Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки». Танец.
методическая разработка
Современные дети перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься музыкально - теоретическими предметами им просто некогда. Именно поэтому одной из главных задач педагога сейчас является умение грамотно скомпоновать учебный материал и выбрать из него самое важное для усвоения детьми. В данном методическом пособии предпринята попытка кратко и просто ознакомить учащихся с характерными средствами музыкальной выразительности некоторых танцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_posob_tanec.doc | 96.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
по предмету «Слушание музыки». Танец.
Данное пособие написано для преподавателей детских музыкальных школ.
План:
1.Введение.
2. Народные и бальные танцы.
3. Двухдольные танцы .
4. Трёхдольные танцы.
5. Танцы на 6/8.
6. Заключение.
1. Введение.
Большое значение для восприятия музыки имеет её жанровая основа. Жанр с франц. - вид, род. Слово "жанр" в музыке имеет несколько значений. На данном этапе обучения нужно усвоить самое простое. Три музыкальных жанра - это ПЕСНЯ, ТАНЕЦ И МАРШ.
О песнях и маршах мы говорим с детьми в 1 и 2 классах. В 3-ем будем более подробно знакомиться с некоторыми танцами.
Автор данной работы предлагает изучать танцевальную музыку не в хронологическом порядке, а в разрезе более простом и ясном для детей возраста 9 лет, сгруппировав танцы по размерам. Почему? Во-первых, дети этого возраста ещё не очень уверенно дирижируют и поэтому лучше в одном уроке работать с одним размером. Во-вторых, так лучше и крепче запоминаются метро-ритмические особенности того или иного танца. А хорошо усвоенный материал поможет детям в музыкальной практике (в написании правильного ритма диктантов, в верном исполнение ритмических групп при чтении с листа).
Исходя из практической стороны вопроса была сделана такая подборка танцев, в которой почти каждый танец имеет яркую ритмическую формулу. Её нужно крепко выучить, уметь исполнять и узнавать на слух.
Основную информацию о каждом танце (страна происхождения, характер, размер, темп, ритмическая формула, другие важные характерные признаки) ребёнок должен записать в тетрадь, выучить, послушать музыкальные примеры и выполнить определённую практическую работу (сочинить и записать, или разучить игру, или напеть с дирижированием). Предметы «слушание музыки» и «сольфеджио» должны идти в тесной взаимосвязи. Тогда детям легче запоминать необходимую информацию.
2. Народные и бальные танцы.
Танец - это искусство выразительных движений.
Возникли танцы в глубокой древности. Сначала первобытные люди общались на языке танца со своими богами.
Из таких обрядовых танцев произошли народные, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Хотя, например, в каждой стране есть свои ХОРОВОДЫ. Их главный смысл – движение по кругу, а такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг – символ солнца.
У каждого народа есть свои танцы. Народных танцев существует огромное количество. Некоторые из них особенно полюбились людям разных стран и превратились в международные. Их танцевали богатые аристократы на своих приёмах – балах. Поэтому, они стали называться бальными.
Бальные танцы появились в XV веке в Италии.
В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта академия танца. Танцмейстеры должны были создавать и совершенствовать бальные танцы. Поэтому музыка того или иного танца постоянно менялась.
В России балы и бальные танцы появились в начале XVIII века, во время правления Петра I.
Композиторы разных эпох любили сочинять танцевальную музыку. Танец мог выступать не только самостоятельной инструментальной пьесой, но и частью сюит, сонат, симфоний, опер, балетов (т.е., многочастных произведений).
3. Двухдольные танцы.
ПОЛЬКА
В переводе с чешского - "полшага" . Чешский народный танец. Темп подвижный, размер 2/4. Стал очень популярным бальным танцем в середине XIXв.
По характеру танец задорный, озорной. В музыке встречаются неожиданные акценты, бас часто акцентирует не только первую, но и вторую долю.
Характерный ритм: |
У каждого народа есть свои быстрые весёлые двухдольные танцы. Несмотря на то, что хореография их совершенно разная, музыкальные особенности у них очень похожи. Назовём только некоторые из них:
Трепак (русский)
Гопак (украинский)
Крыжачок (белорусский)
Халлинг (норвежский)
Чардаш (венгерский, с медленным вступлением и так называемым кадансом «со шпорами» - когда в конце построений опевается тоника)
Слушаем:
1. М. Глинка Полька ре минор
2. С. Рахманинов «Итальянская полька»
3. П. Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик»
4. М. Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
5. И. Брамс Венгерский танец № 6 ре-бемоль мажор
В качестве домашнего задания полезно будет сочинить (по заданному педагогом ритму) и научиться играть польку.
КРАКОВЯК
Польский народный танец в быстром темпе, размер 2/4, острый ритм с частыми синкопами (когда ритмический акцент смещается с сильного времени на слабое). В XIX веке также становится бальным.
Характерный ритм: |
Слушаем:
М. Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
В 4 классе, когда будет отрабатываться на уроках сольфеджио синкопированный ритм, полезно будет задать выучить наизусть мелодию этого номера.
ГАВОТ
Старинный французский народный танец. Известен с XVIвека. Большой популярностью как бальный танец пользовался на рубеже XVII - XVIII веков. В качестве бального он просуществовал относительно недолго, но остался в музыке как одна из любимых инструментальных пьес. Размер 4/4 с затактом из двух четвертных нот, подвижный темп, изящество и чёткость ритма – его характерные признаки.
Слушаем:
- Ж-Б. Люлли Гавот ре минор
- С. Прокофьев Гавот из «Классической» симфонии
4. Трёхдольные танцы.
МЕНУЭТ.
Король Людовик XIV открыл моду на старинный французский крестьянский танец менуэт. «Па меню» переводится с французского «маленький шаг». Танец содержал множество поклонов, приседаний. Танцующие двигались маленькими шажками. Менуэт стал любимым бальным танцем XVII - XVIII веков во всей Европе.
Для музыки менуэта характерны умеренный темп, размер 3/4, изящная мелодия, ритмические остановки в конце построений.
Слушаем:
И. Гайдн Менуэт соль мажор.
ВАЛЬС.
В переводе с немецкого - кружащийся.
В начале XIX века Европа закружилась в вихре вальса.
Предшественником вальса был ЛЕНДЛЕР - крестьянский танец Австрии и Германии с 3-х-дольным неторопливым движением, простодушной несложной мелодией, которая строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок с преобладанием восьмых. Все доли такта отмечаются в лендлере одинаково чётко.
В начале 19 века вальс и лендлер бытуют как равноправные танцы. В самостоятельный концертный жанр вальс вырос в творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса - сына, автора более 400 красивейших вальсов.
Музыка вальса быстрая, но при этом плавная, размер трёх-дольный. Мелодия гибкая, выразительная. Вальс имеет характерное сопровождение - бас на сильной доле и два аккорда на слабых. Дирижируется он, как правило, на раз, т.е., в одном жесте дирижёра содержатся все три доли.
Русские композиторы Варламов, Глинка, Чайковский, Прокофьев, Шостакович и многие другие тоже любили писать вальсы. Это были и отдельные пьесы, романсы(вокальный вальс), а также номера в более крупных произведениях - балетах, операх, части в симфониях.
Слушаем:
1.Ф. Шуберт Лендлер (на выбор)
2. И. Штраус-сын «На прекрасном голубом Дунае»
3. Ф. Шопен Вальс до # минор.
4. С. Прокофьев Вальс из балета «Золушка»
5. Д. Шостакович Вальс-шутка из сюиты «Танцы кукол»
Выписываем на доске три аккорда в фактуре вальса – Т, S, D. И три варианта 4-х тактов:
- Т – S – T – T (плагальный оборот)
- T – T – D – T ( автентический оборот)
- T – S – D – T (полный гармонический оборот)
Домашнее задание: научиться играть эти обороты в фактуре вальса.
На втором уроке можно продолжить тему «Вальс» - один ребёнок играет обороты, остальные определяют на слух. На любой из этих оборотов, повторенных два раза, сочиняем мелодию (коллективно), выучиваем её наизусть. Затем записываем в качестве диктанта, таким образом осуществляя взаимосвязь между предметами сольфеджио и слушание музыки.
МАЗУРКА.
Слово мазурка происходит от названия одной из областей Польши – Мазовии. Польский народный танец, яркий и зажигательный. Размер 3/4, темп быстрый, на первой доле – характерный пунктир, акценты на слабых долях. В XIX веке стала бальным танцем.
Характерный ритм: |
Слушаем:
- Ф. Шопен Мазурка си-бемоль мажор
- М. Глинка Мазурка из оперы «Иван Сусанин»
ПОЛОНЕЗ.
В переводе «польский». Этот танец сложился в Польше в XVI веке как торжественный танец-шествие рыцарей-воинов. В начале XIX века полонезом открывались европейские балы. В первой паре шествовал хозяин дома.
Размер 3/4 с обязательным дроблением первой доли, умеренный темп, акцент на сильной доле.
Характерный ритм: |
Слушаем полонез П. И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»
САРАБАНДА.
Старинный испанский танец-шествие сурового, мрачного характера. Известен с XVI века. (в Испании, на родине сарабанды были и другие виды этого танца – быстрые и зажигательные)
В XVII веке сарабанда превратилась в бальный танец. Медленный темп, трёхдольный метр, вторая доля такта часто удлиняется, «утяжеляется» , таким образом образуя акцент( на 2-ой доле).
В XVII веке сарабанда стала и обязательной частью инструментальной сюиты. Часто обилие украшений в мелодии сглаживают чёткость ритмического рисунка, на первый план выходит выразительная музыкальная интонация. Тогда сарабанда теряет свою танцевальность и, окружённая в сюите весёлыми танцами, становится драматической кульминацией всего цикла.
В музыке более поздних эпох ритм сарабанды стал носителем драматических и трагических образов.
Характерный ритм: |
Слушаем: 1. Г. Гендель Сарабанда из сюиты ре минор.
2. И. Бах Сарабанда из Английской сюиты соль минор
Танцы на 6/8.
ТАРАНТЕЛЛА.
Итальянский танец в быстром темпе, неистовый, страстный. Название связывают с именем тарантула, от смертельного укуса которого, по легенде, можно спастись только в бешеном танце. Чёткий ритм, многократные повторы, размер 6/8.
Характерный ритм: |
Слушаем:
С. Прокофьев Тарантелла
ЛЕЗГИНКА.
Близок к тарантелле кавказский танец лезгинка, такой же быстрый и зажигательный. Зародился танец в Дагестане как танец – соревнование, показывающий ловкость танцоров. Иногда джигиты танцуют его с кинжалами в руках. Во время исполнения этого танцы мужчины встают на пальцы, что необычно для народных танцев. Музыку этого танца отличают острый ритм, акценты.
Характерный ритм: |
Слушаем лезгинку А. Хачатуряна из балета «Гаянэ»
СИЦИЛИАНА
Старинный итальянский танец в умеренном темпе, спокойный и мягкий по характеру. Плавные движения, изящный ритмический рисунок с характерным пунктиром. Была особенно распространена в инструментальной и вокальной музыке XVII—XVIII веков. Обычно писалась в минорном ладу.
Характерный ритм: |
Слушаем сицилиану Баха из сонаты ми-бемоль мажор для флейты и клавира.
БАРКАРОЛА.
Народная песня веницианских гондольеров. Расскажем о ней, так как по характеру она близка пасторальной сицилиане и имеет характерный ритмический рисунок.
Итальянское слово «barka» означает лодка.
Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки-гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -
мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за
другой волн. Музыка характеризуется умеренным темпом, размером 6/8.
Характерный ритм: |
Слушаем: М. Глинка «Венецианская ночь»
6. Заключение.
Современные дети перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься музыкально - теоретическими предметами им просто некогда. Именно поэтому одной из главных задач педагога сейчас является умение грамотно скомпоновать учебный материал и выбрать из него самое важное для усвоения детьми. В данном методическом пособии предпринята попытка кратко и просто ознакомить учащихся с характерными средствами музыкальной выразительности некоторых танцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития
Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...
Учебно-методическое пособие по предмету "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" по специальности "Банковское дело"
Учебно-методическое пособие по предмету "Анализ хозяйственной деятельности предприятия на основе бухгалтерской отчетности"...
Учебно-методическое пособие по предмету "ОП.07 Налоги и налогообложение" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Налоги и налоговый учет...
Учебно-методическое пособие по предмету "МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Анализ бухгалтерской отчетности предприятия...
Учебно-методическое пособие по предмету "ОП.08 Основы бухгалтерского учета" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Основы бухгалтерского учета...
План-конспект открытого урока по предмету "Слушание музыки" на тему «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
План-конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки»...
Проведение игры-соревнования "Каждый отличник желает знать все на пять" по предмету "Слушание музыки". Конспект урока.
Игра "Каждый отличник желает знать" - универсальная игровая форма, позволяющая организовать самостоятельную практическую деятельность учеников на уроках слушания музыки. Ее универсальность з...