Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
план-конспект урока на тему
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК? говорит. Есть так называемые лингвоинтенсивные профессии...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_i_kulture_rechi.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку и культуре речи
Тема. Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).
Цели: обучать эффективному деловому общению, развивать навыки речевых умений, воспитывать вежливость.
Оборудование: ключевые слова, таблички, рисунки.
Ход урока.
- Организация класса к уроку.
- Актуализация прежних знаний.
1. Вводное слово учителя.
– Мы изучаем тему «Текст как речевое произведение». Ключевые компоненты данного понятия: тема, идея, цепная связь, параллельная связь, тип текста, стиль текста.
(фронтальный опрос по теме)
Выполняли задания на подбор готовых текстов и на составление собственных текстов. Как вам известно, две основные коммуникативные цели, а именно получение и сообщение информации, реализуются в ходе порождения и восприятия разных текстов. Для сравнения нам понадобится два текста.
- Работа над текстами.
а)текст- восприятие:
Слово «витамин»- международный термин, образованный от латинского «вита»(жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни.(из учебника)
б)текст- порождение- составить текст по заданной теме «Почему в слове витамин вторая буква и? (устно)
3. Работа с памяткой «Как готовиться к устному высказыванию»
– Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с правилами, конкретизировать речевой жанр.
Как готовиться к устному высказыванию
1.Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания.
3. Соберите или отберите необходимый материал.
4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании(повествование, описание, рассуждение) ?Почему?
5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).
6. Составьте план.
7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
III. Объяснение нового материала.
- Определение понятия «речевой жанр»
- Речевой жанр-это динамическая структурная модель, которая может воплощаться в некотором множестве конкретных текстов(устных и письменных),имеющих определённую цель, обусловленных определённой ситуацией общения в пределах той или иной общественно-коммуникативной сферы, обладающих устойчивыми тематическими структурными, композиционными и языковыми признаками. Т.е. одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Иными словами, всё зависит от того,
Кто? Где? Кому? Зачем? Почему? Как?
говорит
2. Работа по таблице «Жанры устно-делового, устно- разговорного стилей»
литературно-разговорный | речь образованных людей в учебном заведении, в деловом, производственном общении, в культурных учреждениях; |
разговорно- бытовой | речь в домашних условиях, на отдыхе, на улице и т.д. |
ораторский стиль | публичная речь на конференциях, собраниях; лекции, доклады и пр. |
грубо-разговорный стиль или просторечие | речь в быту, на работе, в среде малообразованных людей, жаргоны. |
(первый пункт оставляем, остальные убираем)
3. Объявление целей урока
-Современная жизнь диктует свои жанры. Наиболее востребованными сегодня являются :
- деловые переговоры,
- деловое совещание,
- деловая беседа.
- поговорим о некоторых аспектах речевой культуры.
4. Беседа с эвристическими вопросами.
-Ответим на вопрос – кто говорит? В каких профессиях нужны умения хорошо говорить, выступать перед слушателями?(ответы)
-Оказывается, есть так называемые лингвоинтенсивные профессии: чиновники всех рангов, врачи, юристы, продавцы, работники связи, транспорта, стражи порядка и , конечно, педагоги.
Вопрос - где говорим? - тоже не простой. Ответы- работа, дом, улица, театр, конференция, в гостях и т.д. Речь человека не должна зависеть от места пребывания.
С кем приходится общаться? Конкретно для педагога собеседником может быть- ребёнок, родители, начальство и т.д. В зависимости от этого выбирается стиль общения с учётом пола, возраста, национальности, вероисповедания, профессии и социального статуса. Каждый стиль подчиняется определённому этикету. Этикет - разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения( в русском языке- свыше 40 выражений на все случаи жизни, а в японском- свыше 50).
IV. Практикум. Культура разговора.
-Итак, мы ответим на последний вопрос - как говорить, выполняя речевые задачи.
Первая задача.
Представьте, что на ваш звонок вы слышите с другого конца провода: Алло! Какие варианты начала разговора из проводимых ниже вы выберете?
1.Кто говорит?
2.Это кто?
3.Мне Лену Иванову.
4.Здравствуйте, можно Лену Иванову?
5.Здравствуйте, вам звонит Аня Петрова (дождаться ответного приветствия, сделать паузу);попросите , пожалуйста, к телефону Лену Иванову.
6.Здравствуйте, вас беспокоит Аня Петрова; можно попросить Лену?
7. Мне Иванову, срочно!
8. Позовите, пожалуйста, Лену.
Вторая задача.
Обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, предложением,вопросом, учитывая данные ответы.
1-……………………………………
-Конечно, помогу. О чём разговор?!
2.-……………………………………
-Спасибо! Обязательно прочитаю.
3………………………………………
-С удовольствием.
4………………………………………
-Сегодня , к сожалению, не могу. Никак.
Третья задача.
Перед вами- картинки(президент, генерал, министр,директор; старик, девочка, мальчик, взрослый мужчина, женщина). Какие формы обращения им подойдут?
Четвертая задача.
Найдите и исправьте ошибку.
-Мужчина, если вам не трудно, подвиньтесь ,пожалуйста.
-Женщина, у вас не найдётся , чем записать?
Пятая задача.
Если вы не знаете, как зовут собеседника, как начинать разговор?
(будьте любезны, будьте добры, извините, простите ).
Шестая задача.
Если в вашем кабинете кто-то сидит, а вам звонят, то отвечать ли на звонки? Ваши действия.
Седьмая задача.
Если ваш собеседник слишком много говорит, и вы устали его слушать или вы не можете больше говорить, как прекратить разговор, не обидев собеседника?
Восьмая задача.
Если вам кажется , что разговор может затянуться, то с чего начать разговор? («У вас есть сейчас время для разговора?»)
Девятая задача.
12 часов ночи. Телефонный звонок:
-Будьте добры, позовите Мишу (Машу). Ваша реакция.
V. Итог урока.
-В умной беседе ума наберёшься, в глупой - свой растеряешь, гласит пословица. Для педагогов, занимающихся обучением детей правилам поведения, необходимо знать правила речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по дисциплинам «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Русский язык и культура речи»
Тема урока "Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском языке".Цели урока:образовательные: науч...
разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"
В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН лучше проводить в конце из...
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с
Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...
Урок-экспресс по русскому языку и культуре речи
Новая форма проведения урока помогает обучающимся легче, интереснее освоить тему урока....
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...