Информационная культура преподавателя
статья по теме

Материал посвящен проблемам формирования информационной культуры преподавателя СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_kultura_prepodavatelya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Мишакина Л.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Формирование информационной культуры сегодня следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки и переподготовки преподавателя, который должен владеть информационной культурой применительно к трем сферам деятельности: учебной, педагогической и исследовательской. И чем выше уровень информационной культуры, тем успешнее деятельность. Развитие информационной культуры становится продуктивным только в том случае, если оно реализуется как самоформирующийся процесс, как важный аспект профессионального саморазвития. Профессиональное самосовершенствование личности, осознающей и соизмеряющей свои потребности и возможности, является основой информационной культуры.

Информационная культура преподавателя является в настоящее время необходимым условием успешной педагогической деятельности. Формирование информационной культуры возможно только в процессе профессионального саморазвития.

В условиях открытой, насыщенной информационной среды современный преподаватель должен знать:

  • дидактические условия эффективного применения информационных технологий в общем и профессиональном образовании;
  • современные программные средства и возможности их использования в образовательном процессе;
  • основы проектирования учебного процесса в среде информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выбирать программные средства для решения учебных задач;
  • использовать Интернет для поиска необходимой информации;
  • анализировать возможности программного обеспечения для организации образовательного процесса.

Резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники привело к необходимости определения таких личностных качеств, которые будут обеспечивать целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Совокупность этих личностных качеств определяет информационную культуру личности, как одну из составляющих общей культуры человека, объединяющей информационное мировоззрение и систему знаний и умений. Расширение информационных потребностей человека приводит к творческому содержанию деятельности, так как способность оперирования абстрактной информацией определяет манипулятивность сознания, способность к синтезу и систематизации, а значит к продуцированию знания.

Особую актуальность информационная культура приобретает для современного педагога. Информационному обществу необходим новый тип педагога – личности, обладающей творческим потенциалом, способной к профессиональному саморазвитию и критическому восприятию все увеличивающегося потока информации. Сегодня профессионально значимые качества преподавателя основываются не столько на критериях объема и полноты знания конкретного предмета, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные учебные и педагогические задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В последнее время стремительно растет наукоемкость преподавательской деятельности, появилась необходимость работы с большими потоками информации, включения фундаментальных знаний в структуру педагогической деятельности, повышения уровня образовательной подготовки педагогов.

Развитие и саморазвитие информационной культуры большинства преподавателей во многом происходит стихийно. При этом проблемы для преподавателей различных уровней образования могут быть определены во всем спектре информационной и компьютерной безграмотности: от неумения пользоваться современными информационными технологиями даже на элементарном уровне поиска до отсутствия навыка использования информационных технологий для решения профессиональных задач; от отсутствия четкого целеполагания и системности в деятельности до неумения структуризации излагаемого материала и его представления с использованием информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"

Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...

Информационная культура на уроках спецдисциплин

Статья "Информационная культура на уроках спецдисциплин" и презентация к ней посвящена информационной культуре педагога и использованию средств ИКТ на уроке "Калькуляция и основы бухгалтерского учета"...

Доклад к методическому совету «Преподаватель и информационная культура»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЖ

Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, так...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...