Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
план-конспект урока на тему

Галиева Илфания Мусавировна

 

 

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? ПОЧЕМУ? КАК? говорит. Есть так называемые лингвоинтенсивные профессии...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_i_kulture_rechi.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку и культуре речи

Тема. Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).

Цели: обучать эффективному деловому общению, развивать навыки речевых умений, воспитывать вежливость.

Оборудование: ключевые слова, таблички, рисунки.

Ход урока.

  1. Организация класса к уроку.
  2. Актуализация прежних знаний.

1. Вводное слово учителя.

– Мы изучаем тему «Текст как речевое произведение». Ключевые компоненты данного понятия: тема, идея, цепная связь, параллельная связь, тип текста, стиль текста.

(фронтальный опрос по теме)

Выполняли задания на подбор готовых текстов и на составление собственных текстов. Как вам известно, две основные коммуникативные цели, а именно получение  и сообщение информации, реализуются в ходе порождения и восприятия разных текстов. Для сравнения нам понадобится два текста.

  1. Работа над текстами.

а)текст- восприятие:

Слово «витамин»- международный термин, образованный от латинского «вита»(жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни.(из учебника)

б)текст- порождение- составить текст по заданной теме «Почему в слове витамин вторая буква и? (устно)

3. Работа с памяткой «Как готовиться к устному высказыванию»

– Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с правилами, конкретизировать речевой жанр.

Как готовиться к устному высказыванию

1.Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании(повествование, описание, рассуждение) ?Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).

6. Составьте план.

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.

III. Объяснение нового материала.

  1. Определение понятия «речевой жанр»

- Речевой жанр-это динамическая  структурная модель, которая может воплощаться  в некотором множестве  конкретных текстов(устных и письменных),имеющих определённую цель, обусловленных определённой ситуацией общения в пределах той или иной общественно-коммуникативной сферы, обладающих  устойчивыми тематическими структурными, композиционными и языковыми признаками. Т.е. одна и та же тема может  передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Иными словами, всё зависит от того,

Кто? Где? Кому? Зачем? Почему? Как?

                               говорит

2. Работа по таблице «Жанры устно-делового, устно- разговорного  стилей»

литературно-разговорный

речь  образованных людей в учебном заведении, в деловом, производственном общении, в культурных учреждениях;

разговорно- бытовой

речь в домашних условиях, на отдыхе, на улице и т.д.

ораторский стиль

публичная речь на конференциях, собраниях; лекции, доклады и пр.

грубо-разговорный стиль или просторечие

речь в быту, на работе, в среде малообразованных людей, жаргоны.

(первый пункт оставляем, остальные убираем)

3. Объявление целей урока

-Современная жизнь диктует свои жанры.  Наиболее востребованными сегодня являются :

  • деловые переговоры,
  • деловое совещание,
  • деловая беседа.

- поговорим о некоторых аспектах речевой культуры.

4. Беседа с эвристическими вопросами.

-Ответим на вопрос – кто говорит? В каких профессиях  нужны умения хорошо говорить, выступать перед слушателями?(ответы)

-Оказывается, есть так называемые лингвоинтенсивные профессии: чиновники всех рангов, врачи, юристы, продавцы, работники связи, транспорта, стражи порядка и , конечно, педагоги.

Вопрос - где говорим? - тоже не простой. Ответы-  работа, дом, улица, театр, конференция, в гостях и т.д. Речь человека не должна зависеть от места пребывания.

С кем приходится общаться? Конкретно для педагога собеседником может быть- ребёнок, родители, начальство и т.д. В зависимости от этого выбирается стиль общения с учётом пола, возраста, национальности, вероисповедания, профессии и социального статуса. Каждый  стиль подчиняется определённому этикету. Этикет - разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения( в русском языке- свыше 40 выражений на все случаи жизни, а в японском- свыше 50).

IV. Практикум. Культура разговора.

-Итак, мы ответим на последний вопрос - как говорить, выполняя речевые задачи.

Первая задача.

Представьте, что на ваш звонок вы слышите с другого конца провода: Алло! Какие варианты начала разговора из проводимых ниже вы выберете?

1.Кто говорит?

2.Это кто?

3.Мне Лену Иванову.

4.Здравствуйте, можно Лену Иванову?

5.Здравствуйте, вам звонит Аня Петрова (дождаться ответного приветствия, сделать паузу);попросите , пожалуйста, к телефону Лену Иванову.

6.Здравствуйте, вас беспокоит Аня Петрова; можно попросить Лену?

7. Мне Иванову, срочно!

8. Позовите, пожалуйста, Лену.

Вторая задача.

Обратитесь  к собеседнику с просьбой, советом, предложением,вопросом, учитывая данные ответы.

1-……………………………………

-Конечно, помогу. О чём разговор?!

2.-……………………………………

-Спасибо! Обязательно прочитаю.

3………………………………………

-С удовольствием.

4………………………………………

-Сегодня , к сожалению, не могу. Никак.

Третья задача.

Перед вами- картинки(президент, генерал, министр,директор; старик, девочка, мальчик, взрослый мужчина, женщина). Какие формы обращения им подойдут?

Четвертая задача.

Найдите и исправьте ошибку.

-Мужчина, если вам не трудно, подвиньтесь ,пожалуйста.

-Женщина, у вас не найдётся , чем записать?

Пятая задача.

Если вы не знаете, как зовут собеседника, как начинать разговор?

(будьте любезны, будьте добры, извините, простите ).

Шестая задача.

Если  в вашем кабинете кто-то сидит, а вам звонят, то отвечать ли на звонки? Ваши действия.

Седьмая задача.

Если ваш собеседник слишком много говорит, и вы устали его слушать или вы не можете больше говорить, как прекратить разговор, не обидев собеседника?

Восьмая задача.

Если вам кажется , что разговор может затянуться, то с чего начать разговор? («У вас есть сейчас время для разговора?»)

Девятая задача.

12 часов ночи. Телефонный звонок:

-Будьте добры, позовите  Мишу (Машу). Ваша реакция.

V. Итог урока.

-В умной беседе ума наберёшься, в глупой - свой растеряешь, гласит пословица. Для педагогов, занимающихся обучением детей правилам поведения, необходимо знать правила речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по дисциплинам «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Русский язык и культура речи»

Тема урока "Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском языке".Цели урока:образовательные: науч...

разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"

В своей педагогической деятельности  я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков  в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН  лучше проводить  в конце из...

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Урок-экспресс по русскому языку и культуре речи

Новая форма проведения урока помогает обучающимся легче, интереснее освоить тему урока....

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...