Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Данная статья предназначена учителям и родителям, чьи дети испытывают определенные негативные моменты в обучении и общеии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Л.А.Малькова

Москва

2014

Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе

Л.А.Малькова, методист

В течение учебного года преподаватель вдруг замечает, что студенты стали несносны, а сам педагог порой неуправляем.

Но, скорее всего, это не окружающие изменились, а пострадало психологическое здоровье преподавателя.

Восстановить душевный комфорт помогут советы по управлению стрессом, изложенные в данной статье.

Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе

Об этой насущной для каждого педагога проблеме рассказала на Петербургской конференции «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» старший преподаватель Института психологии и социальной работы Наталья Лик (г. Санкт-Петербург). Действительно, и вчера, и сегодня, и завтра ученикам присущи одни и те же черты. Проблема поведения, которое выводит из себя преподавателя, тоже, видимо, вечна. Но дети поддаются коррекции.

«Вызывают большие трудности ученики, которые нарушают дисциплину, слишком активны,  чутко реагируют на наше внутреннее состояние, – говорит Наталья Владимировна.  – Негативное поведение для меня – поведение, выходящее  за рамки социально приемлемых форм взаимодействия, норм, различных правил. Это, конечно, еще не алкоголизм, не наркомания, хотя такое поведение часто к ним приводит.

Каждый ребенок рождается с потребностями быть любимым и значимым. Если в семье они не удовлетворяются, то начинается поиск способов это сделать, и часто способы бывают негативными. А в случае закрепления сценария определенного поведения ученик «приносит» его в образовательное учреждение вместе с портфелем и начинает при взаимодействии с учителем реализовывать на уроке.

Однажды я познакомилась с идеями американского педагога Рудольфа Дрейкурса и поняла, что эта по-настоящему рабочая концепция».

Дрейкурс выделил три основных закона, которым подчинено поведение детей.

  1. Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
  2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к общественной жизни, значимой социальной общности.
  3. Нарушая дисциплину, ребенок осознает: он ведет себя неправильно. Но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
  • привлечение внимания,
  • влияние,
  • месть,
  • избегание неудачи.

По мнению Дрейкурса, в 90 процентах случаев негативного поведения присутствует хотя бы одна из этих четырех целей. Каждая при этом имеет  свои характерные причины и проявления.

Далее коротко представлены  характеристики «ложных целей поведения» и варианты их коррекции.

Литература.

♦ Кволс К.Дж. Переориентация поведения детей. Спб.: Деан, 2000.

♦Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.

♦ Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1999.

♦ Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Пресс, Ювента, 2000.

 Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. М.: РМАПО, 1997.

«Привлечение внимания»

                                                 

Психологической основой этой цели является потребность быть любимым, но удовлетворение данной потребности в сознании ребенка связано с получением внимания со стороны окружающих. Чаще всего такое представление формируется в результате гиперопеки, детоцентризма и эмоциональной дистанции. Ребенок уверен, что проявление внимания к его личности со стороны окружающих есть подтверждение их любви к нему. Поэтому его потерю он связывает с отсутствием теплого отношения и воспринимает ситуацию как дискомфортную.

Чем меньше внимания ребенок стал получат дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в ОУ.

 

 Коррекция цели

Стратегии

Техники

Минимализация внимания

- Игнорируйте демонстративное поведение,

- контакт глаз,

- становитесь рядом,

- вставляйте имя ученика в текст объяснения урока,

- посылайте секретный знак,

- посылайте письменные пожелания,

- используйте «Я высказывания»

Разрешающее поведение

- доведите до предела демонстративную выходку,

- присоедините весь класс к выходке,

- «разрешающая квота»

Делайте неожиданности

- издайте музыкальный звук,

- говорите тихим голосом,

- изменяйте голос,

- временно прекратите вести урок.

Отвлекайте ученика

- задавайте прямые вопросы,

- попросите об одолжении,

- измените деятельность.

Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

- благодарите учеников,

- пишите имена примерных детей на доске,

- используйте знаки-поощрения.

Пересаживайте учеников

- меняйте учеников местами,

- «стул размышлений»

«Влияние»

Данная ложная цель поведения формируется в том случае, если ребенок уверен, что подавление интересов окружающих является решением всех жизненных проблем. Базируется на убеждении: главное – добиваться от людей того, чтобы они поступали так, как хочешь ты, пользуясь своим превосходством над ними. Формируется при гиперопеке и авторитарном стиле воспитания у детей с сильной нервной системой и потребностью к лидерству.

Властолюбивые дети постоянно задевают взрослого, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют взрослых, устраивая сцены с помощью различных тактик – медлительности, недоделанной работы, шума, когда остальные работают.

Есть два существенных признака, по которым легко распознать поведение, направленное на власть:

  • эмоции негодования и замешательства из-за своей беспомощности перед поведением ребенка, направленным на власть.
  • Естественный импульс – желание взрослого немедленно прекратить выходку с помощью физических действий. Например, встряхнуть или стукнуть ученика, который так себя ведет.

Коррекция цели.

Стратегии

Техники

Ищите «изящный уход»

- признайте силу ученика.

- уберите зрителей,

- перенесите обсуждение вопроса,

- делайте записи в блокнот,

- соглашайтесь с учеником,

- меняйте тему.

Используйте удаление

- удаление, не покидая класса («Скамья штрафников»),

- удаление в другие классы,

- предлагайте выбор.

Устанавливайте санкции

- тесно связывайте последствия с нарушением поведения, заключайте «пакты»,

- соразмерность наказания поступку.

«Месть»

Когда родители подавляют, используя свое превосходство над ними, дети могут впасть в отчаяние и призвать на помощь месть. Ощутив обиду, нанесенную взрослым, у ребенка появляется желание выместить ее на ком-нибудь.

Существуют признаки того, что цель поведения – месть.

  •  Если в ответ на властное поведение взрослый испытывает негодование и даже страх, то при мстительном поведении к этим чувствам добавляются обида, боль, опустошение.
  •  Первое импульсное движение – немедленно прекратить мстительное поведение. Таких импульсов два: тут же ответить силой, как равному, поставить на место; или, наоборот, уйти из ситуации (выйти, хлопнув дверью). Это нормальная человеческая реакция, известная со времен первобытного общества, - «драться или убегать». В конечном счете, она помогла человечеству выжить.

Коррекция цели.

Стратегии

Техники

Регуляция эмоций и отношений

- вспомнить о хороших качествах ребенка,

- не усиливать напряженную ситуацию,

- строить отношения по принципу заботы и доброжелательности,

- подчеркивать позитивные качества в ребенке,

- найти общие интересы,

- учить выражать боль приемлемым способом.

Ищите «изящный уход»

- признать силу ребенка,

- убрать свидетелей,

- озадачить учеников,

 - согласиться с учеником,

- сменить тему.

Устанавливайте санкции

- не использовать наказания,

- тесно связывать последствия с нарушением поведения, заключать «пакты»,

- соразмерность санкций поступку,

-  акцентировать внимание на поступках, а не на личности ученика.

«Избегание неудачи»

Психологическими причинами такого поведения являются неуверенность ребенка в себе, разочарованность, желание побыть в одиночестве. Чаще всего возникает у детей со слабой нервной системой в ситуации завышенных требований родителей или гиперопеки. Своим поведением ребенок как бы говорит: «Я беспомощен», «Я ни на что не гожусь», «Ничего не требуйте от меня», «Оставьте меня в покое», «Я глупый», «Я неуклюжий».

Коррекция цели

Стратегии

Техники

Изменяйте методы объяснения

- использовать осязаемый материал,

- учить за один раз чему-то одному,

- учить, играя и двигаясь.

Вводите дополнительные методы обучения

- готовьте специальные программы,

- работа в парах (двоечник – отличник),

- планируйте этапы работы и способы достижения успеха,

- репетиторство.

Учите позитивно рассказывать о себе и о своих делах

- классные плакаты с «заклинаниями»,

- ищите два плюса на каждый минус,

- декларации «я могу» перед выполнением задания.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

- рассказывайте о типичных ошибках,

- показывайте ценность ошибки как опыта,

- минимализируйте последствия сделанных ошибок.

Формируйте веру в успех

- подчеркивайте любые улучшения,

- объявляйте о любых вкладах,

- раскрывайте сильные стороны,

- демонстрируйте веру в детей,

- признавайте трудность ваших заданий.

Концентрируйте внимание учеников на прошлых удачах

- анализируйте прошлые успехи,

- повторяйте и закрепляйте успехи.

Делайте процесс обучения ощутимым

- наклейки «я смогу»,

- альбомы, плакаты с достижениями,

- рассказы о «вчера», «сегодня», «завтра».

Отмечайте достижения

- аплодисменты,

- награды («звезды», наклейки),

- самопризнание («час хвастуна»),
- выставки,

- «праздники победы».

Данная работа составлена по материалам журнала «Управление школой», № 16, 2008 г.

Каторга не там, где работают киркой, она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там,  где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми.

Антуан де Сент Экзюпери.

Автор: Кэтрин Кволс. Книга «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»

Переориентация — это одновременно строгий и добрый подход к поведению ребенка, подразумевающий его полную ответственность за свои поступки. Принцип переориентации основан на взаимном уважении родителей и детей. Этот метод предусматривает естественные и логические последствия при нежелательном поведении ребенка, на которых мы в дальнейшем остановимся подробно, и в конечном итоге усиливает в ребенке чувство собственного достоинства и совершенствует его характер.

Переориентация не предусматривает каких-то особых, кардинально новых воспитательных приемов, которые заставят вашего ребенка вести себя хорошо. Переориентация — это новый образ жизни, суть которого — в создании ситуаций, где не бывает проигравших как среди родителей, учителей и тренеров, так и среди детей. Когда дети чувствуют, что вы не намерены подчинить их поведение своей воле, а, напротив, стараетесь найти разумный выход в жизненной ситуации, они проявляют больше уважения и готовности помогать вам.


Таблица ошибочных целей поведения детей

Если вы чувствуете

Как реагирует ребенок на ваше замечание

Что говорит ребенок своим поведением

Цель

Как исправить такое поведение

Научите вашего ребенка

Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком.

Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам.

Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием.

Внимание

Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас.

Привлекать к себе внимание должным образом.

Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!»

Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения.

Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной.

Влияние

Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность .

Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными.

Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?»

Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе.

Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику.

Месть

Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт.

Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других.

Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость.

Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен.

У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое.

Уклонение

Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство.

Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои 


Малькова Людмила Алексеевна

Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе

Статья

Подписано в печать 09.12.2014

Формат 60*90/16. Бумага офсетная № 1.

Тираж 20 экз.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Москва

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование-как эффективная форма измерения качества инновационного образовательного процесса.

Структурированная система оценки качества является надежным и эффективным средством управления качеством подготовки и развития обучающихся, получения достоверной и полной количественной и качественной...

Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...

Гуманизация образовательного процесса через использование активных форм обучения

Гуманизация образовательного процесса требует совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания...

Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса

В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по ...

Урок как основная форма образовательного процесса

Представлен материал в котором отражены вопросы истории становления и развития классно-урочной системы; описаны типы и виды уроков; представлены принципы построения уроков....

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса

Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...

Выступление на тему «Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция» в рамках педагогического совета «Диагностика и коррекция различных форм дисграфии и дислексии младших школьников»

Данное выступление знакомит слушателей с понятием "Дисграфия" , и  ее видами. Раскрывает типы ошибок при каждом виде дисграфии и напраления коррекционной работы по преодолению дисграфии...