Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
методическая разработка по теме
Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_adaptacii_obuchayushchihsya_novogo_nabora.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
Разработал: Керимов Магомед Керимович
преподаватель биологии и химии
классный руководитель группы МЭЭЛ-1
г.НИЖНЕВАРТОВСК -2011г
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Обоснование программы.
II. Цель и задачи программы.
III. Этапы реализации программы.
IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.
V. План мероприятий на период адаптации.
I. Обоснование программы.
Целью педагогического процесса в БУ СПО «Нижневартовский строительный колледж» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.
Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в колледже.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов:
- Индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества.
- Ценностные ориентации.
- Академическая активность.
- Состояние здоровья.
- Социальное окружение
- Статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся нового набора.
Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Цель и задачи программы.
Цель:
Осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледже.
- Подготовка обучающихся к новым условиям обучения.
- Формирование позитивных учебных мотивов.
- Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе.
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время.
- Предупреждение и снятие у обучающихся психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. Этапы реализации программы.
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в колледже осуществляется в III этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) | - Оценить психологический и социальный статус обучающихся нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме. |
II этап (ноябрь, декабрь) | - Выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения. |
III этап (январь, июнь) | - Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. - Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся. |
IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.
Цель:
Способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи:
- Оценить общее состояние адаптации обучающихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
- Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности.
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Направления:
- Психологическая адаптация, связанная с изменением выработанного стереотипа и формированием новых установок.
- Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
- Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
- Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи | Мероприятия | Ответственные |
1. Психологическая адаптация. | ||
1. Помочь обучающимся раскрыть своеобразие своей личности. | 1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. | - Социально-психологическая служба. |
2. Социальная адаптация. | ||
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в ученических группах нового набора. | - Ознакомление студентов с молодежной политикой региона. | - Заместитель директора по ВР. |
3. Педагогическая адаптация. | ||
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. | 1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. | - Администрация. |
4. Профессиональная адаптация. | ||
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1. Встреча с выпускниками. | - Заместитель директора по УПР. - Преподаватели. |
V. План мероприятий на период адаптации.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. | ||
1. Изучение личных дел обучающихся. | В течение года | Социальный педагог |
II. Организация учебного процесса. | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: | В течение года | Председатели МК |
III. Организация воспитательной деятельности. | ||
1. Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов по интересам. | В течение года | Руководитель физического воспитания. |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
V. Организация информационного обеспечения обучающихся нового набора и классных руководителей. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
VI. Взаимодействие с родителями. | ||
1. Родительские собрания (групповые, общеколледжные). | В течение года | Классные руководители. |
VII. Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии. | ||
1. Вселение в общежитие. | В течение года | Классные руководители. |
VIII. Социально-психологическое сопровождение обучающихся, родителей. | ||
1. Анкетирование - «Как тебе живется, студент» - «Уровень воспитанности» - «Портрет моего ребенка» - «Мотивация к обучению» 2. Посещение квартир студентов 3. Родительское собрание 4. Разработка буклета «Памятка для родителей» 5. Педагогический консилиум 6. Консультации педагога-психолога | В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
IX. Контроль реализации программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования. | ||
Ожидаемые результаты: 6.1. Создание комфортной среды. 6.2. Сформированность традиций. 6.3. Успеваемость. 6.4.. Отсев обучающихся. | В течение года | Администрация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже
Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....
« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...
Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Ура, сбывается мечта очень многих родителей и школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращени...
Презентация. Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Презентация. Консультация для родителей....
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС»
Доклад по теме "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС» по итогам участия в чемпионате 2021...
Адаптация обучающихся нового набора 2021-2022 учебного года
Материалы выступения на педагогичеком совете ГБПОУ "БРИТ" № 2 от 12.02.2022...
Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"
Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...