Дубик АС Основные задачи формирования информационной компетентности преподавателей
статья на тему

Дубик Андрей Сергеевич

Статья (доклад) на конференцию КИНПО (декабрь 2012)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Дубик А.С., преподаватель информатики

ОБОУ СПО Курский монтажный техникум

XXI век справедливо называют веком информационных технологий. Меняется мир, с ним вместе меняется и система образования, стараясь как сохранить лучшее, так и получить новое. Информационно-цифровые технологии не только дают новые возможности, но и предъявляют новые требования.

В рамках реализации  программы информатизации системы образования России идёт постепенное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Усиление роли информационных, компьютерных, телекоммуникационных и интерактивных технологий в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции работников образования. Умение применять указанные технологии для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

Информационно-коммуникационные технологии и созданные на их базе технические средства позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удалённых друг от друга. В идеальной ситуации для профессионального взаимодействия педагогов в сети необходимы знания, умения и навыки использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения в сочетании с  информационно-коммуникационными технологиями и наоборот.

Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий ведет к повышению требований и к уровню информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в системе образования.

Думаю, сейчас необходимо попытаться разобраться с тем, что можно подразумевать под «информационно-коммуникационной компетентностью педагогических работников».

В самых общих словах компетентность – это способность человека к решению опреде ленного класса задач и наличие у него ряда личностных качеств в сочетании с необходимым запасом знаний и умений. В таком случае педагогиче ская информационно-коммуникационная компьютерная ком петентность – это способность педагога использовать цифровые технологии, средства коммуникации и/или сетей для доступа, управления, интегрирования, оценки и создания информации обра зовательного назначения в целях эффективного профессионального функционирования в существующей информационно-образова тельной среде.

Данное определение отражает понимание педагогической информационно-коммуникационной компьютерной компетентности как изменяющейся во времени и позволяющей из мерять различные ее аспекты, начиная с минимально необходимых умений до тех, которые приводят к трансформации уровня квали фикации. Уровень педагогической информационно-коммуника ционной компьютерной компетентности зависит не только от каче ства знаний, умений и навыков работы с информацией, но и от пси хологической и профессиональной готовности преподавателя к ра боте с информационно-технологическими средствами.

Можно выделить две стороны педагогической информационно-коммуникационной компьютерной компетентности. Первая – это знания, которыми должен владеть преподаватель. Уровень этих знаний можно проверить на соответствие тем или иным стандартам (индикаторам) и оценить количественно. Вторая сторона связана с тем, что педагогическая информационно-коммуникационная компьютерная компетентность является качественной характе ристикой личности и, следовательно, не может быть представлена в виде числовых данных.

Сегодня все больше педагогов используют информационно-компьютерные технологии как средство повышения эффективности своей профессиональной деятельности. Официальное признание и сертификация приобретенных ими (нередко самостоятельно) знаний и профессиональных навыков – один из лучших способов стимулировать желание продолжать профессиональное развитие, реальная возможность дать каждому педагогу почувствовать себя вознагражденным за свой труд.

В соответствии со всем вышесказанным, считаю, что можно попытаться выделить следующие основные задачи в формировании информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников:

  • иметь представление об основных направлениях информатизации образования как в рамках государства, так и своего учебного заведения;
  • сформировать для себя компетенции в области использования возможностей современных средств информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности в сочетании традиционными методическими и педагогическими подходами;
  • раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения;
  • познакомиться с современными приемами и методами использования средств информационно-компьютерных технологий при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Одним из направлений моей работы как преподавателя информатики и работника информационно-вычислительного центра техникума является внедрение в учебный процесс информационных технологий, мультимедийного оборудования и технических средств обучения. Применительно к использованию в обучении информационных технологий хотелось бы выделить следующие общие компетенции преподавателей, и тут же привести примеры реализации этих компетентностей. Сразу хочу сказать, что речь идет о преподавателях, которые по роду деятельности не связаны с преподаванием информатики.

Компетентность «знание и умение использовать типовое программное обеспечение для создания учебно-методических материалов». По ряду общепонятных причин наиболее популярным средством является пакет Microsoft Office различных версий и «стандартный» набор программного обеспечения. Тут следует отметить, что наиболее активно используется средства MS Word – к примеру, для создания учебных планов, рабочей учебной программы дисциплины, календарных планов, тематики контрольных и курсовых работ, лекций, семинаров, лабораторных работ, списка учебной литературы и т.п., а также MS PowerPoint как инструмент визуализации и структуризации учебного материала (лекции, семинара). Менее активно используется MS Excel – как правило, практически только для проведения каких-либо расчетов, построения сложных таблиц и графиков. Также отмечу достаточное активное использование стандартного графического редактора Paint для редактирования изображения, и стандартного средства Windows Movie Maker для создания простых видеороликов.

Компетентность «использование ресурсов сети Интернет и дополнительных источников информации для подготовки учебно-методических материалов». По этой компетенции следует отметить использование учебно-методических материалов, взятых с сайтов:

  • window.edu.ru «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
  • school-collection.edu.ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»;
  • fcior.edu.ru «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»;

Достаточно активно используются материалы, предоставленные в Википедии ru.wikipedia.org, а также других сайтах и интернет-ресурсах.

Отдельно стоит отметить использование учебно-методических материалов, размещенных на различных носителях – как CD-DVD –дисках, флэш-накопителях, так и обычных видеокассетах и тп. Используются всевозможные энциклопедии, мультимедиа-издания, обучающие программы, а также видеофильмы.

Компетенция «использование технических средств обучения, мультимедиа-оборудования в сочетании с информационными технологиями при проведении учебных занятий». В данный момент в качестве технических средств обучения выступают компьютеры (либо ноутбуки), в сочетании с каким-либо средством отображения информации – широкоформатным монитором или телевизором, проектором, либо интерактивной доской. К сожалению, «сдерживающим фактором» данной компетенции является непосредственное наличие технических средств обучения, имеющихся в распоряжении информационно-вычислительного центра техникума, методического кабинета и учебных кабинетов и лабораторий техникума.

Компетенция «систематическое использование компьютерного тестирования как средства контроля знаний». На текущий момент, пожалуй, самым удобным средством для компьютерного тестирования, имеющегося в распоряжении техникума, является программа TestMaster, которая позволяет преподавателям самостоятельно разрабатывать тестовые материалы и проводить компьютерное тестирование. Тесты, созданные с помощью TestMaster, активно используются для тестирования и оценки зданий студентов, а также преподавателей и сотрудников техникума. Также следует отметить использование для оценки знаний также и тестовые материалы, представленные, к примеру, на сайте ФЦИОР или аналогичных.

Развивать и совершенствовать свои компетенции педагогическим работникам зачастую приходится как самостоятельно, столкнувшись с необходимостью и целесообразностью использования в своей деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, технических средств обучения, мультимедиа-оборудования и тп., так и под непосредственным руководством и контролем методической службы, преподавателей информатики и сотрудников информационно-вычислительного центра.

Однако не стоит забывать, что при любой степени информатизации и компьютеризации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит именно преподавателю, а информационно-коммуникационные технологии, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощниками. И в тоже время самый высокий уровень информатизации и компьютеризации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье рассматривается вопрос о повышении компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе совремнных информационных технологий. Процесс подготовки специалистов в средних специаль...

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....

Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...

Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности

В статье рассматривается вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности преподавателей в направлении формирования эстетической потребности у студентов. Даны данные анкетирования профе...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...