План-конспект открытого урока по предмету "Слушание музыки" на тему «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
план-конспект урока по теме
План-конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_slushanie_muzyki.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 7»
План-конспект
открытого урока
по предмету «Слушание музыки»
Тема урока: «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
Преподаватель первой квалификационной категории
Звягина Елена Вячеславовна
Курск, 2013
Тема урока: «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
Цель урока: познакомиться с пьесами П.И.Чайковского, раскрыть их образное содержание.
Задачи:
Образовательные: ознакомить обучающихся с новыми музыкальными произведениями, добиться осознанного понимания характера произведения.
Развивающие: расширение музыкального кругозора, обогащение словарного запаса, развитие образного мышления, приобретение навыков анализа прослушанного произведения, рассказа о музыке.
Воспитательные: воспитание навыка слушания музыкального произведения, внимательности, усидчивости.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Группа обучающихся: 1 класс струнного и фортепианного отделений в количестве 10 человек.
Методы и технологии обучения:
Словесные: беседа, рассказ, опрос.
Наглядные: иллюстрации музыкальные и художественные.
Практические: прослушивание и анализ музыкального произведения;
Здоровьесберегающие: разнообразие форм работы, смена деятельности в течение занятия.
Интерактивные методы: соревновательные элементы.
Проблемные методы: самостоятельный анализ прослушанного произведения.
Технологии личностно-ориентированные (выявление индивидуальности обучающихся, опора на их субъективный познавательный опыт) и активного обучения (игровые формы изучения материала).
Оснащение урока:
Презентация на тему «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского», ноутбук, медиапроектор, экран, музыкальный центр, аудиозаписи пьес из сборника «Детский альбом»: «Немецкая песенка», «Старинная Французская песенка», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Итальянская песенка», нотный сборник «Детский альбом», дидактический раздаточный материал, цветные карандаши.
Ход урока
- Организация на урок. Вводное слово. (1 мин.)
- На экране слайд:
«Музыка о детях и для детей», «Краски «Детского альбома»
Преподаватель: здравствуйте, дети! Сегодня на уроке «Слушание музыки» мы продолжаем изучение темы первой четверти: «Музыка о детях и для детей». Вот уже третий урок мы будем путешествовать по страницам фортепианного сборника великого русского композитора.
- Повторение пройденного. 5 мин.
Дети, назовите фамилию композитора, чьё творчество мы сейчас изучаем?
Предполагаемый ответ обучающихся: Пётр Ильич Чайковский.
- На экране слайд:
Портрет П.И. Чайковского, первое издание сборника «Детский альбом»
На экране перед вами портрет композитора, а рядом изображение первого издания сборника фортепианных пьес «Детский альбом». Сейчас этот сборник выглядит иначе – с цветными иллюстрациями, со стихами. Но музыка великого композитора не изменилась и звучит так же, как и сто пятьдесят лет назад.
Расскажите историю создания этого сборника.
- На экране слайд:
Кадр из мультипликационного фильма по «Детскому альбому»
Предполагаемый ответ обучающихся:
Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор. Для своего племянника он сочинил сборник из 24 фортепианных пьес, в которых отражены многие моменты жизни ребёнка - от утреннего пробуждения до вечерней молитвы: здесь и музыкальные рассказы об игрушках, и модные в 19 веке танцы: полька, вальс, мазурка, и песни разных стран, привезённые композитором из далёких путешествий.
Какие пьесы из «Детского альбома» мы слушали на прошлых уроках?
Предполагаемые ответы обучающихся: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Вальс» и др.
- Игра-закрепление материала. 10 мин.
- На экране слайд: Кадр из мультипликационного фильма, иллюстрация к пьесе «Немецкая песенка»
Преподаватель: сейчас мы прослушаем две пьесы контрастного характера. Для начала вспомним, как звучат эти пьесы.
- Звучит «Немецкая песенка»
Преподаватель: как называется эта пьеса?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Немецкая песенка».
Преподаватель: расскажите, какой характер у этой пьесы?
Предполагаемый ответ обучающихся: весёлый характер.
- На экране слайд: Кадр из мультипликационного фильма, иллюстрация к пьесе «Старинная французская песенка»
- Звучит «Старинная французская песенка»
Преподаватель: как называется эта пьеса?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Старинная французская песенка».
Преподаватель: расскажите, какой характер у этой пьесы?
Предполагаемый ответ обучающихся: грустный характер.
Преподаватель: дети, ваш словарный запас ещё не богат. Чтобы научиться интересно рассказывать о музыке, суметь высказать все те впечатления, которые вы получаете от прослушивания музыки, нам с вами надо пополнять свой словарный запас.
Возьмите красный и синий карандаши и карточки со словами, которые лежат на ваших партах.
- На экране слайд: Кадры-подсказки из мультипликационного фильма, иллюстрации к пьесам «Старинная французская песенка» и «Немецкая песенка»
Задание: Подобрать слова из списка слов (словаря), определения, подходящие по характеру к прослушанным мелодиям и обвести их разными цветными карандашами.
- Словарь: бодрая, задумчивая, мрачная, яркая, плавная, напряженная, радостная, стремительная, грустная, весёлая, спокойная.
Преподаватель: подведём итог. К «Немецкой песенке» подходят такие определения из нашего словаря: бодрая, яркая, радостная. К «Старинной французской песенке» подходят такие определения из нашего словаря: задумчивая, плавная, спокойная.
Чтобы лучше выражать свои мысли, вам надо пользоваться большим количеством слов и определений. Запомните слова, которые мы узнали на сегодняшнем уроке и используйте их в рассказах о музыке.
В нашем словаре осталось ещё несколько слов. Возможно, они ещё пригодятся нам сегодня на уроке.
- Объяснение нового материала (продолжение темы, 15 мин.)
- На экране слайд: Картина народного гулянья. Звучит «Русская песня».
Композитор Чайковский путешествовал по многим странам: Франции, Италии, Германии, и свои музыкальные впечатления о них передавал в музыкальных произведениях. Но больше всего ему были дороги образы и мелодии родной страны - России. Мы с вами уже говорили о том, чем занимались знатные и состоятельные люди во времена Петра Ильича Чайковского, в 19 веке. Они гуляли, посещали балы и театры, ездили на охоту, по вечерам дома читали, беседовали, музицировали.
А чем занимались простые pyccкиe люди? Прежде всего, работали. Но и отдыхать умели. На праздники устраивали народные гулянья, пели песни, водили хороводы.
А ещё русский народ любил слагать сказки.
Преподаватель: Дети, каких сказочных героев из русских народных сказок вы знаете?
Предполагаемые ответы: колобок, Иванушка Дурачок, Василиса Прекрасная, Царевна - Лягушка, Кошей Бессмертный, Баба-Яга.
- На экране слайд: Знак вопроса.
Преподаватель: Сейчас я загадаю вам музыкальную загадку.
Послушайте эту новую, незнакомую для вас пьесу и опишите характер музыки.
- Звучит пьеса «Баба Яга»
Предполагаемый ответ обучающихся: мрачная, напряженная, стремительная.
Преподаватель: правильно, дети. Эти слова тоже были в нашем словаре, и вы правильно определили характер этой пьесы. А теперь давайте подумаем, какое название можно дать этой пьесе?
В процессе обсуждения возникает несколько вариантов названий произведения, среди которых и правильный ответ: пьеса называется «Баба Яга».
- На экране слайд: Кадр из мультипликационного фильма, иллюстрация к пьесе «Баба Яга»
Преподаватель: давайте ещё раз прослушаем это произведение, и попробуем составить устный рассказ: «Что Баба Яга делала в лесу?»
- Звучит пьеса «Баба Яга»
Рассказы учащихся.
- Музыкальная викторина. 7 мин.
Преподаватель: дети, мы уже несколько уроков посвятили изучению «Детского альбома», и я хотела бы проверить, хорошо ли вы запомнили прослушанные пьесы. Музыкальная викторина – это ответы на музыкальные вопросы: какая пьеса звучит?
- На экране слайд: Картинки-иллюстрации к пьесам «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка».
Дети прослушивают пьесы и называют их, пользуясь иллюстрациями на экране, как подсказками.
- Домашнее задание (2 мин): нарисовать картинку к пьесе «Баба Яга», составить и записать рассказ по картинке, употребляя слова, использованные на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"
конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ...
Проект " Путешествие по страницам "Детского альбома" П. И. Чайковского "
Я думаю, что этот материал поможет кому - нибудь провести внеклассное мероприятие с целью ознакомления детей младших классов с творчеством Петра Ильича Чайковского....
Презентация к открытому уроку "Краски "Детского альбома"
Презентация к открытому уроку по предмету «Слушание музыки»...
Лекция концерт «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «Детского альбома» П.И.Чайковского»
При помощи образного восприятия детьми музыки П.И.Чайковского, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых...
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"
План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...