Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"
статья по теме
В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентацией, представлен собственный опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов. | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1)
Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности.
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
В 4 классе я работаю по традиционной системе, но в 5 классе дети переходят на обучение по ФГОС. Поэтому я считаю целесообразным использовать на уроках такие задания, которые помогают сформировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:
- На каждом уроке дети учатся называть тему урока, ставить цели. Конечно, на этапах, которые предшествуют этапу постановки темы и целей урока, даются задания, выполняя которые, дети приходят к выводу, что они владеют частью знаний. А для решения проблемного вопроса им не хватает определённых знаний и умений. Например, на уроке математики, работая над величинами, даётся такое задание (Слайд 2,3)
Находим площадь участка, дети уже умеют находить площадь прямоугольника. Вспоминаем, что такое квадратная единица: это квадрат. Потом ставится такой вопрос: надо измерить площадь большого поля. Сможем ли мы воспользоваться уже знакомыми нам единицами измерения? Приходим к выводу, что это будет неудобно, выводим тему урока, ставим цели.
- На уроках русского языка детям даётся небольшой текст под диктовку. Потом на слайде выводится этот текст, и дети самостоятельно сверяют свою работу с эталоном. Для развития орфографической зоркости в тексте могут быть подчёркнуты орфограммы, что на начальном этапе облегчает самопроверку. Но потом, даётся текст без выделенных орфограмм. Задание усложняется: дети сначала сверяют свой текст и текст на слайде, потом даётся задание самим выделить орфограммы. Как правильно они это выполнили, тоже потом проверяется на слайде.
Такой вид работы я начинаю с письма под диктовку нескольких предложений, потом тексты увеличиваются.
(Слайд 4): Проверяется без выделенных орфограмм, потом выделяют орфограммы, тоже проверяют. Потом даётся такое грамматическое задание: определить падежи имён существительных. Правильность определения падежей дети проверяют, обмениваясь тетрадями в парах. Таким образом, они учатся не только самоконтролю, но и самооценке, а также оценке деятельности одноклассников.
Оценивают они себя не баллами, а вот такими условными обозначениями(Слайд 5)
- Самооценка идёт на протяжении всего урока. Потом это очень помогает детям, когда они в конце урока отмечают на итоговой карте, чему они научились. (Слайд 6) Просматривая свою работу, в которой уже проведена самооценка по заданиям, которые выполнялись на уроке, дети легко отмечают на итоговой карте урока, что они хорошо усвоили, а над чем необходимо поработать.
- Формирование навыка самоконтроля невозможно без самостоятельной работы над материалом. На уроках окружающего мира дети работают в парах или группах, изучая материал по теме урока с выполнением последующего задания. Например, при изучении природных зон. (Слайд 7,8,9,10)Дети в классе делятся на ботаников, зоологов, географов и экологов. Деление на группы проходит таким образом: в начале урока на парты раскладываются карточки с названием группы. За время изучения материала по всем природным зонам каждый ребёнок может попробовать себя в роли разных учёных. Затем материал разбивается на части, каждая группа изучает свой материал, готовясь сообщить остальным детям, что прочитали. Выступление групп дополняется. Потом на слайде выводится небольшой итог каждому выступлению. Группы других учёных делают свои выводы по каждому выступлению.
- Формированию самоконтроля и самооценки способствуют такие задания на уроке, в которых ребёнок делает выбор, опираясь на имеющиеся у него знания. (Слайд 11). Например, при устном счёте на уроках математики задания на слайде разграничиваются на сложные, средние и лёгкие. Сложные – это красный цвет, средние – это синий цвет и лёгкие – это зелёный цвет.
Или на уроках даётся карточка, в которой также даны три группы заданий, разделённые по уровню сложности. (Слайд 12)Задания по теме построены от простого к сложному. Дети, сделав своё задание, при устной проверке смотрят, как выполнили ученики другое задание, которое они посчитали для себя слишком лёгким или слишком сложным. (Слайд 13-17) А на уроках окружающего мира при фронтальном опросе вопросы разделены на группы, и ребёнок выбирая группу, должен сначала оценить себя, как он подготовился к уроку. Такие же задания на основе выбора очень нравятся детям, и это не означает, что ребёнок из урока в урок выбирает себе лёгкий уровень заданий. Нет, каждый ориентируется на своё владение материалом по конкретной теме.
- Дети с интересом оценивают не только себя, но и работу одноклассников. Когда у доски учащиеся выполняют самостоятельную работу, а класс в это время работает в тетрадях, то потом дети в классе должны проверить выполненные задания на доске. Для проверки мы используем вот такие карточки.(Слайд 18)
- Эти же карточки мы используем на этапе рефлексии, оценивая свою работу на уроке.
- В конце урока использую приём незаконченных предложений. (Слайд 19)
Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности. (сл 20)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление на педагогическом совете
Формирование навыков самооценки и самоконтроля
Составила
учитель нач. классов
Бобылёва С. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...
«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».
Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты....
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных...
Формирование навыка самоконтроля у обучающихся с нарушенным слухом с применением методики В.М. Акименко
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим в коррекционной школе....
«Саморегуляция. Как научить ребенка с ОВЗ навыкам самоконтроля»
С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий, низкий уровень самокон...
Выступление на педагогическом совете ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж"
Выступление может быть интересно преподавателям, методистам образовательных организаций...
Стили педагогического общения, выступление на Педагогическом Совете ММА
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, скол...