. Классификационные признаки отказов. Краткая характеристика видов отказов. | |||
Вероятность безотказной работы изделия. | |||
Вероятность отказа. Интенсивность отказов. | |||
Параметры надёжности некоторых типовых радиоэлементов авиационных приборов. | |||
Восстанавливаемые и невосстанавливаемые изделия. Восстанавливаемость и ремонтопригодность. | |||
Наработка на отказ и вероятность нормального функционирования прибора. | |||
Показатели долговечности: ресурс работы и срок службы прибора. | |||
Комплексные показатели надёжности | |||
Практические занятия: | 2 | 2-3 | |
№ 1. Решение задачи по определению показателей безотказности типового радиоэлемента. Расчет интенсивности отказов заданного количества радиоэлементов. Определение показателей долговечности и ремонтопригодности. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в интернете по проблемам надёжности авиационной техники. | 5 | ||
Тема 2. Законы надёжности | 14 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Три периода жизненного цикла изделия | |||
Простейшая схема возникновения постепенного отказа изделия. | |||
Законы распределения времени безотказной работы изделия. | |||
Формирование законов надёжности на основе физических моделей отказов. | |||
Практические занятия: | 4 | 2-3 | |
№ 2. Решения задач с использованием законов надёжности. | |||
Самостоятельная работа: Выполнение индивидуальных заданий на расчет надёжности. | 6 | ||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 3. Надёжность авиационных приборов и их типовых элементов с учётом условий эксплуатации | 16 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Дестабилизирующие факторы. Объективные и субъективные факторы. | |||
Объективные факторы. Условия эксплуатации приборов. | |||
Классификация авиационных приборов и устройств в авиационном приборостроении по условиям работы и характеристикам надёжности. | |||
Распределение отказов и сравнительная надёжность типовых элементов авиационных приборов. | |||
Понятие эксплуатационной интенсивности отказов, как более полной характеристики надёжности прибора, учитывающей все внешние воздействия. Таблицы поправочных коэффициентов. | |||
Режимы работы элементов авиационных приборов с учётом их электрической нагрузки. | |||
Практические занятия: | 4 | 2-3 | |
№ 3. Расчет надежности прибора с учётом условий эксплуатации. | |||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по поиску примеров влияния дестабилизирующих факторов на работу бортовых приборов. | 4 | ||
Тема 4. Анализ и расчёт структурной надёжности изделий | 20 | ||
Содержание учебного материала: | 6 | 1-2 | |
Последовательное соединение элементов изделия. | |||
Параллельное соединение элементов изделия. | |||
Резервирование как метод повышения надёжности изделия. Кратность резервирования. Виды систем резервирования. Нагруженный, облегчённый и ненагруженный резерв | |||
Последовательно-параллельное соединение элементов. Смешанное резервирование. | |||
Практические занятия: | 8 | 2-3 | |
№ 4. Составление структурной схемы и расчёта надёжности одной из систем управления самолёта по приведённой в задании принципиальной схеме. | |||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий на сравнение различных методов резервирования бортовых приборов. | 6 |
Тема 5. Испытания изделий на надёжность | 18 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Постановка задачи об экспериментальном подтверждении показателей надёжности. Основные положения по испытаниям на надёжность. | |||
Виды механических нагрузок и их влияние на бортовые приборы. Испытания на надёжность в условиях механических нагрузок. | |||
Предельные электрические нагрузки. Процессы старения электро и радиоэлементов. | |||
Испытания на теплоустойчивость, холодоустойчивость и циклические воздействия температур. Их влияние на процессы изнашивания. | |||
Планы испытаний. Методы формирования выборки изделий. | |||
Контрольные испытания на надёжность. | |||
Практические занятия: | 4 | 2-3 | |
№ 5. Испытание типовых радиоэлементов на предельные электрические нагрузки. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий на разработку планов испытаний. | 6 | ||
Тема 6. Анализ показателей надёжности по эксплуатационным данным | 24 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Организация системы сбора и обработки данных о надёжности авиационной техники. | |||
Методика оценки показателей эксплуатационной надёжности авиационной техники. | |||
Цели, виды и периодичность технического обслуживания авиационной техники в соответствии с международными нормами. | |||
Обеспечение надёжности изделий средствами ЗИПа. Выбор номенклатуры запасных частей и принадлежностей. Приближённый метод расчёта численного состава ЗИПа. | |||
Условия хранения авиационного оборудования. | |||
Практические занятия: | 8 | 2-3 | |
№ 7. Расчёт показателей эксплуатационной надёжности прибора. | |||
№ 8. Расчёт состава ЗИПа авиационного прибора. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий по поиску информации об организации технического обслуживания самолётов у известных авиаперевозчиков. | 8 | ||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 7. Предупреждение отказов авиационной техники | 8 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Основные причины лётных происшествий. Некоторые статистические данные расследования лётных происшествий и предпосылок к ним. | |||
Методы исследования аварийных и отказавших объектов авиационной техники. | |||
Мероприятия международных авиационных служб по предупреждению авиационных происшествий и отказов авиационной техники. | |||
Самостоятельная работа: Работа с видеоматериалом расследования авиакатастроф (по вариантам). Оформление отчёта, содержащего анализ происшествия, выводы и допустимые меры по предупреждению аналогичных происшествий. | 4 | 2-3 | |
Зачет по материалу II семестра. | |||
ВСЕГО: | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета «Основы надёжности».
3.1.1. Оборудование кабинета «Основы надёжности»:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочники по надёжности типовых элементов и устройств авиационной техники, плакаты, стенды, образцы приборов и их элементов, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- Оборудование для испытаний, расходные материалы (типовые радиоэлементы приборов) и методика испытаний;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете.
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 7;
- ПО, позволяющее проводить различные виды испытаний типовых радиоэлементов.
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Ю.К.Когге, Р.А.Майский. Основы надёжности авиационной техники: Учебник для студентов авиационных техникумов. – М.: Машиностроение, 2011;
- Н.П.Ямпурин, А.В.Баранов. Основы надёжности электронных средств: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3.2.2. Дополнительная
- Под ред. А.И.Пугачёва. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. – М.: Транспорт, reprint, 2010
- Труханов В.М. Методы обеспечения надёжности изделий машиностроения. – М.: , Машиностроение, 2012
- Справочник по надёжности в 3-х томах, под ред. W.Grant Ireson, Stanford University. Reprint 2011.
3.2.3. Интернет-ресурсы
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Учебное оборудование | LabVIEW.ru | |
|
| |
|
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАДЁЖНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
проблем надёжности и основных показателей надёжности авиационных приборов и устройств; | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
законов распределения отказов изделия на различных этапах его эксплуатации; законов надёжности, основанных на физических и математических моделях; | Практические задания, выполнение индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
методы повышения надёжности изделия, основные правила резервирования в авиационной технике; | Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
зависимость надёжности изделия от условий его работы; | Практические задания, защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. |
общие требования, предъявляемые к электро и радиоэлементам авиационных приборов; виды дефектов радиоэлементов; методы их испытаний; классификацию электро и радиоэлементов по условиям работы и характеристикам надёжности; | Выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, практические задания, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
общие требования, предъявляемые к авиационным приборам; методы их испытаний; наиболее распространённые отказы; | Выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, практические задания, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
способы сбора и обработки данных о надёжности авиационной техники; возможные доверенные источники информации по её надёжности; | Поиск информации в сети Интернет, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
виды технического обслуживания авиационной техники в соответствии с общепринятыми международными нормами; | Составление конспекта, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
рассчитывать основные показатели надёжности типовых элементов и устройств авиационного прибора; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
определять ремонтопригодность прибора и его элементов по результатам выявленных дефектов и по статистическим данным отказов; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
классифицировать типовые электро и радиоэлементы по свойствам и техническим требованиям; выбирать необходимый элемент для заданных условий его эксплуатации; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
выбирать режим работы типовых элементов авиационного прибора в зависимости от требований надёжности; обосновывать выбранный режим; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
составлять структурную схему изделия или устройства для расчёта структурной надёжности; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
выбирать необходимый регламент технического обслуживания прибора в зависимости от его конструктивных особенностей и условий эксплуатации; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
рассчитывать минимальный комплект ЗИПа авиационного прибора; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
расшифровывать обозначения видов испытаний по международным стандартам; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
рассчитывать основные параметры и выбирать режимы испытаний типового элемента в зависимости от его применения; пользоваться справочной литературой; | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ТСО. | Индивидуальный инструктаж по ТБ. |
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативная документация дисциплины "Основы экономики" (рабочая программа, календарно - тематический план)
Рабочая программа, календарно-тематический план дисциплины "Основы экономики" (36 часов)...
МДК.04.05 Основы надёжности. Рабочая программа
ФГОС 2 для СПО....
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации (по отраслям)
1.1. Область применения программыПрограмма профессионального модуля–является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПМ. 05 Проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПМ. 05 Проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электромонтажник ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.18 Технология контроля соответствия и надежности устройств и функциональных блоков автоматизированного электропривода для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание элек-трического и электром
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание ...
ОП02.Основы технологии Рабочая программа
Рабочая программа по профессии 08.01.07 мастер общестроительных работ...