Формирование навыка самоконтроля у обучающихся с нарушенным слухом с применением методики В.М. Акименко
учебно-методическое пособие
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol_proiznosheniya.docx | 151.24 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры
"Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1
формирование навыков самоконтроля
произношения у неслышащих учащихся
с применением методики В.М.Акименко
(в помощь учителю-логопеду, учителю-дефектологу)
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Старикова Наталья Васильевна
Г. Нижневартовск
Модель формирования навыков самоконтроля произношения
Подготовительная стадия |
Артикуляционная гимнастика | Формирование воздушной струи | Использование анализаторов: речедвигательного, слухового, зрительного, кинестетического | Артикуляторно-акустичесий образ звука. | |||
Формирование специфического словаря | ||||||
сопряженная | ||||||
по инструкции учителя-дефектолога | опосредованная – (по картинкам) |
Основная стадия |
Постановка звука |
по подражанию | от опорного звука | От артикул - ой гимнастики | С механической помощью | |||
Этап автоматизации (на основе полимодального контроля) |
Закрепление правильной артикуляции | ||||||
Изолированное призношение | Закрепление в слогах | Закрепление в словах | Закрепление в предложении |
Этап дифференциации (кинестетический контроль и остаточный слух) |
Выделение смешиваемых звуков из состава слова | Сравнение смешиваемых звуков по артикуляторным и акустическим признакам | Дифференциация в слогах, словах с оппозиционными фонемами | Дифференциация в предложениях и текстах |
Завершающая стадия. Закрепление полученных навыков: |
на общеобразовательных уроках |
полученных в повседневной жизни |
Характеристика фрикативных звуков
и способы коррекции
Профиль и характеристика звука | Модель артикуляции звука | Постановка звука. Способы вызывания правильной артикуляции | Дефекты звука и их сущность | Способы коррекции | Приемы самоконтроля |
Звук [Ж] 1.Губы вытянуты вперед и округлены. 2.Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. 3.Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. 4.Спинка языка приподнята 5.Форма языка напоминает чашечку. 6.Воздушная струя холодная. 7.Есть голос. | Начинаем с позиции (между гласными). 1.Вызывается артикуляция на слухозрительной основе. Произносится Ж___ протяжно; далее в слоге и изолированно. Демонстрируем профиль артикуляции, образец произношения; используем демонстрацию положения языка с помощью рук. Указываем на наличие голоса и воздушной струи. (подбираем карточки). 2. Постановка на базе [Ш] с включением голоса. 3. Постановка от [Р]: большим и указательным пальцами сдерживаем вибрацию языка. Вместо рокота слышится шипение, губы лабилизованы. 4. Используем движение «речевой ритмики». | 1.Сигматизмы А)Боковой. Сущность: кончик языка или спинка закрывают расстояние между верхними и нижними зубами, воздушная струя идет по бокам или боку языка. Б)призубный Ж-Д. Сущность: Кончик языка прижат к альвеолам; характер воздушной струи становится взрывной. В)Свистящий Ж-З. Сущность: опускается кончик языка. Г)Межзубный [Ж]. Сущность: кончик языка находится между зубами. 2. Оглушение Ж-Ш. Сущность: голосовые связки разомкнуты, голос отсутствует. 3.Щечный [Ж]. Сущность: язык пассивен, губы лабилизованы. 4.Соснантность. Сущность: замена [Ж] на гласные звуки. Связана с большим напряжением артикуляционного аппарата. | А) разъясняется сущность дефекта. Опираемся на характер воздушной струи. Б)устраняется на слухозрительной основе. Далее демонстрируем характер воздушной струи при правильном произношении. Используем тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. В) по аналогу с Б) Г) устраняется по подражанию, на слухозрительной основе. Демонстрируем позицию языка и даем послушать. 2. Объясняем, что должен быть голос, наличие вибрации в груди и гортани. Используем слуховой и речедвигательный контроль. 3.Звук ставится заново. 4. Аналогично как при постановке звука [Ш] с включением голоса. | Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха, услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи. | |
Профиль и характеристика звука | Модель артикуляции звука | Постановка звука. Способы вызывания правильной артикуляции | Дефекты звука и их сущность | Способы коррекции | Приемы самоконтроля |
Звук [Ш] 1.Губы вытянуты вперед и округлены. 2.Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. 3.Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. 4.Спинка языка приподнята 5.Форма языка напоминает чашечку. 6.Воздушная струя холодная. 7.Нет голоса. | Наиболее легкая позиция (в конце слова). 1.Слово произносит учитель. Ребенок слушает и пробует повторить. 3.Затем слово произносится по слогам и изолированно. 4.Вызывается на слухозрительной основе. При вызывании Ш демонстрируется характер воздушной струи, обращается внимание на отсутствие голоса (подбираем карточки). 2. Постановка на базе [С] с механическим воздействием.Шпателем или зондом поддерживаем кончик языка у альвеол, говорим: «Сейчас ты будешь говорить звук С, но по-другому»Зонд сразу не убираем. 3. Постановка от [Р]: большим и указательным пальцами сдерживаем вибрацию языка, слегка продвигает вглубь ротовой полости и губы лабилизует. 4. Используем движение «речевой ритмики». | 1.Сигматизмы А)Боковой (верхний Ш). Сущность: кончик языка недостаточно поднят, либо упирается в верхние резцы или спинка закрывают расстояние между верхними и нижними зубами, пр прохождении воздушной края опускаются. Б)призубный Ш-Т. Сущность: языка прижат к альвеолам, нет щели; при переходе к следующему звуку кончик языка размыкается к альвеолам и происходит толчок воздушной струи Ш-Т. В)Свистящий Ш-С. Сущность: опускается кончик языка. Г)Межзубный [Ш]. Сущность: кончик языка находится между зубами. 2. Озвончение Ш-Ж. Сущность: голосовые складки сомкнуты, напряжены и вибрируют. 3.Щечный [Ш]. Сущность: язык пассивен. 4.Соснантность. Сущность: замена [Ш] на гласные звуки. Связана с перенапряжением | А)Сначала проверяем базовый[С]. Если боковой стигматизм при [С], то коррекционная работа над [Ш] откладывается. После автоматизации С, корригируется Ш, объясняется сущность дефекта. Б)Исправляется на слухозрительной основе с привлечением внимания к характеру воздушной струи. Используются все сохранные анализаторы. В) Показываем, что язык находится вверху, а не внизу. Прижимаем язык лопаткообразной формы у верхней губы, воспроизводим звук и автоматизируем. Г) устраняется по подражанию, на слухозрительной основе. Демонстрируем поднятии еязыка вверх. 2. Указываем на отсутствие голоса и вибрацию в области груди и гортани. Используем слуховой и речедвигательный контроль. 3.Звук ставится заново. 4. Устраняем грубый дефект путем расслабления артикуляционного аппарата. Переводим на замедленную, протяжную речь. | Ребенок может увидеть положение губ при произнесении. Почувствовать отсутствие вибрации голосовых связок, характер воздушной струи. |
Профиль и характеристика звука | Модель артикуляции звука | Постановка звука. Способы вызывания правильной артикуляции | Дефекты звука и их сущность | Способы коррекции | Приемы самоконтроля |
Звук [С] 1Губы немного растянуты в улыбке. 2.Между резцами небольшое расстояние. 3.Кончик языка упирается в нижние резцы. 4.Спинка вытянута, по середине языка имеется желобок, по которому идет воздушная струя. 5.Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость. | Начинаем с позиции (в конце слова) Коррекция на слухозрительной основе: слово произносит учитель, а ребенок воспроизводит на слухозрительной основе. Затем слово произносится по слогам, далее изолированно произносим [С]. Объясняем артикуляцию с опорой на сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный. Демонстрируем профиль звука, положение языка при помощи рук, прослушиваем звук изолированно, используем прибор Интон-М. Далее отрабатываем в различных позиционных условиях. Использование «Речевой ритмики». | 1.Сигматизмы А)межзубный. Сущность дефекта: кончик языка не упирается, а слегка просовывается между резцами; желобка нет, поэтому воздушная мтруя идет прямо, а не косо вниз и шире чем в норме. Б) призубный С-Т. Сущность дефекта: спинка языка поднята выше, чем в норме. В результате она образует смычку с передними резцами, пропадает желобок, воздушная струя не может быть длительной. В) боковой. Сущность деф-та: губы не лабилизованы, кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, вместо свиста-шипение. 2.Озвончение С-З. Голосовые складки сомкнуты, напряжены, вибрируют. 3.Слабый [С]. Язык пассивен, слабая воздушная струя, иногда просто выдох. 4. Вместо [С] слышим выдох или придыхание. Сущность: увеличивается расстояние щели, но кончик языка не занимает нужного положения. 5.Соснантность. Вместо НОС слышим {ноJ]. Сущность: замена свистящего согласного на Й. | А)объясняем сущность дефекта. Поясняем, что кончик языка должен быть у нижних резцов и упираться в них, воздушная струя должна идти косо вниз. Б) Используется слухозрительная основа: демонстрируем положение языка, губы растягиваем в улыбке и произносим [С].Используем зрительый, слуховой, речедвигательный и тактильно-вибрационный контроль. В)Механический прием и показ разницы характера воздушной струи, обращаемся к профилю. 2.Обясняем , что голос отсутствует, нет вибрации в области груди и гортани. 3. Ставим звук заново. 4.Ставим звук заново. Ставим звук заново. | Ребенок может увидеть положение губ при произношении, почувствовать отсутствие вибрации голосовых связок и характер воздушной струи. | |
Профиль и характеристика звука | Модель артикуляции звука | Постановка звука. Способы вызывания правильной артикуляции | Дефекты звука и их сущность | Способы коррекции | Приемы самоконтроля |
Звук [З] 1Губы растянуты в улыбке. 2.Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута. 4.Воздушная струя узкая и упругая, холодная, направлена косо вниз. 5.Можно ощущать вибрацию гортани. | Вызываем на слухо-зрительной основе. Наиболее легкая позиция между гласными. Предлагаем воспринимать образец звучания слухозрительного: АЗА-ЗА-З; используем все анализаторы. Использование движений «Речевой ритмики» | 1.Сигматизмы А)межзубный. Сущность дефекта: кончик языка слегка просовывается между резцами, желобка нет, воздушная струя идет прямо , широко, образуя шипение. Б) призубный З-Д. Сущность дефекта: что и при С, кончик и спинка языка закрывает щель между резцами, воздушная струя не может идти сплошной струей. Если за согласным следует гласный, то следует толчок, рот раскрывается и слышится Д . В) боковой. Сущность деф-та аналогичный дефект как при С, наблюдается опущение бокового края, желобка нет, щель между резцами закрыта. Г)Шипящий З-Ш, но несколько мягкий. Сущность: губы растянуты, кончик языка слегка отодвинут вглубь ротовой полости, желобка нет, образуется Чашечка, струя прямая, широкая, образуется шипение. 2.Оглушение З-С. Голосовые складки разомкнуты, не учавствуют в артикуляции. 3. Слабый [З]. Сущность: певучесть З, нет свиста, язык пассивен.
| А)При коррекции усиливаем зрительную основу. Демонстрируем положение языка. Основное внимание обращаем на характер воздушной струи, кончик опускаем вниз. Б) Разъяснятеся сущность дефекта на слухозрительной основе. Если ребенок не понимает-усиливаем зрительную основу. Демонстрируем профиль. Обращаем внимание на воздушную струю, опускается кончик языка. В)Воздушная струя идет прямо, а не по бокам. Используем комплекс анализаторов: слуховой, зрительный, речедвигаьельный, тактильно-вибрационный. Г).Сравнение на слухозрительной основе по подражанию, задействуя все анализаторы. 2. Сравнение на слухозрительной основе.Внимение обращаем на работу голосовык складок. 3.Если звук З произносится правильно, то лучше коррегировать этот звук на базе С, при этом подключить голос. | Ребенок может увидеть положение губ при произношении, почувствовать вибрацию голосовых связок и характер воздушной струи. |
[С] | [Ш] | [Ф] |
[Т] | [Щ] | [Ж] |
[З] | [Ч] | [Р] |
[Ц] | [Л] | [К] |
[Н] | [В] | [Д] |
[Г] |
Специфический словарь
по формированию самоконтроля произношения
Расскажи всё о звуке. Посмотри и скажи:
-Где язык? -Какие губы? -Голос есть или нет?
Язык | внизу |
вверху | |
спокоен | |
узкий | |
широкий | |
чашечкой | |
Воздушная струя | тёплая |
холодная |
Губы | в улыбке |
спокойные | |
круглые |
Голос(а) | есть |
нет |
Скажи звук долго. Проверь себя.
А у тебя так же? В зеркало не смотри.
Говори сам(а). Послушай как надо.
Научись говорить звук правильно.
Рукой себя не проверяй. Послушай себя.
Спроси меня как ты сказал(а).
Спроси меня как ты говорил(а) звуки…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"
В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...
Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .
Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...
Использование ЭОР в группах студентов с нарушением слуха на занятиях по дисциплинам профессионального цикла
Доклад к семинару....
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха
Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...
«Клинко-педагогическое исследование детей с нарушением слуха»
Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нару...
«Саморегуляция. Как научить ребенка с ОВЗ навыкам самоконтроля»
С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий, низкий уровень самокон...
ПАОП 34.02.01Сестринское дело для обучающихся с нарушениями слуха , с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная образовательная программа для обучающихся с нарушениями слуха, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, подготовка специалистов среднего звена, специальность 34.02.0...