Тестирование-как эффективная форма измерения качества инновационного образовательного процесса.
статья по теме
Структурированная система оценки качества является надежным и эффективным средством управления качеством подготовки и развития обучающихся, получения достоверной и полной количественной и качественной информации о состоянии предоставляемого и получаемого образования. Тестовая форма занимает особое место в контрольно–оценочных системах, потому что результаты тестирования используются для принятия определенных управленческих решений, связанных с переводом обучающихся на очередную ступень обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В практике современного образования важную роль играет контроль качества усвоения учебного материала, а проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике.
В последнее время проблема качества образования существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. Это непосредственно связано со стремительными переменами, происходящими как во всех областях жизни современного общества, так и в самой образовательной сфере. Повышение качества стало ключевой идеей новой философии образования. Особенно сильно стала ощущаться потребность в повышении качества, эффективности средств его достижения и управления им при нарастающем рассогласовании между условиями существования и развития общества и неспособностью системы образования быстро адаптироваться к этим изменениям.
Вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе развития нашей страны, наблюдается его переход к новому качественному уровню. В целом идет пересмотр приоритетов образования и запросов общества, смена парадигмы подготовки обучающихся и специалистов, в которой отражены иное содержание, иные подходы к обучению, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В современных условиях перед преподавателями профессиональных образовательных учереждений стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться в окружающей среде. Культура и уровень образования должны соответствовать условиям современной жизни и потребностям формирования нового, гуманистического, открытого и информационного общества, для чего требуется и новый тип образования: личностно ориентированный, гуманистический и информационный. Именно качественные показатели образования в перспективе XXI в. в российских условиях требуют особого внимания, так как качество образования с каждым годом во все большей мере выступает важнейшим системообразующим и движущим фактором в социальном развитии и становлении личности.
Сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества. В жизнедеятельность человечества интенсивно входят так называемые высокие технологии, ориентированные на очень сложные объекты и отличающиеся большой наукоемкостью. Однако самым сложным из всех объектов является человек, а подготовка образованного и нравственного человека – это самый наукоемкий из всех процессов.
В Концепции модернизации образования особо подчеркивается, что результатом современного качественного образования являются не только знания, умения и навыки, но и сформированные профессиональные компетентности, и ключевые компетенции личности.
Комитетом по образованию Совета Европы в «Европейском проекте образования» выделены 39 разноуровневых компетенций, объединенных в шесть ключевых (интегрированных): изучать, думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться. Таким образом, современная ситуация ко всем накопленным педагогикой требованиям качества образования добавляет новые, необходимые в условиях быстро изменяющегося мира.
Как отмечает В.А. Качалов, «качество в образовании – это уже не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом» [86].
Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование. По определению Ж. Делора, человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить. Очевидно, что для контроля качества образования необходимо иметь продуктивные формы контроля обучающихся.
Хорошо структурированная система оценки качества является надежным и эффективным средством управления качеством подготовки и развития обучающихся, получения достоверной и полной количественной и качественной информации о состоянии предоставляемого и получаемого образования. Построение эффективной системы управления качеством образовательного процесса требует решения как минимум трех задач: формирования эталона качества (стандартизации); сравнения достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценки качества; выработки управляющих воздействий на условия и факторы, определяющие достигнутое качество, с целью минимизации обнаруженных отклонений. Это классические этапы любого контроля и управления качеством, в том числе и в образовании.
Чтобы прогнозировать развитие и получать требуемое качество подготовленности обучающихся, а затем и специалистов, необходима организация постоянного воздействия на систему образования на основе создания новых контрольно–оценочных систем , включающих банки калиброванных (с известным уровнем трудности) тестовых заданий.
Управление освоением знаний и качеством образовательного процесса достигается комплексным, координированным воздействием как на субъектов образования, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия его параметров и результатов необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям. Для эффективного управления на основе объективных показателей, однозначно определяющих результаты образования, необходим независимый контроль, основанный на теории, технике и технологии современного тестирования как педагогическом измерении уровня учебных достижений обучающихся.
Тестовая форма занимает особое место в контрольно–оценочных системах, потому что результаты тестирования используются для принятия определенных управленческих решений, связанных с переводом обучающихся на очередную ступень обучения. Целью итогового тестирования является оценка результатов учебной деятельности после освоения междисциплинарного курса в рамках профессионального модуля когда устанавливается соответствие между уровнем достижений и требованиями стандартов. Тестовый контроль проводится стандартизированными тестами и процедурами, обладающими необходимыми свойствами педагогических измерителей: обоснованностью, объективностью и сопоставимостью результатов по единой шкале оценок. Обоснованность достигается репрезентативным отображением требований стандартов в содержании тестов за счет включения числа заданий. Объективность обусловлена одинаковыми условиями контроля для всех обучающихся (одинаковые по содержанию и уровню трудности тесты; одинаковые время проведения и время работы; дистанцированность контроля от преподавателя; единые методы обработки бланков ответов, шкалирования и оценивания результатов). В таких условиях тестовые баллы всех участников обладают одними и теми же свойствами, а следовательно, сопоставимостью, являющейся одним из существенных преимуществ тестового контроля.
Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня достижений обучающихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.
Несмотря на развивающуюся практику массового тестирования, оно еще не стало необходимой составляющей образовательного процесса, а полное отсутствие курсов и спецкурсов по этому направлению приводит к тому, что профессиональные образовательные учереждения продолжают выпускать учителей, не готовых включаться в инновационный контрольно–оценочный процесс и активно участвовать в разработке, создании и использовании педагогических измерителей. Вместе с тем сегодня учителя получают возможность проверить свои качественные подходы к оцениванию знаний и выработать объективные критерии оценки как собственной деятельности, так и знаний обучающихся. Педагогический анализ результатов тестового контроля дает объективную образовательную информацию.
В рамках системного подхода к созданию условий для обучения и развития личности контрольно–оценочный процесс и образовательный мониторинг по его результатам должны рассматриваться в контексте других сопутствующих действий, предполагающих постановку и решение комплекса задач по обеспечению высокой объективности результатов тестирования.
Роль тестирования связана с тем, что оно становится системным источником такой информации, способствующей самоорганизации, самоуправлению, самоподготовке и саморазвитию субъекта образования.
Концепция оценки качества образования претерпевает заметные изменения,она затрагивает не только обучающихся и их достижения, но также преподавателей, образовательные учреждения и всю систему образования в целом. В последнее время уже наметилась тенденция использования результатов массового тестирования, что является позитивным направлением. Однако это требует разработки соответствующих методик оценки качества образовательного процесса, а одноразовые оценки тестового контроля не могут быть единственными для заключений и выводов о качестве образовательных учреждений, подготовленности обучающихся и квалификации учителей. В таких условиях вопросы, связанные с повышением эффективности использования материалов, технологий и результатов массового тестирования для оценки достижений и большого спектра личностных характеристик обучающихся, качества образовательного процесса, образовательных систем и управления образованием, становятся особенно важными.
Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. – М.: Педагогика, 2004. – № 1.
Ефремова Н.Ф. Парадигма образования XXI века – формирование компетенций // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. – Ростов н/Д: ДГТУ, 2001.
66. Ефремова Н.Ф. Развитие у школьников компетенций средствами тестирования // Сб1рник наукових праць: Педагогика вищо1 та средньо1 школи. – Кривой Р1г: КДПУ, 2004. – Вип. 8.
86. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. – 2000. – № 5—9.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.
Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980.
Пито Конти. Обучение качеству – путь к успешному бизнесу: от обучения качеству к качеству обучения // Сб. докл. Междунар. конгр. по качеству «К бизнесу через качество», 28—30 сентября 1992 г., СПб. – СПб., 1992.
Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция–доклад. – М.: ИЦПКПС, 2001.
Субетто А.И. Категории качества и эффективности в теории педагогических систем // Управление качеством специалистов в высшей школе: Межвуз. сб. – Горьки: ГГУ, 1989.
Субетто А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования как база решения проблем выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке // Качество: теория и практика. – 1998. – № 1—2.
Хуторской А.В. Образовательные компетенции в дидактике и методиках личностно ориентированного обучения // Известия МСАО им. Я.А. Коменского. – 2004. – № 2.
Чекмарев А.Н. TQM – современный механизм повышения качества подготовки специалистов // Сертификация и управление качеством продукции: Тез. докл. междунар. науч. – техн. конф. – Брянск, 1999.
Челышкова М.Б., Ковалева Г.С. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: ИЦ, 1996.
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М., 1993.
Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-799437-1474440974.jpg)
Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса
Компьютерное тестирование как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса...
ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...
Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-785024-1461519937.jpg)
Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.
Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/20/picture-1131840-1576820400.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныИнновационные технологии в образовательном процессе Дошкольной образовательной организации Специальность 44.02.01Дошкольное образование...
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.
Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-986228-1513326013.jpg)
Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса
Доклад "Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...