Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
план-конспект занятия
Ура, сбывается мечта очень многих родителей и школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращения в школу сделать безболезненным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._konsultatsiya_roditeley._13.01.2021.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА. ГБОУ ШКОЛА №1798 «ФЕНИКС»
Консультация для родителей.
Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Ура, сбывается мечта очень многих родителей и школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращения в школу сделать безболезненным. Ведь это время серьезных испытаний в жизни детей, связанное с необходимостью привыкания к школьному коллективу, обязанностям, новому распорядку дня и каждый ребенок переживает и осознает по-своему. Выявить проблемы адаптации обучающихся к школе помогает диагностика посредством наблюдения за поведением, успеваемостью, тестирования, опроса учителей и родителей. Основная цель - определить и устранить факторы, снижающие уровень школьной мотивации, предотвратить развитие проблем психологического характера.
Столкнувшись с необходимостью ежедневно посещать школу, у некоторых детей могут возникнуть негативные переживания. Им предстоит ориентироваться в новых требованиях, правилах, взаимоотношениях. Требования подчиняться непривычным и сложным установкам могут вызывать внутреннее сопротивление, препятствующее успешному обучению. Выражаются они по-разному:
- гиперподвижностью, суетливостью;
- стремлением привлечь больше внимания; скованностью;
- рассеянностью; застенчивостью;
- психосоматической симптоматикой: повышением температуры, вялостью, головными или мышечными болями.
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:
- Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
- 2 этап - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- 3 этап - период относительно устойчивого приспособления.
Со временем обстановка, одноклассники и учителя становятся детям хорошо знакомыми, уровень стресса постепенно снижается, уступая место эмоциональному комфорту, однако возможны обстоятельства, замедляющие адаптацию. Среди них:
- отсутствие навыков общения в коллективе;
- давление учителя;
- индивидуальные особенности мышления;
- конфликты со сверстниками или взрослыми.
Любой негатив в период адаптации способен привести к снижению самооценки, успеваемости, дезадаптации и резкому неприятию школьной атмосферы вообще.
Экспресс – диагностика.
Динамическая диагностика своевременно определяет наиболее вероятные риски и дает основания для разработки индивидуальных программ коррекции.
В ходе диагностических мероприятий должна быть собрана и систематизирована информация о так называемых качественных показателях адаптации. Они включают:
1. Уровень физиологической адаптации: работоспособность, энергичность, наличие неврологических и соматических симптомов, аппетит.
2. Уровень психологической адаптации: эмоциональное состояние, наличие или отсутствие положительной мотивации, способность к концентрации внимания, усидчивости, отношение к себе.
3. Уровень социальной адаптации. Наличие новых контактов, дружбы с одноклассниками, взаимодействия со взрослыми, формирование структуры личностной самореализации.
Этапы диагностики.
Исследования адаптации проводятся поэтапно, учитывая время наиболее вероятного возникновения трудностей привыкания к учебе в школе.
1 Наблюдение. Работа начинается с первых дней. На протяжении двух недель педагог обращает внимание на особенности поведения детей при общении друг с другом, степень их усидчивости, настроение на уроке.
2. Непосредственное обследование. На этом этапе выявляются: наличие мотивации и способностей к учению, эмоциональное состояние, причины и степень вероятной тревожности.
3 Обработка результатов анализа. Полученные данные психолог систематизирует, определяет детей, входящих в «группу риска», дезадаптации.
4.Знакомит с результатами исследования педагогов и родителей. К окончанию 1 месяца обучения (приблизительно 15 февраля) составляется программа индивидуальных занятий, включающая рекомендации по коррекционной деятельности учителю.
5. Коррекционная работа. Проводится в течение 1-1,5 месяца(4-6 встреч).
6 Заключительный этап диагностики. Предусматривает сравнительный анализ первых полученных результатов с окончательными. На этой основе делается вывод о степени эффективности проведенной с детьми работы.
Одним из основных стимулов к обучению у подростков 6-7 класс является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжает иметь значение оценка, как возможность подтвердить свои способности. Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Такое отношение создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у школьника положительные эмоциональные переживания.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
-стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы ребенка на плохое самочувствие.
Виды дезадаптационного процесса у подростка:
- Эмоциональная – проявляется в тревожном поведении, в переживаниях ребенка по поводу школьных занятий, необъяснимом страхе перед учителем или одноклассниками.
- Поведенческая – ребенок ведет себя неадекватно: проявляет агрессию, недисциплинированность, часто становится зачинщиков конфликта.
- Интеллектуальная – характеризуется низким мотивационным уровнем относительно учебы, нежеланием продолжать обучение.
- Коммуникативная – выражается в тревожном и замкнутом состоянии, которое не позволяет ребенку эффективно строить взаимоотношения с взрослыми людьми и со сверстниками.
Признаки успешной адаптации обучающихся 6-7 класса:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок в целом справляется с учебной программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий;
- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
13.01.2021 г.
Педагог-психолог Галкина Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...
« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...
Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов...
Применение дистанционной формы обучения при изучении дисциплины "Инженерная графика"
Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку по дисциплине Инженерная графика необходимо творческое поэтапное освоение программы.Сначала необходимо проработать теоретический материал по ука...
Презентация. Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Презентация. Консультация для родителей....
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Преподавателям профессиональных модулей приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих у обучающихся при освоении профессиональных модулей. Особенно полно проблемы адаптации проявляются при пров...
Методические указания по выполнению контрольных работ для обучающихся по направлению подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дистанционной формы обучения
Контрольная работа для обучающихся дистационного обучения...