Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе
статья на тему
Данная статья предназначена учителям и родителям, чьи дети испытывают определенные негативные моменты в обучении и общеии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 667.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Л.А.Малькова
Москва
2014
Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе
Л.А.Малькова, методист
В течение учебного года преподаватель вдруг замечает, что студенты стали несносны, а сам педагог порой неуправляем.
Но, скорее всего, это не окружающие изменились, а пострадало психологическое здоровье преподавателя.
Восстановить душевный комфорт помогут советы по управлению стрессом, изложенные в данной статье.
Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе
Об этой насущной для каждого педагога проблеме рассказала на Петербургской конференции «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» старший преподаватель Института психологии и социальной работы Наталья Лик (г. Санкт-Петербург). Действительно, и вчера, и сегодня, и завтра ученикам присущи одни и те же черты. Проблема поведения, которое выводит из себя преподавателя, тоже, видимо, вечна. Но дети поддаются коррекции.
«Вызывают большие трудности ученики, которые нарушают дисциплину, слишком активны, чутко реагируют на наше внутреннее состояние, – говорит Наталья Владимировна. – Негативное поведение для меня – поведение, выходящее за рамки социально приемлемых форм взаимодействия, норм, различных правил. Это, конечно, еще не алкоголизм, не наркомания, хотя такое поведение часто к ним приводит.
Каждый ребенок рождается с потребностями быть любимым и значимым. Если в семье они не удовлетворяются, то начинается поиск способов это сделать, и часто способы бывают негативными. А в случае закрепления сценария определенного поведения ученик «приносит» его в образовательное учреждение вместе с портфелем и начинает при взаимодействии с учителем реализовывать на уроке.
Однажды я познакомилась с идеями американского педагога Рудольфа Дрейкурса и поняла, что эта по-настоящему рабочая концепция».
Дрейкурс выделил три основных закона, которым подчинено поведение детей.
- Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
- Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к общественной жизни, значимой социальной общности.
- Нарушая дисциплину, ребенок осознает: он ведет себя неправильно. Но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
- привлечение внимания,
- влияние,
- месть,
- избегание неудачи.
По мнению Дрейкурса, в 90 процентах случаев негативного поведения присутствует хотя бы одна из этих четырех целей. Каждая при этом имеет свои характерные причины и проявления.
Далее коротко представлены характеристики «ложных целей поведения» и варианты их коррекции.
Литература.
♦ Кволс К.Дж. Переориентация поведения детей. Спб.: Деан, 2000.
♦Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
♦ Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1999.
♦ Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Пресс, Ювента, 2000.
♦ Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. М.: РМАПО, 1997.
«Привлечение внимания»
Психологической основой этой цели является потребность быть любимым, но удовлетворение данной потребности в сознании ребенка связано с получением внимания со стороны окружающих. Чаще всего такое представление формируется в результате гиперопеки, детоцентризма и эмоциональной дистанции. Ребенок уверен, что проявление внимания к его личности со стороны окружающих есть подтверждение их любви к нему. Поэтому его потерю он связывает с отсутствием теплого отношения и воспринимает ситуацию как дискомфортную.
Чем меньше внимания ребенок стал получат дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в ОУ.
Коррекция цели
Стратегии | Техники |
Минимализация внимания | - Игнорируйте демонстративное поведение, - контакт глаз, - становитесь рядом, - вставляйте имя ученика в текст объяснения урока, - посылайте секретный знак, - посылайте письменные пожелания, - используйте «Я высказывания» |
Разрешающее поведение | - доведите до предела демонстративную выходку, - присоедините весь класс к выходке, - «разрешающая квота» |
Делайте неожиданности | - издайте музыкальный звук, - говорите тихим голосом, - изменяйте голос, - временно прекратите вести урок. |
Отвлекайте ученика | - задавайте прямые вопросы, - попросите об одолжении, - измените деятельность. |
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения | - благодарите учеников, - пишите имена примерных детей на доске, - используйте знаки-поощрения. |
Пересаживайте учеников | - меняйте учеников местами, - «стул размышлений» |
«Влияние»
Данная ложная цель поведения формируется в том случае, если ребенок уверен, что подавление интересов окружающих является решением всех жизненных проблем. Базируется на убеждении: главное – добиваться от людей того, чтобы они поступали так, как хочешь ты, пользуясь своим превосходством над ними. Формируется при гиперопеке и авторитарном стиле воспитания у детей с сильной нервной системой и потребностью к лидерству.
Властолюбивые дети постоянно задевают взрослого, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют взрослых, устраивая сцены с помощью различных тактик – медлительности, недоделанной работы, шума, когда остальные работают.
Есть два существенных признака, по которым легко распознать поведение, направленное на власть:
- эмоции негодования и замешательства из-за своей беспомощности перед поведением ребенка, направленным на власть.
- Естественный импульс – желание взрослого немедленно прекратить выходку с помощью физических действий. Например, встряхнуть или стукнуть ученика, который так себя ведет.
Коррекция цели.
Стратегии | Техники |
Ищите «изящный уход» | - признайте силу ученика. - уберите зрителей, - перенесите обсуждение вопроса, - делайте записи в блокнот, - соглашайтесь с учеником, - меняйте тему. |
Используйте удаление | - удаление, не покидая класса («Скамья штрафников»), - удаление в другие классы, - предлагайте выбор. |
Устанавливайте санкции | - тесно связывайте последствия с нарушением поведения, заключайте «пакты», - соразмерность наказания поступку. |
«Месть»
Когда родители подавляют, используя свое превосходство над ними, дети могут впасть в отчаяние и призвать на помощь месть. Ощутив обиду, нанесенную взрослым, у ребенка появляется желание выместить ее на ком-нибудь.
Существуют признаки того, что цель поведения – месть.
- Если в ответ на властное поведение взрослый испытывает негодование и даже страх, то при мстительном поведении к этим чувствам добавляются обида, боль, опустошение.
- Первое импульсное движение – немедленно прекратить мстительное поведение. Таких импульсов два: тут же ответить силой, как равному, поставить на место; или, наоборот, уйти из ситуации (выйти, хлопнув дверью). Это нормальная человеческая реакция, известная со времен первобытного общества, - «драться или убегать». В конечном счете, она помогла человечеству выжить.
Коррекция цели.
Стратегии | Техники |
Регуляция эмоций и отношений | - вспомнить о хороших качествах ребенка, - не усиливать напряженную ситуацию, - строить отношения по принципу заботы и доброжелательности, - подчеркивать позитивные качества в ребенке, - найти общие интересы, - учить выражать боль приемлемым способом. |
Ищите «изящный уход» | - признать силу ребенка, - убрать свидетелей, - озадачить учеников, - согласиться с учеником, - сменить тему. |
Устанавливайте санкции | - не использовать наказания, - тесно связывать последствия с нарушением поведения, заключать «пакты», - соразмерность санкций поступку, - акцентировать внимание на поступках, а не на личности ученика. |
«Избегание неудачи»
Психологическими причинами такого поведения являются неуверенность ребенка в себе, разочарованность, желание побыть в одиночестве. Чаще всего возникает у детей со слабой нервной системой в ситуации завышенных требований родителей или гиперопеки. Своим поведением ребенок как бы говорит: «Я беспомощен», «Я ни на что не гожусь», «Ничего не требуйте от меня», «Оставьте меня в покое», «Я глупый», «Я неуклюжий».
Коррекция цели
Стратегии | Техники |
Изменяйте методы объяснения | - использовать осязаемый материал, - учить за один раз чему-то одному, - учить, играя и двигаясь. |
Вводите дополнительные методы обучения | - готовьте специальные программы, - работа в парах (двоечник – отличник), - планируйте этапы работы и способы достижения успеха, - репетиторство. |
Учите позитивно рассказывать о себе и о своих делах | - классные плакаты с «заклинаниями», - ищите два плюса на каждый минус, - декларации «я могу» перед выполнением задания. |
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением | - рассказывайте о типичных ошибках, - показывайте ценность ошибки как опыта, - минимализируйте последствия сделанных ошибок. |
Формируйте веру в успех | - подчеркивайте любые улучшения, - объявляйте о любых вкладах, - раскрывайте сильные стороны, - демонстрируйте веру в детей, - признавайте трудность ваших заданий. |
Концентрируйте внимание учеников на прошлых удачах | - анализируйте прошлые успехи, - повторяйте и закрепляйте успехи. |
Делайте процесс обучения ощутимым | - наклейки «я смогу», - альбомы, плакаты с достижениями, - рассказы о «вчера», «сегодня», «завтра». |
Отмечайте достижения | - аплодисменты, - награды («звезды», наклейки), - самопризнание («час хвастуна»), - «праздники победы». |
Данная работа составлена по материалам журнала «Управление школой», № 16, 2008 г.
Каторга не там, где работают киркой, она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми.
Антуан де Сент Экзюпери.
Автор: Кэтрин Кволс. Книга «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»
Переориентация — это одновременно строгий и добрый подход к поведению ребенка, подразумевающий его полную ответственность за свои поступки. Принцип переориентации основан на взаимном уважении родителей и детей. Этот метод предусматривает естественные и логические последствия при нежелательном поведении ребенка, на которых мы в дальнейшем остановимся подробно, и в конечном итоге усиливает в ребенке чувство собственного достоинства и совершенствует его характер.
Переориентация не предусматривает каких-то особых, кардинально новых воспитательных приемов, которые заставят вашего ребенка вести себя хорошо. Переориентация — это новый образ жизни, суть которого — в создании ситуаций, где не бывает проигравших как среди родителей, учителей и тренеров, так и среди детей. Когда дети чувствуют, что вы не намерены подчинить их поведение своей воле, а, напротив, стараетесь найти разумный выход в жизненной ситуации, они проявляют больше уважения и готовности помогать вам.
Таблица ошибочных целей поведения детей
Если вы чувствуете | Как реагирует ребенок на ваше замечание | Что говорит ребенок своим поведением | Цель | Как исправить такое поведение | Научите вашего ребенка |
Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком. | Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам. | Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием. | Внимание | Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас. | Привлекать к себе внимание должным образом. |
Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!» | Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения. | Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной. | Влияние | Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность . | Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными. |
Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?» | Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе. | Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику. | Месть | Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт. | Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других. |
Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость. | Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен. | У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. | Уклонение | Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство. | Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои |
Малькова Людмила Алексеевна
Коррекция негативных форм поведения в образовательном процессе
Статья
Подписано в печать 09.12.2014
Формат 60*90/16. Бумага офсетная № 1.
Тираж 20 экз.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Москва
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-461914-1465410015.jpg)
Тестирование-как эффективная форма измерения качества инновационного образовательного процесса.
Структурированная система оценки качества является надежным и эффективным средством управления качеством подготовки и развития обучающихся, получения достоверной и полной количественной и качественной...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-524339-1415729560.jpg)
Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.
В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569426-1421823401.jpg)
Гуманизация образовательного процесса через использование активных форм обучения
Гуманизация образовательного процесса требует совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577812-1422726904.jpg)
Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса
В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/13/picture-519413-1626140992.jpg)
Урок как основная форма образовательного процесса
Представлен материал в котором отражены вопросы истории становления и развития классно-урочной системы; описаны типы и виды уроков; представлены принципы построения уроков....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-799437-1474440974.jpg)
Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса
Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/05/picture-621553-1712345065.jpg)
Выступление на тему «Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция» в рамках педагогического совета «Диагностика и коррекция различных форм дисграфии и дислексии младших школьников»
Данное выступление знакомит слушателей с понятием "Дисграфия" , и ее видами. Раскрывает типы ошибок при каждом виде дисграфии и напраления коррекционной работы по преодолению дисграфии...