Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.
учебно-методический материал на тему

Ефремова Ольга Юрьевна

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихся

с ограниченными возможностями здоровья.

 

Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на педсовет709.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-                                                                 интернат»

Доклад выступления на педсовете

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

выполнила:

учитель музыки высшей квалификационной категории Ефремова О.Ю.

                               

Рязань 2014г.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихся

с ограниченными возможностями здоровья.

Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. 

    Главными задачами в познавательной деятельности на уроках музыки являются:
1. Увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, вызвать чувство патриотизма, любовь к Родине. Научить ценить красоту музыки, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
2. Развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
3. Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
4. Развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
5. Побудить к музыкальному самообразованию.

    Сущность моей работы, как учителя музыки, заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

- педагогику сотрудничества;

- проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;

- личностно-ориентированных;

- информационно-коммуникативных;

- игровых.

    Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

    Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

    Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в школе.

    Поиски путей развития познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать все, кто работает с детьми.

    Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

    Важным в развитии познавательной деятельности является создание эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

    Успешные результаты в развитии познавательной деятельности могут быть достигнуты на любых учебных предметах и весьма успешно развиваются на уроках музыки.

    При выполнении различных познавательных заданий повышается интерес к предмету - это и есть основа учебного процесса. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Наличие интереса к предмету способствует повышению успеваемости, активности, самостоятельности учеников, усвоению новых, более полных и глубоких знаний.

    Немаловажное место в своей работе с учениками я уделяю применению технологии «педагогика сотрудничества», адаптируя ее к работе с младшим и средним  звеном учащихся коррекционной школы.

    Музыка - это тот предмет, на котором без взаимодействия и сотрудничества просто невозможно обойтись. Здесь необходимо не только уметь заинтересовать предметом, но и раскрыть перед учащимися великую воспитательную силу искусства, способного изменить общество, и указать на его пороки и недостатки. Используя во время общения с ребятами различные средства, методы, способы организации взаимодействия и сотрудничества можно разрешить самые сложные ситуации, связанные как с образовательным процессом, так и во внеурочной деятельности. Также необходимо постоянно стимулировать интерес учащихся к изучению предмета (рассказать интересные истории, связанные с известными людьми; не забывать говорить слова благодарности за проделанную совместную работу, применять методы поощрения), развивать их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, а также творчество.

    Для того чтобы учебный материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно постигать музыкальный мир искусства, музыкальную жизнь, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю технологию проблемного обучения.

    Суть её в том, что я стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение на поставленную учителем проблемную задачу.

    Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

    Проблемное обучение обеспечивает развитие интеллекта, творческих способностей личности, воспитание активной личности.

    На своих уроках я применяю различные формы работы с учащимися: фронтальную (при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту), работу в парах, индивидуальную и групповую. Все задания строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Виды заданий разнообразны, например:

1. В 1-2 классах я предлагаю ребятам с ограниченными возможностями здоровья задания на сравнение музыкальных инструментов, установив их сходства и различия.

2. Во 2-3 классах, слушая звучание различных инструментов, пользуясь, подготовленными карточками с изображением инструментов, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья определяют тот или иной музыкальный инструмент.

3. Успешно ученики 3-4 классов выполняют задания на выбор правильного и неправильного ответа: скрипка звучит «решительно», «ласково», «гордо», «напевно», «задорно», «твердо» (выбрать эпитеты, характеризующие звучание скрипки). Также можно выбрать другой музыкальный инструмент и подобрать к нему правильные эпитеты его звучания.

4.Определение лишнего или недостающего инструмента:например, какой инструмент лишний в оркестре, в исполнении произведения? 

С каждым годом, от одного класса к другому, задания усложняются; повторяются задания предыдущих классов, но на новом материале добавляются новые, более сложные и увлекательные.

5.В 3-4 классах увлекательным является задание на сопоставление инструмента и его названия, как русских народных инструментов, так и инструментов симфонического оркестра.

6.При обобщении темы «Музыкальная форма» в 3 классе я использую задания на установление соответствия названия музыкальной формы и схемы. В этом задании учащиеся определяют музыкальную форму: вариации, рондо, одночастную, двухчастную, трехчастную и соотносят её с рисунком. С удовольствием ребята 4 класса с ограниченными возможностями здоровья выполняют задания с разнообразными фигурками, выкладывая музыкальную форму после прослушивания музыкального произведения.

7.Учащиеся разных возрастов с большим интересом выполняют задания: на установление соответствия композитора и его произведения; на установление соответствия имени композитора и его портрета; на установление соответствия названия произведения, жанра и иллюстрации.

8.В 4, 5, 6 классах при знакомстве с той или иной темой учащиеся с большим интересом разгадывают кроссворды, в которых даётся возможность узнать самостоятельно ключевое слово, повторяя знакомые термины.

9.В 5-6 классах увлекательным заданием является «Музыкальный алфавит», где ребята должны назвать на каждую букву алфавита слова, относящиеся к музыке.

10. В начальном звене (1-4 классы) я предлагаю ребятам стать композиторами и сочинить музыку, подобрав музыкальные средства выразительности, которые будут соответствовать  иллюстрациям  картин, стихотворениям,  подобрать самим название произведению, угадать, кого и что изобразила музыка, нарисовать музыку, сочинить мелодию к поэтическому тексту, сочинить танцевальные движения на услышанную музыку, отгадывание музыкальных кроссвордов.

11. При изучении в начальных классах темы «Музыкальные инструменты», я предлагаю ребятам работу с дидактическим материалом. Даю задания в игровой форме: собрать русский народный  или симфонический оркестр по карточкам-картинкам, собрать инструменты по группам оркестра, собрать инструмент по слогам, сравнить два контрастных музыкальных произведения по средствам выразительности.

12. При изучении темы  в 6 классе «Образ природы в музыке и живописи» я включаю задания, на сравнение произведений искусств,  нахождения общего в  средствах  выразительности.

13. При изучении темы «Игра на детских музыкальных инструментах»,  учащимся предлагаются творческие  задания, учитывая индивидуальные и возрастные особенности: подобрать музыкальные инструменты к героям сказки, сочинить простую мелодию, музыкальную сказку, нарисовать тот или иной инструмент, придумать ритмическую последовательность.

     В области обучения игре на детских музыкальных инструментах, проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие самостоятельной деятельности  и поиска новых приёмов и техники игры на инструментах. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяется. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути творческого  познания, но и учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках музыки и внеклассной работе.

    Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, интуицию. В результате выполнения заданий обучающиеся учатся анализировать, повторять, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и оценивать, различать и распознавать, выявлять и сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т. д. Поэтому главная задача в моей деятельности - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

    Таким образом, систематическое выполнение заданий оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на развитие познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Всё это создает условия для формирования познавательной деятельности обучающихся и повышения интереса к предмету.

    В своей работе я использую и  информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках музыки с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет мне:

- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- повысить мотивацию к учению, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;

- развивать наглядно – образное мышление;

- индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разно уровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;

- успешно организовать учебную деятельность учащихся.

    Мультимедийную презентацию я использую на разных этапах урока:

1. При повторении пройденного материала я провожу игры - викторины, кроссворды, ребусы, тесты, загадки; использую материал для самопроверки с использованием портретов композиторов и разнообразных иллюстраций;

2. При объяснении нового материала демонстрирую иллюстрационный ряд к уроку:  портреты композиторов, художников, поэтов, иллюстрации музыкальных инструментов; использую видео сюжеты, видео экскурсии в природу, картинные галереи; сообщаю интересные факты и сведения по теме урока и т.п.

3. Для закрепления и обобщения музыкального материала я готовлю для ребят мультимедийные творческие задания, упражнения, игры, загадки.

   Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными, позволяют значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. 

    Также в своей работе я применяю игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.    

    Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к урокам и внеклассным занятиям. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения, ответов. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение уроков в игровой форме доставляет моим ученикам большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения музыкального материала и вокально-инструментального репертуара.

    Большой интерес у учащихся младшего и среднего звена вызывают  игровые ситуации на внимание, память. Например: «Найди ритм к определённой песне» ( по карточкам ), «Повтори ритм», «Сочини свой ритм», «Сочини музыкальную сказку», «Отгадай инструмент по тембру», «Угадай жанр», «Угадай мелодию», «Нарисуй услышанную музыку» и т.п.

При повторении и закреплении музыкального материала,  я использую загадки, которые дети очень любят. Например: загадки об инструментах, средствах музыкальной выразительности, кроссворды по теме. А также  игра «Оркестр»,  «Мы - музыканты», игры с картинками и карточками.

    Играя в дидактические игры, учащиеся повторяют и на практике закрепляют полученные знания по изучаемой теме.

   Использую игровые формы обучения, которые также вызывают большой интерес у школьников.  На уроках музыки я использую микрофоны и они всегда включены. Ребята сами подходят, включают их и поют. Проводится игра «Слушатель- исполнитель». У ребят пробуждается фантазия, воображение, усиливается восприятие окружающего мира. Создаётся положительный эмоциональный фон деятельности,  увеличивается  творческая активность.

     Я стараюсь использовать нестандартные формы уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-музыкальная викторина, урок-концерт, урок-игра, а также использую различные задания, направленные на развитие творческих способностей. 

    Игра в школьном возрасте на уроках музыки воспитывает, расширяет кругозор, развивает мышление, внимание, память, речь. Использование игрового метода в познавательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

    В моей работе не обходиться и без применения технологий личностно-ориентированного развивающегося обучения.

    Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки и во внеклассной работе (кружковая деятельность) способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

    Я использую индивидуальную, парную, групповую форму работы на уроке, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении упражнений, заданий учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания в различных видах деятельности. А также учащиеся проявляют свои творческие способности.      

    Творческое проявление может быть реализовано в пении, в освоении музыкальных инструментов. Я направляю поиски детей на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения.

    ВЫВОД: Таким образом, выбранные мной образовательные технологии создают эффективные условия для развития познавательной деятельности и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения, которое помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Векторные снежинки / Vector snowflakes " NIFIGA-SEBE.RU - фотографии, клипарты, вектор, картинки и шаблоны

Открытки - игрушки

Доклад выступления на педсовете 29.12.2014г. учителя музыки Ефремовой О.Ю.

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Сущность моей работы, как учителя музыки, заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий. Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса. Также в своей работе я применяю игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.  В моей работе не обходиться и без применения технологий личностно-ориентированного развивающегося обучения. Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки и во внеклассной работе (кружковая деятельность) способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

    ВЫВОД: Таким образом, выбранные мной образовательные технологии создают эффективные условия для развития познавательной деятельности и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения, которое помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Статья по теме: Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.

Активизация обучающихся в процессе учебной практики способствует самостоятельному и творческому выполнению ими работ под руководством мастера производственного обучения. Сам процесс учебной практики н...

Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время

Воспитать у обучающихся глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.   ...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...

Эффективность преподавания ОБЖ через активизацию познавательной деятельности обучающихся 1 курса»

      Проблема современного обучения – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегруз...

Презентация на тему: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях очного и дистанционного обучения"

В презентации показана активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях очного и дистанционного обучения ....