« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
статья
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_vystuplenie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Сергиево-Посадский колледж»
Публичное выступление
На тему: « Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
Разработал _______________ Е.В. Лапшина.
2023 г
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Обоснование программы.
II. Цель и задачи программы.
III. Этапы реализации программы.
IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.
V. План мероприятий на период адаптации.
I. Обоснование программы.
Целью педагогического процесса в ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.
Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в колледже.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов:
- Индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества.
- Ценностные ориентации.
- Академическая активность.
- Состояние здоровья.
- Социальное окружение
- Статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся нового набора.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) | - Оценить психологический и социальный статус обучающихся нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме. |
II этап (ноябрь, декабрь) | - Выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения. |
III этап (январь, июнь) | - Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. - Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся. |
Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Цель и задачи программы.
Цель:
Осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледже.
Задачи:
- Подготовка обучающихся к новым условиям обучения.
- Формирование позитивных учебных мотивов.
- Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе.
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время.
- Предупреждение и снятие у обучающихся психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. Этапы реализации программы.
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в колледже осуществляется в III этапа.
IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.
Цель:
Способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи:
- Оценить общее состояние адаптации обучающихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
- Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности.
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Направления:
- Психологическая адаптация, связанная с изменением выработанного стереотипа и формированием новых установок.
- Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
- Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
- Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи | Мероприятия | Ответственные |
1. Психологическая адаптация. | ||
1. Помочь обучающимся раскрыть своеобразие своей личности. | 1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. | - Социально-психологическая служба. |
2. Социальная адаптация. | ||
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в ученических группах нового набора. | - Ознакомление студентов с молодежной политикой региона. | - Заместитель директора по ВР. |
3. Педагогическая адаптация. | ||
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. | 1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. | - Администрация. |
4. Профессиональная адаптация. | ||
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1. Встреча с выпускниками. | - Заместитель директора по УР. - Преподаватели. |
V. План мероприятий на период адаптации.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. | ||
1. Изучение личных дел обучающихся. | В течение года | Социальный педагог |
II. Организация учебного процесса. | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: | В течение года | |
III. Организация воспитательной деятельности. | ||
1. Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов по интересам. | В течение года | Руководитель физического воспитания. |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. | В течение года | Студенческий совет |
V. Организация информационного обеспечения обучающихся нового набора и классных руководителей. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
VI. Взаимодействие с родителями. | ||
1. Родительские собрания (групповые, общеколледжные). | В течение года | Классные руководители. |
VII. Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии. | ||
1. Вселение в общежитие. | В течение года | Классные руководители. |
VIII. Социально-психологическое сопровождение обучающихся, родителей. | ||
1. Анкетирование - «Как тебе живется, студент» - «Уровень воспитанности» - «Портрет моего ребенка» - «Мотивация к обучению» 2. Посещение квартир студентов 3. Родительское собрание 4. Разработка буклета «Памятка для родителей» 5. Педагогический консилиум 6. Консультации педагога-психолога | В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
IX. Контроль реализации программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования. | ||
Ожидаемые результаты: 6.1. Создание комфортной среды. 6.2. Сформированность традиций. 6.3. Успеваемость. 6.4.. Отсев обучающихся. | В течение года | Администрация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже
Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....
Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...
Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Ура, сбывается мечта очень многих родителей и школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращени...
Презентация. Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Презентация. Консультация для родителей....
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС»
Доклад по теме "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС» по итогам участия в чемпионате 2021...
Адаптация обучающихся нового набора 2021-2022 учебного года
Материалы выступения на педагогичеком совете ГБПОУ "БРИТ" № 2 от 12.02.2022...
Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"
Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...