Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана
статья на тему

Мухамеджанова Зоя Бахытжановна

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования и, тем самым объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира, где национальные инновационные системы уже успешно функционируют. Многие технологически развитые страны (США, страны Европейского союза, Южная Корея и Япония) двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетие и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Как показывает история, основой успеха данных страны является уделение большого внимания методологической и организационнойй подготовки кадров  в сфере инновационного менеджмента и малого инновационного предпринимательствая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана

Мажитов Д., студент 2-го курса

Колледжа инновационных технологий, Астана

Научный руководитель: Мухамеджанова З.Б., преподователь профессионального казахского языка

Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

Бернард Шоу

 

Введение

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования и, тем самым объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира, где национальные инновационные системы уже успешно функционируют. Многие технологически развитые страны (США, страны Европейского союза, Южная Корея и Япония) двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетие и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Как показывает история, основой успеха данных страны является уделение большого внимания методологической и организационнойй подготовки кадров  в сфере инновационного менеджмента и малого инновационного предпринимательствая.

Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана

В настоящее время Президент и Правительство Республики Казахстан уделяют большое внимание реструктуризации экономики и преданию ей инновационного характера развития. Такой подход заложен в ключевых программных документах страны, включая послание главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года.

Под инновациями понимаются технологии, идеи, разработки, которые при внедрении дают качественный толчок развития производства  и, как следствие, рост его прибыли, а также меняющие уровень жизни населения в лучшую сторону.

Инновационное развитие экономики требует новых подходов в подготовке кадров как для производственных, так и научных нужд.  Молодые специалисты, приходящие на предприятие не только должны иметь хорошую научную и технологическую подготовку, но также и должны быть готовы к внедрению  новых технологий с целью увеличения прибыли. Продвижение технологий на рынке требует глубоких научных знаний, которые возможно получить только на базе ведущих университетов.

Образовательный потенциал наших казахстанских университетов известен далеко за пределами нашей страны. Так, согласно данным агентства QS World University Rankings по итогам прошлого года позиции, занимаемые некоторыми отечественными вузами, котируются не выше 400-го места. В то время как 3 года назад все казахстанские университеты находились в кластере между 501–600-м местом, а в 2008-м ни одного отечественного университета в рейтинге вообще не было. Однако, эти же данные показывают другую статистику – наивысшие позиции в рейтинге занимают университы Казахстана, которые в основном готовят специалистов по естественно-научным и гуманитарным специальностям, а те отечественные институты, где в основном преподаются технические и прикладные дисциплины находяться далеко позади мировых вузов.

 В этой связи, видиться целесообразным внедрение на естественнонаучных факультетах казахстанских университетов факультативного курса «Основы инновационной деятельности». Этот общеобразовательный курс должен дать представление об особенностях инновационной деятельности, заинтересовать студентов, показать существующие возможности в области коммерциализации результатов научной деятельности.

Учебный план должен предусматривать общие курсы в области инновационной экономики, методов исследования рынка, менеджмента, а также специальные курсы по коммерциализации результатов исследований и разработок (правовое регулирование охраны интеллектуальной собственности и патентные технологии получения охранных документов, технология разработки бизнес-плана, управление интеллектуальной собственностью, основы коммерциализации технологий, жизненный цикл высокотехнологического товара, технологический аудит, финансовый анализ инновационных проектов, трансфер технологий, создание малой фирмы и управление ее развитием и др.).

Неотъемлемой частью программ также должна быть стажировка на одном из предприятий наукоемкого бизнеса, в процессе которой осуществляется подготовка конкретного бизнес-проекта, который защищается в качестве выпускной работы.

Таким образом, студенты, прошедшие инновационную подготовку будут обладать не только базовыми научно-техническими, но и основами экономических знаний в контексте современных инновационно-технологических тенденций. Это соответствует требованиям, вытекающим из реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития до 2015 года и межотраслевом научно-технологическом плане до 2020 года.

Заключение

Естественнонаучное образование занимает особое место в формировании объективного научного взгляда учащихся на окружающий мир. Оно является фундаментом и стратегическим ресурсом для обеспечения научно-технического развития любой страны. Учитывая высокий научно-исследовательский потенциал естественнонаучного образования Казахстана, внедренние предметов инновационного менеджмента позволит внести существенный вклад в решении задач индустриально-инновационного развития страны. 

Список литературы

  1. Послание главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года.
  2. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2011-2013 года.
  3. Альтшулер Ю.Б. Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школытема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02.
  4. Лапинова С.А., Плехова Ю.О. Бизнес-инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа модернизации экономики. В кн.: Инновационное развитие современных социально-экономических систем. Всероссийская научно-практическая конференция (2011, Волгоград). Волгоград; М.: Центр прикладных научных исследований, 2011.
  5. Семыкина Ю. «Новые горизонты». Журнал Центр Азии,  Алматы, №7-8 (44-45), 2011.
  6. QS World University Rankings. Рейтинг университетов мира 2012-2013. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"

Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....

Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки студентов к промежуточной аттестации по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая тетрадь для организации самостоятельной работы обучающихся, дает возможность подготовиться к промежуточному и итоговому контролю знаний, сформировать навыки управленческой деятельно...

доклад на тему: «Использование психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальностей»

Данная публикация содержит информацию об использовании психолого-педагогических принципов Д.Б.Эльконина в подготовке студентов творческих специальнотей....

Проблемы практической подготовки студентов по специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис»

Таким образом, для практической подготовки студентов по специальностям «Туризм» и «Гостиничный сервис» необходимо использовать различные виды занятий:- работа со схемами  и картами для лучшего ор...

Методическое пособие для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского дело, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки»

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского отделения, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки» и содержит ма...

Подготовка студентов разных специальностей к WorldSkills по компетенции «Технологии моды»

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает всё большую силу, и оно направлено на повышение престижа рабочих профессий и квалификации работников, на привлечение молодежи в производственные се...