Примерная образовательная программа учебной дисциплины Слушание музыки
рабочая программа по теме
Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п.Озерный
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Разработала преподаватель:
Башкирова Д.Г.
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.
Пояснительная записка
Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально- исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.
Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими. Данный курс компенсирует бедность музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства фор мирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их ду ховной культуры.
Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта. О важности развития этих качеств у ребенка говорил исследователь С. Морозов: «Способность чувственной, эмоциональной отзывчивости, если ее развивать в себе, научит куда больше "слышать в звуках", чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом, но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музыкальному искусству».
Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Курс «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения ДШИ. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.
Курс является преамбулой к изучению музыкальной лите ратуры.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.
Основные задачи:
- Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
- Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;
- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;
- Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
- Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;
- Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
- Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;
- Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
- Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончанию курса «Слушание музыки» обучающийся должен уметь:
- понимать специфику музыки как вида искусства;
- определять общий характер и образный строй произведения;
- выявлять выразительные средства музыки;
- узнавать тембры музыкальных инструментов;
Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей в возрасте с 6,5-9 лет. В соответствии с учебным планом, на предмет «Слушание музыки» на 3 года обучения отводится: максимальная учебная нагрузка – 147ч., из них 49ч. – самостоятельная работа и 98 – аудиторные занятия.
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
Курс «Слушание музыки» включает в себя следующие темы:
1 год обучения:
- Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах.
- Музыка и другие виды искусства
- Мир детства в музыке.
- Животные, птицы, рыбы в музыке
- Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.
- Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток.
- Настроение, характер и чувства человека в музыке.
2 год обучения:
- Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)
- Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово. Пасха.
- Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды, песни.
- Музыка народов мира.
- Героико – патриотические темы в музыке
3 год обучения:
- Музыкальные инструменты.
- Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.
- Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.
- Опера.
- Балет.
Музыкальный материал подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
I год обучения
№ п/п | Название темы | Кол. часов |
Тема 1 | Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах. | 2 |
Тема 2 | Музыка и другие виды искусства | 2 |
Тема 3 | Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях. | 5 |
Тема 4 | Животные, птицы, рыбы в музыке. | 5 |
Тема 5 | Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. | 6 |
Тема 6 | Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. | 6 |
Тема 7 | Настроение, характер и чувства человека в музыке. | 6 |
ИТОГО: | 32 часа |
II год обучения
№ п/п | Название темы | Кол. часов |
Тема 1 | Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные) | 12 |
Тема 2 | Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово. Пасха. | 4 |
Тема 3 | Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды и песни. | 9 |
Тема 4 | Музыка народов мира | 4 |
Тема 5 | Героико- патриотическая тема в музыке | 4 |
ИТОГО: | 33 часа |
III год обучения
№ п/п | Название темы | Кол. часов |
Тема 1 | Музыкальные инструменты | 10 |
Тема 2 | Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык. | 6 |
Тема 3 | Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки. | 13 |
Тема 4 | Опера | 2 |
Тема 5 | Балет | 2 |
ИТОГО: | 33 часа |
Условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.
Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания музыкальных произведений.
Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Мультимедийные программы:
Мультимедийная программа Энциклопедия «Соната»
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Музыкальный класс».
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
Мультимедийная обучающая, развивающая программа «Сен-Санс: Карнавал животных», издательство «Новый диск».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск, издательство «Новый диск»
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»
Интерактивная игра для детей «Щелкунчик» и др.
Мультимедийные презентации:
Презентация «Музыка и я», «В гости к музыке»
Презентация «Искусство», «Музыка и литература»
Презентация «Детский альбом»,
Презентация «Карнавал животных», «Мир животных»
Презентация «Музыка природы», «Музыка зимы», «Музыка осени»
Презентация «Такие разные танцы», «Жанр марша», «Вальс»
Презентация «Тема богатырей в музыке»
Презентация «Времена года»
Презентация « Рождество Христово»
Презентация «Пасха»
Презентация «Русские народные инструменты»
Презентация «Музыкальные инструменты»
Презентация «Путешествие в музыкальный театр. Опера»
Презентация «Путешествие в музыкальный театр. Балет» и др.
Список литературы:
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А., М.,»Пресс – соло», 1998.
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб, «Союз художников», 2008г.
3. О.А. Владимирова. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. – СПб, «Композитор», 2006г.
4. Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для ДМШ и ДШИ. (пояснительная записка, методические рекомендации). Министерство Культуры РФ, 2001.
5. Вопросы музыкального воспитания в школе (в помощь учителям музыки и руководителям школ). Сост. Тимофеев Н.В., Чебоксары, ЧИУУ, 1990.
6. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
7. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
8. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.
9. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г
11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г
12. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006г
13. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
14. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
15. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс. – Спб, «Композитор», 2006 г.
16. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». Спб.: «Композитор», 2006г.
17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.
Механизм оценки:
- фронтальный опрос;
- беглый текущий опрос;
- музыкальная викторина;
- систематическая проверка домашнего задания;
- самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
- творческий зачет;
- контрольный урок в конце 3-го года обучения.
Критерии оценки успеваемости:
Оценка «5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная образовательная программа учебной дисциплины Основы дирижирования
Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...
ПРИМЕРНАЯ ОБРАОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФОРТЕПИАНО
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Примерная программ...
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОДЕРЖАНИЕПояснительная запискаПримерное содержание учебной дисциплиныТеоретическая частьПрактическая частьПримерный тематический планТребования к результатам обученияТребования к результатам обучения...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...
Примерная рабочая программа учебного предмета «Мокшанский язык (государственный)» для 2-4 классов образовательных организаций
Главной задачей современной языковой образовательной политики в Российской Федерации является формирование ценностного отношения ко всем национальным языкам, воспитание толерантности, любви и интереса...
Приказ " О закреплении разработчиков примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) ПOO — участниками образовательно-производственного центра (кластера) строительной отрасли Смоленской области"
В целях координации деятельности по разработке примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) педагогическими работниками профессиональных образо...