Открытый урок по слушанию музыки «А.К. Лядов « Кикимора» (методическая разработка)
план-конспект урока по теме
Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Задачи: • раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении; • познакомить со сказочной картиной А.К. Лядова «Кикимора» сделать сравнение с музыкой М. Мусоргского «Баба - Яга»; • воспитывать любовь к устному народному творчеству; • развитие познавательного интереса, творческих способностей; • развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_.doc | 950.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №2»
городского округа Октябрьск
Методическая разработка
открытого урока по слушанию музыки
«А.К. Лядов « Кикимора»
Кузьмина Елена Алексеевна
Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №2 г.о. Октябрьск
г.о. Октябрьск
2012 год
Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок.
Задачи:
- раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении;
- познакомить со сказочной картиной А.К. Лядова «Кикимора» сделать сравнение с музыкой М. Мусоргского «Баба - Яга»;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- развитие познавательного интереса, творческих способностей;
- развивать умение раскрывать образ с помощью музыки.
Музыкальный материал: «Кикимора» Лядова, М. Мусоргский «Баба-Яга».
Оборудование: фрагмент фильма «Там, на неведомых дорожках»
Литературный материал: А.Н.Толстой «Кикимора», иллюстрации к русским народным сказкам.
Тип урока: расширение знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Проблема урока: понятие термина «лейтмотив».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Учитель:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки? (Дети: Да! )
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».
Учитель: Каких знакомых героев вы увидели? (Баба - Яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: Правильно мы сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.
– Вы любите путешествовать?
Учитель: Дети, хлопнули в ладоши и отправились в путешествие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым композитором А.К.Лядовым. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша задача – убедиться в том, что это действительно.
А.К. Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, до былинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).
– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
3. Слушание музыки А.К. Лядов «Кикимора»
Учитель: Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке? Что вы представили, слушая эту пьесу (Розовый конвертик, в конвертик вложены термины эмоционального состояния музыки)
– Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние?
4. Чтение описания портрета Кикиморы
Учитель: Вспомните сказку «Теремок» и главных героев:
Мышка – пи-пи-пи.
Лягушка – ква-ква-ква.
Петух – ку-ка-ре-ку.
– Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется «ЛЕЙТМОТИВ». Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.
5. Физминутка
Кикимора стучит, гремит, свистит, шипит.
6. Повторное слушание «Кикимора» Лядов
1 часть. Медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее звучание создает сказочную обстановку.
2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе.
3 часть. Холодное, звенящее звучание рисует нам колыбельку. (Синий конвертик, вложены разные картинки с изображением кикимор)
Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)
(Желтый конвертик: Кикимора это? Сказочный персонаж, персонаж который летает на метле, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная или персонаж который живет в лесу – дети определяют сами)
Кикимора – это персонаж?
7. Исполнение
- Сравните образы из русских сказок Кикиморы и Бабы – Яги.
8. Рефлексия
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие новые термины слов вы услышали?
Зеленый конвертик:
9. Тест-викторина
– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
Лейтмотив – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – яркая тема для характеристики главного героя.
Кикимора – тихая, плавная, певучая мелодия.
Учитель: Путешествие наше закончилось.
Оценка детей.
10. Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
Список используемой литературы:
- Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г
- Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
- Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),
1, 2,3 классы. М., 2007
- Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996
Приложение
Кикимора
Алексей Николаевич Толстой
Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз – ночью – лежит Моря на печи, – не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и – в дверь – и была такова. Закричала Моря. – Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла…
А была та баба – кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка – искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было! Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря: – Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу. – Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
– Отыщу да отыщу, – твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит – стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза…
– Помоги мне, девочка, – кряхтит дуб, – никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший. – Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь. – Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла. Начал леший чесать затылок… А как начесался – придумал. Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
– Садись за куст, жди, – сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пяти большеголовых младенцев – игошей – и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего, – не давятся.
– Теперь твоя очередь, – густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка. – Дуничка! – едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, прижимается к лохматой кикимориной груди. А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил… Хотела кинуться кикимора в воду – никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость! Моря схватила Дуничку – и давай бог ноги. – Пусти – я девчонку догоню, – взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит…
Уже избушка видна… Добежать бы… А сзади – погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает… – Бабушка! – закричала Моря.
Вот-вот схватит ее кикимора. И запел петух: «Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!»
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
Иллюстрации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная образовательная программа учебной дисциплины Слушание музыки
Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...
План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"
Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...
План-конспект открытого урока по предмету "Слушание музыки" на тему «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
План-конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки»...
Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки». Танец.
Современные дети перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься музыкально - теоретическими предметами им просто некогда. Именно поэтому од...
"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.
Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...
Проведение игры-соревнования "Каждый отличник желает знать все на пять" по предмету "Слушание музыки". Конспект урока.
Игра "Каждый отличник желает знать" - универсальная игровая форма, позволяющая организовать самостоятельную практическую деятельность учеников на уроках слушания музыки. Ее универсальность з...
методическая разработка мастер-класса "Использование техники активного слушания на уроках теоретического обучения"
Мастер-класс разработан в связи с необходимостью обучения педагогических работников с приемами донесения преподаваемого материала до обучающихся, в связи с чем имеет высокую актуальность....