Информационная культура преподавателя
статья по теме
Материал посвящен проблемам формирования информационной культуры преподавателя СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_prepodavatelya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишакина Л.В.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Формирование информационной культуры сегодня следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки и переподготовки преподавателя, который должен владеть информационной культурой применительно к трем сферам деятельности: учебной, педагогической и исследовательской. И чем выше уровень информационной культуры, тем успешнее деятельность. Развитие информационной культуры становится продуктивным только в том случае, если оно реализуется как самоформирующийся процесс, как важный аспект профессионального саморазвития. Профессиональное самосовершенствование личности, осознающей и соизмеряющей свои потребности и возможности, является основой информационной культуры.
Информационная культура преподавателя является в настоящее время необходимым условием успешной педагогической деятельности. Формирование информационной культуры возможно только в процессе профессионального саморазвития.
В условиях открытой, насыщенной информационной среды современный преподаватель должен знать:
- дидактические условия эффективного применения информационных технологий в общем и профессиональном образовании;
- современные программные средства и возможности их использования в образовательном процессе;
- основы проектирования учебного процесса в среде информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выбирать программные средства для решения учебных задач;
- использовать Интернет для поиска необходимой информации;
- анализировать возможности программного обеспечения для организации образовательного процесса.
Резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники привело к необходимости определения таких личностных качеств, которые будут обеспечивать целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Совокупность этих личностных качеств определяет информационную культуру личности, как одну из составляющих общей культуры человека, объединяющей информационное мировоззрение и систему знаний и умений. Расширение информационных потребностей человека приводит к творческому содержанию деятельности, так как способность оперирования абстрактной информацией определяет манипулятивность сознания, способность к синтезу и систематизации, а значит к продуцированию знания.
Особую актуальность информационная культура приобретает для современного педагога. Информационному обществу необходим новый тип педагога – личности, обладающей творческим потенциалом, способной к профессиональному саморазвитию и критическому восприятию все увеличивающегося потока информации. Сегодня профессионально значимые качества преподавателя основываются не столько на критериях объема и полноты знания конкретного предмета, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные учебные и педагогические задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В последнее время стремительно растет наукоемкость преподавательской деятельности, появилась необходимость работы с большими потоками информации, включения фундаментальных знаний в структуру педагогической деятельности, повышения уровня образовательной подготовки педагогов.
Развитие и саморазвитие информационной культуры большинства преподавателей во многом происходит стихийно. При этом проблемы для преподавателей различных уровней образования могут быть определены во всем спектре информационной и компьютерной безграмотности: от неумения пользоваться современными информационными технологиями даже на элементарном уровне поиска до отсутствия навыка использования информационных технологий для решения профессиональных задач; от отсутствия четкого целеполагания и системности в деятельности до неумения структуризации излагаемого материала и его представления с использованием информационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"
Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...
Информационная культура на уроках спецдисциплин
Статья "Информационная культура на уроках спецдисциплин" и презентация к ней посвящена информационной культуре педагога и использованию средств ИКТ на уроке "Калькуляция и основы бухгалтерского учета"...
Дубик АС Основные задачи формирования информационной компетентности преподавателей
Статья (доклад) на конференцию КИНПО (декабрь 2012)...
Доклад к методическому совету «Преподаватель и информационная культура»
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ
Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, так...
Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020
Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...