Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
план-конспект занятия

Галкина Наталья Игоревна

Ура, сбывается мечта очень многих родителей и  школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращения в школу сделать безболезненным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._konsultatsiya_roditeley._13.01.2021.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА. ГБОУ ШКОЛА №1798 «ФЕНИКС»

Консультация для родителей.

Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.

Ура, сбывается мечта очень многих родителей и  школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращения в школу сделать безболезненным. Ведь это время серьезных испытаний в жизни детей, связанное с необходимостью привыкания к школьному коллективу, обязанностям, новому распорядку дня и каждый ребенок переживает и осознает по-своему. Выявить проблемы адаптации обучающихся к школе помогает диагностика посредством наблюдения за поведением, успеваемостью, тестирования, опроса учителей и родителей. Основная цель - определить и устранить факторы, снижающие уровень школьной мотивации, предотвратить развитие проблем психологического характера.

Столкнувшись с необходимостью ежедневно посещать школу, у некоторых детей могут возникнуть негативные переживания. Им предстоит ориентироваться в новых требованиях, правилах, взаимоотношениях. Требования подчиняться непривычным и сложным установкам могут вызывать внутреннее сопротивление, препятствующее успешному обучению. Выражаются они по-разному:

- гиперподвижностью, суетливостью;

- стремлением привлечь больше внимания; скованностью;

- рассеянностью; застенчивостью;

- психосоматической симптоматикой: повышением температуры, вялостью, головными или мышечными болями.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
  2. 2 этап - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. 3 этап - период относительно устойчивого приспособления.

Со временем обстановка, одноклассники и учителя становятся детям хорошо знакомыми, уровень стресса постепенно снижается, уступая место эмоциональному комфорту, однако возможны обстоятельства, замедляющие адаптацию. Среди них:

- отсутствие навыков общения в коллективе;

- давление учителя;

- индивидуальные особенности мышления;

- конфликты со сверстниками или взрослыми.

Любой негатив в период адаптации способен привести к снижению самооценки, успеваемости, дезадаптации и резкому неприятию школьной атмосферы вообще.

Экспресс – диагностика.

Динамическая диагностика своевременно определяет наиболее вероятные риски и дает основания для разработки индивидуальных программ коррекции.

В ходе диагностических мероприятий должна быть собрана и систематизирована информация о так называемых качественных показателях адаптации. Они включают:

1. Уровень физиологической адаптации: работоспособность, энергичность, наличие неврологических и соматических симптомов, аппетит.

2. Уровень психологической адаптации: эмоциональное состояние, наличие или отсутствие положительной мотивации, способность к концентрации внимания, усидчивости, отношение к себе.

3. Уровень социальной адаптации. Наличие новых контактов, дружбы с одноклассниками, взаимодействия со взрослыми, формирование структуры личностной самореализации.

Этапы диагностики.

Исследования адаптации проводятся поэтапно, учитывая время наиболее вероятного возникновения трудностей привыкания к учебе в школе.

1 Наблюдение. Работа начинается с первых дней. На протяжении двух недель педагог обращает внимание на особенности поведения детей при общении друг с другом, степень их усидчивости, настроение на уроке.

2. Непосредственное обследование. На этом этапе выявляются: наличие мотивации и способностей к учению, эмоциональное состояние, причины и степень вероятной тревожности.

3 Обработка результатов анализа. Полученные данные психолог систематизирует, определяет детей, входящих в «группу риска», дезадаптации.

4.Знакомит с результатами исследования педагогов и родителей. К окончанию 1 месяца обучения (приблизительно 15 февраля) составляется программа индивидуальных занятий, включающая рекомендации по коррекционной деятельности учителю.

5. Коррекционная работа. Проводится в течение 1-1,5 месяца(4-6 встреч).

6 Заключительный этап диагностики. Предусматривает сравнительный анализ первых полученных результатов с окончательными. На этой основе делается вывод о степени эффективности проведенной с детьми работы.

Одним из основных стимулов к обучению у подростков 6-7 класс является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжает иметь значение оценка, как возможность подтвердить свои способности. Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Такое отношение создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у школьника положительные эмоциональные переживания.

Признаки дезадаптации:

- усталый, утомленный внешний вид ребенка;

- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

-стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

- нежелание выполнять домашние задания;

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

- жалобы на те или иные события, связанные со школой;

- беспокойный сон;

- трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы ребенка на плохое самочувствие.

Виды дезадаптационного процесса у подростка:

  1. Эмоциональная – проявляется в тревожном поведении, в переживаниях ребенка по поводу школьных занятий, необъяснимом страхе перед учителем или одноклассниками.
  2. Поведенческая – ребенок ведет себя неадекватно: проявляет агрессию, недисциплинированность, часто становится зачинщиков конфликта.
  3. Интеллектуальная – характеризуется низким мотивационным уровнем относительно учебы, нежеланием продолжать обучение.
  4. Коммуникативная – выражается в тревожном и замкнутом состоянии, которое не позволяет ребенку эффективно строить взаимоотношения с взрослыми людьми и со сверстниками.

Признаки успешной адаптации обучающихся 6-7 класса:

- удовлетворенность ребенка процессом обучения;

- ребенок в целом справляется с учебной программой;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий;

- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

13.01.2021 г.

Педагог-психолог                                         Галкина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора

Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...

« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже  является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...

Применение дистанционной формы обучения при изучении дисциплины "Инженерная графика"

Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку по дисциплине Инженерная графика необходимо творческое поэтапное освоение программы.Сначала необходимо проработать теоретический материал по ука...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Преподавателям профессиональных модулей приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих у обучающихся при освоении профессиональных модулей. Особенно полно проблемы адаптации проявляются при пров...