«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».
методическая разработка на тему
Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_po_sluhu_i_transponirovanie.doc | 26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».
Цель методической работы:
- ознакомление преподавателей с методикой по наименее разработанной в педагогической практике вопросу - планомерному и систематическому развитию навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона.
Задачи:
- овладение наиболее широкими знаниями об этой стороне баянной методики.
- ознакомление с рекомендуемым практическим материалом, на базе которого и строится вся практическая работа в данном направлении.
- использование полученных знаний непосредственно в работе с учащимися.
Необходимое оборудование:
- наличие музыкального инструмента.
План.
1. Вводная часть. Необходимость всемерной активизации слуха уже на первоначальной стадии обучения.
2. Практические занятия, основанные на предлагаемом нотном материале.
3. Заключение.
Важнейшим условием обучения и воспитания музыкантов является всемерное развитие музыкального слуха во всех его проявлениях. Однако, в последние годы музыкальная педагогика и психология всё чаще высказывают озабоченность о том, что ныне в практике обучения игре на инструменте широко распространён метод, при котором основное внимание направляется не на всемерную активизацию слуха и музыкального мышления, а на развитие игровых движений и навыков. О порочности метода обучения, ведущего к пассивности слуха и музыкально – теоретического мышления учащихся всё чаще высказываются многие музыканты. Фиксируя основное внимание на постановочных моментах и формировании двигательных навыков, педагог в процессе разучивания учащимся нотного текста нередко ограничивается указаниями, которые фактически сводятся к усвоению нотных знаков, а не музыкальных образов произведения, как таковых. В результате усвоение нотного текста становится «зрительно – аппликатурным», а не «зрительно – слуховым». Хотя и первый вариант более простой и быстрый, но при этом слух утрачивает свою главенствующую роль. Особую опасность «двигательный» метод представляет на начальной стадии обучения и воспитания баянистов ибо, как только перед учащимся открывается путь наименьшего сопротивления, заставить его потом свернуть на путь наибольшего сопротивления становится задачей неимоверной трудности. Систематические занятия игрой по слуху на протяжении всего процесса обучения помогают развитию музыкальных способностей ученика, обогащают его мелодический и гармонический слух, ещё более развивают его музыкальную память и мышление, чувство ритма. При игре по слуху также вырабатываются и укрепляются связи музыкально – слуховых представлений и ощущения клавиатуры, что в свою очередь ведёт к большей свободе и уверенности при исполнении музыкальных произведений. Обучение по слуху и по нотам должно идти параллельно, так как одно дополняет другое и стимулирует творческое отношение ученика к музыке. Занятия в этом направлении должны входить в урок по специальности, быть частью его содержания.
Непосредственной игре по слуху должен предшествовать подготовительный период – один из наиболее кропотливых этапов работы, в течение которого учащийся музыкант получит определённые знания и умения необходимые для первоначального подбора на баяне мелодий, их гармонизации и аккомпанемента. В результате подготовительных упражнений ученик должен научиться:
1. Точно простукивать ритмическую фигуру исполняемой преподавателем мелодии.
2. Распознавать сильные и слабые доли такта и по этим признакам определять размер данной мелодии.
3. Находить наиболее устойчивый – тонический звук мелодии и определять направление её развития (вверх или вниз)
Следует приучать ученика запоминать мелодию не отдельными звуками, а построениями ( мотивами, фразами).
Материалом для подобных упражнений могут служить простые народные мелодии и популярные детские песни с небольшим звуковым диапазоном ( в объёме терции, кварты), с простым ритмическим строением. Начать можно с простой народной мелодии – попевки. Полезно будет в начале научиться находить сыгранный преподавателем на клавиатуре баяна или напетый им звук. Выбор ограничить двумя или тремя звуками, из которых надо выбрать нужный. Последующие упражнения можно усложнять.
Приведём пример решения подготовительных упражнений по подбору мелодии по слуху. Учитель исполняет простую народную мелодию-попевку.
Ученик должен после внимательного прослушивания, прохлопать или простучать ритмический рисунок мелодии.
Затем педагог должен предложить ученику, чтобы тот определил в мелодии главный устойчивый звук – тонику. Обычно мелодия завершается устойчивым звуком, и учащийся должен хорошо научиться находить устойчивые и неустойчивые звуки.
Приведём ещё несколько примеров, мелодии которых даны в объёме секунды, терции и кварты.
Количество музыкальных примеров, основанных на народных мелодиях можно пополнять, выбирая необходимое из учебников сольфеджио, песенников.
После того, как ученик начнёт уверенно подбирать и исполнять простые мелодии, целесообразно предложить ему играть их от других клавиш того же ряда клавиатуры. Такие упражнения знакомят ученика с особенностями строения клавиатуры баяна, активизируют и обостряют его музыкальный слух. Следующим этапом в работе будет подбор по слуху простейшего аккомпанемента. Использовать только тоническую и доминантовую гармонию, потом подключить и субдоминанту. На баяне и аккордеоне это делать совершенно несложно в силу конструктивных особенностей инструмента. А заниматься подбором аккомпанемента можно начинать со второго или третьего класса. К этому времени у ученика накапливается некоторый музыкальный опыт и сформировались элементы гармонического слуха. Конечно, науку об аккордах, об их связях изучают на более поздней стадии обучения. Но для гармонизации простейших мелодий самыми элементарными средствами требуется лишь минимум знаний в этой области, а именно – умение определять принадлежность звуков мелодии к аккордам основных ступеней до мажора (Т, Д, S). В более поздний период обучения педагог должен подготовить ученика к следующему:
1) знать, из каких звуков состоят аккорды основных ступеней до мажора.
2) уметь находить в мелодии и соединять в аккорды звуки основных ступеней.
3) уметь подбирать к таким аккордам басы и аккорды на левой клавиатуре.
4) знать, что в аккордах основных ступеней есть общие звуки.
Овладеть этим ученику помогают специальные упражнения, основанные на звуковом составе тонического аккорда, затем доминантового аккорда и, наконец субдоминантового. Затем можно комбинировать тонику с доминантой, субдоминантой и постепенно переходить к гармонизации мелодии всех основных степеней до мажора. При гармонизации надо напоминать ученику о том, что оканчивать мелодию надо на тонической гармонии, о том, что субдоминантовая гармония не может следовать за доминантовой.
В заключении следует сказать, что описанный этап работы является начальным, пожалуй, самым трудным, но очень важным в деле развития навыков игры по слуху. Конечно, здесь необходим индивидуальный подход к каждому ученику отдельно. Одним, более способным, достаточно будет проделать по нескольку предложенных упражнений для закрепления того или иного навыка, другим нужно увеличить из количество.
К минорному ладу следует переходить лишь после того, как ученик добился, хорошо усвоил навыки подбора по слуху в мажорном ладу. Ограничение мажорного лада тональностью до мажор на первых порах также облегчает усвоение материала.
С приобретением необходимых теоретических знаний, практических навыков и с обогащением музыкально-слуховых представлений учащийся сможет впоследствии использовать для гармонизации мелодий аккорды других ступеней, применять различные обращения аккордов, усложнять фактуру изложения аккомпанемента, правильно вести голосоведение. Важно, что таким образам ученик приобщается к творчеству, а то, что это процесс творческий, - несомненно.
Использованная литература.
1. «Баян и баянисты» (сборник статей, выпуск 5. М. Советский композитор. 1981.
2. Фридрих Липс – « Искусство игры на баяне» М. «Музыка» 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"
В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...
Презентация к открытому занятию на тему: «Техническое развитие обучающихся по классу баяна, аккордеона»
В презентации раскрываются основные принципы и методы работы над развитием и совершенствованием технического мастерства обучающихся по классу баяна, аккордеона....
"Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона" - открытый урок
Представляю открытый урок в классе ансамбль баянов и аккордеонов. Тема урока "Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона". Главной целью урока стало формирование и приминение...
Развитие слухо-интонационной сферы в классе баяна
В статье рассматривается проблема интонирования в классе баяна/аккордеона. Методы развития полифонического, гармонического, тембро-динамического и внутреннего слуха, вопросы постановки исполнительског...
Методическая разработка «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»
Методическая разработка «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»...
Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка
В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспеч...
Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работа
Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работаПри подготовке учителя музыки в общеобраз...