«Саморегуляция. Как научить ребенка с ОВЗ навыкам самоконтроля»
консультация

С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий, низкий уровень самоконтроля при выполнении задания, отсутствие целенаправленности в работе и т.д. Способность ребенка к произвольной регуляции собственной деятельности и, прежде всего, деятельности познавательной, является одним из важнейших условий его психического и социального развития. Саморегуляция – процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием и поступками. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции необходимо формировать уже в дошкольном возрасте и происходит это естествен-нее и эффективнее всего в процессе разнообразных игр и упражнений. Игра «Сделай так же» Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамиду, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку. В комплекс занятий, направленных на развитие саморегуляции у детей с ОВЗ, включают такие упражнения: - дыхательные упражнения; - массаж /самомассаж; - растяжки; - кинезиологические упражнения; - постизометрическая релаксация; - аутогенная тренировка. С помощью дыхательной гимнастики ребенок освобождается от напряжения, ограничений. В начале учим ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Упражнение «Задуй свечу» Ребенку предлагается сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем вытянув губы в трубочку, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу. С целью активизации отдельных систем организма используется массаж. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаем с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек – зоны кистей, стоп и зона ушной раковины. Прекрасный способ для снятия эмоционально-психического напряжения и одновременно повышения двигательной активности - растяжки. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление. Упражнение «Бабочка летает» Ребенок сидит на полу, подтягивает ноги к тазу и соединяет стопы. Затем совершает плавные «взмахи» руками и согнутыми ногами 5-6 раз. Кинезиологические упражнения, помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс обучения ребенка. При помощи кинезиологических упражнений мы развиваем навыки саморегуляции; межполушарное взаимодействие. Упражнение «Цепочка» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Постизометрическая релаксация (ПИР)- является максимально эффективной методикой расслабления мышц. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Упражнение «Силач» Ребенок выполняет контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что он держит в руках (ногой, на плече) тяжелые предметы. Для снятия эмоционального напряжения у детей применяют методику аутотренинга. Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений. (Упражнение «Приятный сон» и т.д.) В результате дозированного применения данных упражнений в режиме дня, ребенок становится более спокойным, устраняется агрессивность, раздражительность, напряжённость, тревожность и страхи, что способствует благоприятному психическому и социальному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_kulandzhe_samoregulyatsiya.doc815 КБ

Предварительный просмотр:

    Постизометрическая релаксация (ПИР)- является максимально эффек-тивной     методикой     расслабления       мышц. Релаксация возникает естес-твенным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс.

Упражнение «Силач»

     Ребенок выполняет контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что он держит в руках (ногой, на плече) тяжелые предметы.  

Для снятия эмоционального нап-ряжения у детей применяют методику аутотренинга. Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: прого-вариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений. (Упражнение «Приятный сон» и т.д.)

     В результате дозированного приме-нения данных упражнений в режиме дня, ребенок становится более спокой-ным, устраняется агрессивность, раз-дражительность, напряжённость, тре-вожность и страхи, что способствует благоприятному психическому и со-циальному развитию ребёнка.

График работы:

понедельник – четверг с 9:00 до 18:00

пятница с 9:00 до 17:00

перерыв на обед с 13:00 до 13:48

выходные: суббота, воскресенье

Материал составлен педагогом-психологом

Куландже С.В.

Наш адрес:

354202, Краснодарский край, г. Сочи,

Лазаревский р-н, пос. Головинка

ул. Центральная, 80-А.

Тел./факс: (862)274-12-52

srcn_rodnik@msrsp.krasnodar.ru

Наш сайт: www.lazarevskiyrc.ru

На сайтах о нас:

www.soc23.ru

www.bus.gov.ru

Министерство труда и социального развития

  Краснодарского края

Государственное казенное учреждение

 социального обслуживания Краснодарского края

 «Лазаревский реабилитационный центр для детей

 и подростков с ограниченными возможностями»

(ГКУ СО КК «Лазаревский реабилитационный центр»)

«Саморегуляция. Как научить ребенка с ОВЗ навыкам самоконтроля»

(для родителей и специалистов)

г. Сочи

2020 г

     С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, у которых на первый план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития выступают: импульсивность действий, низкий уровень самокон-троля при выполнении задания, от-сутствие целенаправленности в работе и т.д.

     Способность ребенка к произ-вольной регуляции собственной де-ятельности и, прежде всего, деятель-ности познавательной, является одним из важнейших условий его психичес-кого и социального развития.

     Саморегуляция – процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием и поступками.

     Развитие способности к самоконт-ролю и саморегуляции необходимо формировать уже в дошкольном возрасте и происходит это естествен-нее и эффективнее всего в процессе разнообразных игр и упражнений.

 Игра «Сделай так же»

     Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамиду, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.

     В комплекс занятий, направленных на развитие саморегуляции у детей с ОВЗ, включают такие упражнения:     






  • дыхательные упражнения;
  • массаж /самомассаж;
  • растяжки;
  • кинезиологические упражнения;
  • постизометрическая релаксация;
  • аутогенная тренировка.

     С помощью дыхательной гимнастики ребенок освобождается от напряжения, ограничений. В начале учим ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание.

Упражнение «Задуй свечу»

     Ребенку предлагается сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем вытянув губы в трубочку, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу.

     С целью активизации отдельных систем организма используется массаж. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разми-нание, постукивание) сочетаем с точечным воздействием на определен-ные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с макси-мальным количеством биологически активных точек – зоны кистей, стоп и зона ушной раковины.

     Прекрасный способ для снятия эмоционально-психического напряжения и одновременно повышения двигатель-ной активности - растяжки. Растяги-вание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление.

Упражнение «Бабочка летает»

     Ребенок сидит на полу, подтягивает ноги к тазу и соединяет стопы. Затем совершает плавные «взмахи» руками и согнутыми ногами 5-6 раз.

Кинезиологические упражнения, помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс обучения ребенка. При помощи кинезиологических упраж-нений мы развиваем навыки саморегу-ляции; межполушарное взаимодействие.

Упражнение «Цепочка»

     Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последова-тельно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обрат-ном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"

В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...

Новые технологии в психологии.Флэштренинг для развития навыков конструктивного общения и саморегуляции воспитанников интернатных учреждений с использованием анимационной песочницы.

Иннавационные технологии в психологии .Использование песочной  арт- терапии, песочной анимационной песочницы как один из методов  для развития навыков конструктивного общения и саморегулции ...

Статья " Как научить ребенка безопасному поведению на улице"

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситу...

Как научить ребенка писать без ошибок.

Как определить, если у ребенка дисграфия? Игры и упражнения , которые используют логопеды, и в которые можно поиграть с детьми дома. Советы родителям....

Формирование навыка самоконтроля у обучающихся с нарушенным слухом с применением методики В.М. Акименко

Данный материал будет  полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим в коррекционной школе....