Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы
статья на тему
Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студентов ценностных ориентации будет успешным в условиях определенным образом организованного обучения. Основная идея педагогической деятельности автора заключается в необходимости формировании у будущего специалиста педагогического профиля социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества. Фундаментом реализации этой идеи является включение студентов 1-2 курсов в особым образом организованное образовательное пространство общественных дисциплин в условиях колледжа. Процесс реализации педагогической идеи осуществлялся в совокупности интегрированных учебных занятий, технологии проблемного обучения и интерактивных технологий. Опыт работы в данном направлении был представлен на региональном конкурсе педагогических работников "Год учителя закончился, век учителя настал" и удостоен Диплома 1 степени в номинации "Гражданская позиция".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист | 13.66 КБ |
содержание | 15.27 КБ |
опыт работы | 183 КБ |
приложение | 43.5 КБ |
приложение | 92.5 КБ |
презентация 1 | 720.36 КБ |
презентация 2 | 603.08 КБ |
презентация 3 | 699.93 КБ |
презентация 4 | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Камчатского края
КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»
Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве
общественных дисциплин
(опыт работы преподавателя общественных дисциплин
город Петропавловск-Камчатский - 2012 г.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Актуальность, целевое назначение и задачи 6
Описание опыта работы 8
- Социализация личности студента через преподавание общественных дисциплин 8
- Потенциал внеучебной деятельности по общественным дисциплинам – важнейшее условие социализации студентов в условиях колледжа 15
Результаты работы 17
Ресурсное обеспечение 18
Литература 19
Приложения 21
Предварительный просмотр:
Систему ценностей не выдумывают, системой ценностей
живут, она - суть опыта человека, плод личностного труда
И. Борисенко
Пояснительная записка
Важнейшей задачей современного общества и государства XXI века является воспитания нового поколения россиян, способных осваивать информацию и принимать эффективные решения. Курс на гуманизацию и гуманитаризацию современного образования, становление демократического государства подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность студента, готовит жить его в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учит современным формам общения, делает процесс обучения максимально способствующим раскрытию задатков и развитию способностей, подготавливает к самостоятельному профессиональному служению обществу.
Общественная сущность человека проявляется в его отношениях и связях с другими людьми. Без приобщения человека к обществу не возможен процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.
Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни. Ведущее значение имеют процессы воспитания, образования и, наконец, самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе.
Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Значение этапа социализации в жизни человека трудно переоценить: человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, ориентиры, необходимые ему для полноценной жизни в обществе.
Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.
Именно обществоведческое образование способствует социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Поэтому важной задачей в преподавании общественных дисциплин на всех ступенях обучения является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, цивилизации, патриота родной культуры.
Значение и функция среднего профессионального образовательного учреждения в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью его с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности студента в профессиональной сфере.
Школьное обществоведческое образование сохраняет свою преемственность в системе среднего профессионального образования (студенты 1-2 курса соответствуют возрасту учащихся 10-11 классов), но в условиях профессионального самоопределения студентов колледжа, функции обществоведческого образования усложняются и расширяются:
- в сфере деятельности: расширение и углубление междисциплинарных знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности гражданина, активное участие в созидательной социально-значимой деятельности, личная инициатива и готовность к социальным преобразованиям в колледже, городе, крае, регионе, личная ответственность;
- в сфере общения: прочное усвоение социальных норм, расширение и обогащение содержания и форм общения (в том числе в будущей профессиональной деятельности), приобретение умения использовать различные источники коммуникации, регулирующих взаимодействие людей, развитие коммуникативной составляющей личности;
- в сфере самосознания: дальнейшее формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей профессиональной принадлежности, формирование устойчивой готовности к выполнению профессиональных обязанностей, новый этап формирования самооценки и саморегуляции.
Таким образом, образовательное пространство общественных дисциплин в условиях колледжа является следующей (после школы) ступенью социализации студентов.
Однако, в системе среднего специального педагогического образования в начале XXI в. наблюдается смена приоритетов в целях подготовки специалиста. (Приложение 1). Педагог будущего видится как специалист, которому необходимы не только профессиональные знания и умения, но и такие ценностные ориентиры личности, как педагогическая культура, творческие способности, неординарное мышление, потребность в самообразовании и самореализации, склонность к самопознанию и самооценке. Выделенные ценностные ориентации универсальны и определяются тем, насколько глубоко мировоззренческое понимание окружающего мира (природного и социального). Стране нужны деятельностные, энергичные, творческие учителя, с активной гражданской позицией, инициативой, ответственностью. Такой педагог должен иметь устойчивые гуманистические ценностные ориентации.
В своей педагогической деятельности автор опирается на устойчивую гражданскую позицию: систему ценностей не выдумывают, системой ценностей живут, она - суть опыта человека, плод личностного труда каждого человека. И именно общественные дисциплины помогают приблизить изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям через апелляцию к личному социальному опыту студентов, создание ситуации «проживания» событий и постижение социальных явлений – в этом истоки социализации и формирования гуманистических ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Как вызвать у студентов интерес к изучению предмета? Какие методы и приёмы обеспечат на учебных занятиях диалог, полилог? Как вовлечь студентов в творческую, самостоятельную поисковую работу, как научить учиться не механически, а увлекательно, содержательно, качественно? Какие технологии и формы организации учебного процесса применить? Это самый малый перечень вопросов, который предстояло решить.
Объективно появилась необходимость создать на учебных занятиях по общественным дисциплинам комплекс педагогических условий, способствующих формированию у студентов ценностных ориентации.
Это положение и легло в основу опыта работы.
Процесс реализации педагогической идеи осуществлялся в совокупности интегрированных учебных занятий, технологии проблемного обучения и интерактивных технологий.
Новизна опыта заключается в гибком сочетании традиционных форм и методов обучения на занятиях по общественным дисциплинам с современными образовательными технологиями.
Представленная система работы охватывает период с 2006 по 2011 годы.
Описание опыта работы включает:
- Комплекс педагогических условий, способствующих формированию у студентов ценностных ориентации на учебных занятиях по общественным дисциплинам (Приложение 2).
- Методические разработки апробированных интегрированных учебных занятий по основам философии (Приложение 6,9).
- Творческие (групповые) работы студентов, которые могут быть интересны как педагогам, так и студентам (для подготовки к семинарским занятиям, или в написании курсовых и дипломных работ) (Приложение 11) .
- Презентацию «продуктов» творчества студентов как результата их участия во внеурочной, социально-значимой деятельности по общественным дисциплинам (Приложение 23-24; 28-34).
- Ожидаемые результаты (Приложение 36).
- Ресурсное обеспечение.
- Приложения.
Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве
общественных дисциплин
Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения
своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студентов ценностных ориентации будет успешным в условиях определенным образом организованного обучения
И. Борисенко
Актуальность, целевое назначение и задачи
Процесс социализации является предметом изучения различных наук и систем знаний: философии, социологии, социальной психологии, психологии, педагогик, истории и этнографии. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и даже профессиональное окружение.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный и самодостаточный человек. Именно профессиональное образовательное учреждение создает молодому специалисту фундамент для самореализации. Специфика педагогического профиля обучения обязывает весь педагогический коллектив колледжа работать не только в направлении социализации студентов, но и в подготовке будущих выпускников к реализации профессиональных умений и навыков в ходе учебной, производственной практики и, как результат, готовность к профессиональной педагогической деятельности.
Успешная социализация студентов – одна из ведущих педагогических идей Камчатского педагогического колледжа. Реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для студентов с первого курса обучения условий свободы, творчества, личностного принятия и уважения, совместное взаимодействие.
Таким образом, возрастает роль образовательного учреждения среднего профессионального образования, в условиях которого происходит очередной этап становления личности, наделенной такими духовно-нравственными качествами как чуткость, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, рассудительность, трудолюбие и другие.
Основная идея педагогической деятельности автора заключается в необходимости формировании у будущего специалиста педагогического профиля социально значимых и профессионально-педагогических качеств, соответствующих современным социально-экономическим условиям развития общества. Она вытекает из цели учебно-воспитательного процесса, реализуемой коллективом Камчатского педагогического колледжа. Фундаментом реализации этой идеи является включение студентов 1-2 курсов в особым образом организованное образовательное пространство общественных дисциплин.
Целевое назначение – создание в условиях колледжа образовательного пространства общественных дисциплин, способствующего успешной социализации студентов 1-2 курсов.
Задачи:
- обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию у студентов ценностных ориентации на учебных занятиях по общественным дисциплинам;
- разработать и апробировать учебные занятия с привлечением обширного историко-предметного материала и сочетанием форм и методов традиционного и личностно-ориентированного обучения;
- представить результаты творческой (групповой) деятельности студентов по общественным дисциплинам;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала студентов путем вовлечения их во внеурочную социально-значимую деятельность и презентовать их достижения.
Целевыми группами являются:
- студенты 1-2 курсов КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»;
- преподаватели КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»;
- учащиеся 10-11 классов средних общеобразовательных школ;
- педагоги средних общеобразовательных школ;
- студенты и педагоги образовательных учреждений системы СПО и НПО.
Описание опыта
Сущность работы автора как преподавателя общественных дисциплин заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем их приобщения к историческим, обществоведческим знаниям, привлечения к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.
Важнейшим условием социализации студентов 1-2 курсов в образовательном пространстве общественных дисциплин колледжа является умение педагога системно и продуктивно включить пришедшего из школы девятиклассника в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в среднем профессиональном учебном заведении, а затем, в городе, крае. Это удается только в неразрывном единстве учебной и внеучебной деятельности по общественным дисциплинам.
- Социализация личности студента через преподавание общественных дисциплин
Педагог-профессионал должен уметь
раскрыть в душе воспитанника
палитру ценностей окружающего мира,
подобно художнику, что рисует радугу
Цицерон
«Философия, по утверждению Гегеля, - это эпоха, схваченная в мысли». Философы во все времена заново осмысливали вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, ибо «человек, - как утверждал Эрих Фромм, - единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить, и от которой он не может избавиться».
В век, в который мы живём, продолжают существовать противоречия во всех структурах политики, экономики, культуры, и как следствие – становление личности происходит на таких отрицательных фактах, как:
- сепаратизм под видом суверенитета;
- разгул произвола под видом плюрализма;
- спасение от хаоса и беспорядка в тоталитаризме;
- актуализация феномена фанатизма любого толка (от религиозного, до националистического и спортивного).
Зададимся вопросом: легко ли в таких условиях быть молодым? Молодежь, выступая субъектом современных социальных процессов, характеризуется неопределённостью, размытостью ценностных ориентаций, подвижных до крайности, например:
от изобретательности, к следованию стандарту,
от бунтарства и экстремизма, к социальной пассивности,
от стремления к свободе, и анархии, к иждивенчеству,
от строгой логичности, к конструированию виртуальной реальности,
смешение мужского и женского и другие.
Поиск ответов на вопрос «Что делать?» лежит в основе развития европейской цивилизации, которая основывает свое существование на мышлении: становление личности возможно только через подлинную культуру духа.
Но многие и в наши дни сомневаются в необходимости изучения философии в ссузах и Вузах, ссылаясь на то, что философия - не наука. Да, философия - не наука, но, являясь рациональной сферой духовной культуры человека, философское знание гуманистично, оно помогает преодолевать мировоззренческую узость практического утилитарного знания, технократизм мышления, особенно в век техники и информации. Философия, конечно, не устраняет абсолютно все социальные проблемы, но она помогает человеку осмыслить жизнь, укрепить свой дух, а, следовательно, философское знание актуально.
Как преподаватель, влюблённый в свой предмет, не могу не согласиться с утверждением Ивана Васильевича Киреевского: "Как необходима философия: все развитие нашего ума требует ее. Ею одною живет и дышит наша поэзия; она одна может дать душу и целость нашим младенствующим наукам, и самая жизнь наша, может быть, займет от нее изящество стройности.... Наша философия должна развиться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и частного бытия".
Основы философии относятся к дисциплинам общепрофессиональной подготовки. Поэтому основной целью работы педагога является формирование у студентов ценностных ориентаций, как основы базовой культуры выпускника, выступающих фундаментом формирования профессионально значимых качеств будущего педагога.
Однако комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождением. В трудах по педагогической аксиологии К.Н. Лоташовой, Е.П. Белозерцева, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандров, В.Т. Пряниковой и др., обосновывается факт успешного формирования у студентов ценностных ориентаций в условиях определенным образом организованного обучения. Ведь педагог-профессионал должен уметь раскрыть в душе воспитанника палитру ценностей окружающего мира, подобно художнику, что рисует радугу.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы, которые и легли в основу опыта, сущность которого заключается в создании на учебных занятиях по основам философии педагогических условий:
- усиление ценностного аспекта содержания обучения,
- эмоциональная окраска, наглядность и оснащённость процесса обучения,
- использование современных образовательных технологий, способствующих формированию у студентов ценностных ориентаций (Приложение 2).
Достижению цели способствовали конкретные задачи:
- повысить эффективность процесса обучения посредством привлечения в него обширного историко-предметного материала, и сочетания форм и методов традиционного и личностно-ориентированного обучения;
- совершенствовать диалогическую речь студентов, формировать и умения публичного выступления и взаимодействия в группе;
- создать условия для самообразования студентов;
- обеспечить студентам возможность извлекать нравственные уроки из осмысленных событий.
Современные образовательные технологии имеют обширную классификацию. Однако автор модернизирует процесс обучения посредством сочетания на учебных занятиях по основам философии традиционных формы и методов обучения с современными образовательными технологиями. В своей педагогической практике автор использует интегрированные учебные занятия, технологию проблемного обучения и компьютерные технологии.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности.
Проблемная ситуация является главным средством активизации учебной деятельности студентов, способствующим формированию навыков самостоятельной работы и потребности в самообразовании.
В начале учебного занятия преподаватель создает проблемную ситуацию, которая в словесном выражении составляет содержание учебной проблемы. Затем вовлекаю студентов в самостоятельную работу по анализу, сравнению, обобщению и поиску ответа на проблемный вопрос. На этом этапе необходимо рационально сочетать значительное количество разнообразных заданий (Приложение 3).
Учебные занятия проблемно-развивающего характера всегда динамичны и проходят в атмосфере интеллектуального подъёма, так как самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным принятием решения всегда вызывает личное переживание студента, его эмоциональную активность, совместно со студентами стараемся правильно разрешить все противоречия в ходе урока. Воспитательный потенциал данных учебных занятий стимулирует интерес и мотивацию к обучению.
Дисциплина Основы философии имеет широкий спектр межпредметных связей с литературой, историей и Отечественной историей, МХК, обществознанием, психологией, естественными науками (Приложение 4).
Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разобщенность научного знания по дисциплинам, исключают дублирование, освобождают учебное время для изучения других явлений и обеспечивает многоаспектность, ясность, прочность усвоения изученного материала. Вышеперечисленные достоинства раскрывают простор для формирования у студентов ценностных ориентаций. Поэтому от 30% до 50% часов учебных занятий по основам философии преподаватель проводит интегрированными.
Интегрированные учебные занятия организуются как на понятийно-информационном, так и на бинарном уровнях (Приложение 5).
На понятийно-информационном уровне с педагогами разных учебных дисциплин согласовывается содержание, формулируется тема и цели, но учебное занятие проводится одним предметником, так как этот уровень интегрирования учебных дисциплин, не требует команды (Приложение 6).
На бинарных учебных занятиях необходимо работать в паре с педагогом-предметником. Примером является интегрированное учебное занятие по основам философии и Отечественной истории «Былое и думы», разработанное и проведённое совместно с преподавателем истории Шевляковой Лидией Викторовной (Приложение 7).
Опыт работы показывает, что процесс формирования ценностей зависит от формы интегрирования материала.
Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов определённого курса обучения. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные). За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Например, интегрированное занятие «Философия - служанка богословия» объединяет темы «Философия средневековья» (основы философии) и «Средневековая культура» (МХК). На таких интегрированных занятиях у студентов складывается целостное представление об исследуемом явлении, осуществляется поддержка индивидуальному развитию студента, осуществляется простор для самоактуализации, формируются этические ценности (Приложения 8-10).
Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из разных тем программы дисциплины (или из разных лет обучения). Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, нравственный и эстетический смысл и как лейтмотив проходит через несколько учебных занятий. Например, интегрированное учебное занятие в форме путешествия по теме «О происхождении и сущности человека» обобщает знания студентов по вопросу определения сущности и назначения человека, полученные в процессе изучения раздела «Исторические типы философии».
Для того чтобы создать эмоциональное отношение к изучаемому материалу, в ходе интегрированных занятий использую фрагменты литературных произведений, музыку, произведения живописи, архитектуры, естественнонаучные открытия, психологические факты, ситуации из обыденной практики.
В преподавании основ философии используются разные формы организации интегрированных учебных занятий: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, путешествия повторительно-обобщающие (бинарные). Студенты выполняют творческие тематические задания, выступая в роли соавторов и соведущих (Приложение 11).
Опыт работы показывает, что все интегрированные занятия по основам философии связаны единством цели – изучение философских категорий, направлений, учений посредством воссоздания у студентов целостности представлений об общекультурных, геополитических, социальных и других явлениях в контексте исторической эпохи.
Так происходит столкновение взглядов, достигается дискуссионность обучения, развивается диалогическая речь, способность к оценочным суждениям, формируется мировоззрение студентов.
Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий включает 3 основных этапа: подготовительный, исполнительский и рефлексивный
В ходе подготовительного этапа осуществляется:
а) организация творческой группы с учётом психологической совместимости (это важный фактор успеха работы двух и более педагогов, так как требуется их тактичность, умение слышать партнера, корректность в оценочных суждениях; строгое разграничение компетенций, требуется тщательная координация действий);
б) конструирование урока
в) парная работа для педагогов (если урок бинарный).
В ходе исполнительского этапа учебное занятие проводится в соответствии с технологической картой интегрированного учебного занятия (Приложение 12-13).
Фаза вызова позволяет сформировать интерес к теме урока, посредством работы над эпиграфом, актуализировать имеющиеся знания посредством проблемных вопросов, блиц-опросов, интересных или важных событий. Например, победа в Отечественной войне 1812 года и заграничные походы русской армии повлияли на изменение мировоззрения офицеров русской армии, а восстание декабристов всколыхнуло представителей всех сословий, что привело к развитию общественной мысли в стране и зарождению русской философской мысли (на бинарном учебном занятии по основам философии и Отечественной истории «Былое и думы»).
Фаза осмысления – основная, так как позволяет студентам осмыслить новые знания, соотнесенности их с уже имеющимися посредством организации индивидуальной и групповой работы. Развитию аналитических и оценочных умений способствуют задания на анализ текста, заполнение таблиц, составление сравнительных характеристик, проживание студентами ситуаций и формирование у них ценностных отношений к изучаемым событиям. Важнейшее развивающее значение имеют такие интерактивные приемы как персонификация, эвристическая беседа, игровые приёмы, дискуссии. (Приложение 14).
Формированию навыков самообразования студентов способствуют многочисленные памятки (Приложение 15).
На фазе обобщения студентам формулируются вопросы, способствующие обобщению, систематизации знаний; закрепление осуществляется с помощью работы над эпиграфом, анализа притч, крылатых высказываний, афоризмов. Рефлексия организуется в виде эвристической беседы или работы студентов с организационно-деятельностной картой (Приложение 16).
Важнейшее значение имеет самоанализ проведенного учебного занятия, подведение итогов (Приложение 17):
- как на практике реализовались основные особенности интегрированного занятия;
- как были проанализированы многоплановые объекты, представления посредством различных учебных дисциплин;
- была ли сохранена самостоятельность каждой учебной дисциплины со своими целями, задачами, содержанием;
- каким образом и было ли достигнуто включение у студентов всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно - двигательных) в процессе познания;
- что и каким образом обеспечивало прочность усвоения изученного;
- как проявилась познавательная активность студентов.
Опыт проведения интегрированных занятий распространялся в 2010 году в учебном заведении в ходе Смотра отделений колледжа и на Краевом профессиональном конкурсе «Преподаватель года». (Приложение 18-19).
Сделать обучение динамичным, наглядным, доступным, индивидуальным, контролируемым, самостоятельным помогает и компьютерное сопровождение учебных занятий.
На занятиях по основам философии используются предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью проектора (Приложение 20).
Для развития творческих способностей студентов и активизации их познавательной деятельности предлагаю творческие задания, при выполнении которых они обращаются к программному приложению MS Power Point (экзамен по основам философии в форме защиты реферата с презентацией. Сложный, индивидуальный, творческий поиск студентов, посвящённый мировоззренческим ценностям американского общества, фрейдизму и проблематике бессознательного, философскому осмыслению глобальных проблем современности и т.д. воспринимался аудиторией с ярко выраженным интересом и вызвал множество актуальных вопросов. Защита прошла интересно и эмоционально.
Использование презентаций в качестве демонстрационного материала при защите творческих и исследовательских работ (проекты, рефераты) имеет особую цель: предоставить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность и рациональность решения. Это позволяет развивать у студентов самостоятельность и инициативу, обеспечивает возможность проявить креативность в поиске и подборе фотографий, картинок, музыки для презентации, формировать умение отбирать необходимый материал.
Использование компьютера на занятиях по основам философии имеет следующие преимущества:
- обучение происходит в условиях оптимальных психологических режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности;
- обучение дополняется техническим видом коммуникации, расширяет возможности педагогического взаимодействия;
- осуществляется реконструкция процесса обучения с позиции целостности.
Опыт использования компьютера в учебно-воспитательном процессе распространялся через публикацию: Борисенко И.М. Мультимедийные презентации как инструмент организации самостоятельной познавательной деятельности и развития коммуникативной культуры студентов // Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы. - Петр.- Камч.: Изд-во КГПУ, 2009.
Большое значение в образовательном пространстве общественных дисциплин имеют Интернет-ресурсы, позволяющие организовать виртуальную экскурсию по музеям и историко-культурным заповедникам. Огромную помощь в подготовке учебных занятий по основам философии оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru, который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов.
Таким образом, компьютерное сопровождение, использование современных технологий, позволяют педагогу модернизировать процесс социализации студентов через спроектированные, технологичные интегрированные учебные занятия. А это требует от студентов умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими данными; способствует формированию ценностных ориентации у студентов, развивает студенческую активность, позволяющую формировать навыки социального партнерства, функционировать в качестве полноправных членов общества.
- Потенциал внеучебной деятельности по общественным дисциплинам – важнейшее условие социализации студентов
в условиях колледжа
Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего
Д.И. Менделеев
Дисциплины обществоведческого цикла имеют огромный ценностный потенциал содержания (Приложения 21). Важное место в образовательном пространстве общественных дисциплин отводится организации внеучебной деятельности, которая, как правило, проходит в виде интеллектуальных игр, очных и дистанционных конкурсов, олимпиад, научно - практических конференций. Это интересно и занимательно. Такие интеллектуальные конкурсы позволяют обратить внимание на факты и события социальной жизни, на которые не хватает времени на учебных занятиях. Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию к учебной деятельности.
Вовлечь студентов в целенаправленную социально-значимую деятельность колледжа помогает учебный факультатив «История. Человек. Общество». На факультативных занятиях преподаватель и студенты активно взаимодействуют в традиционных формах: подготовка и проведение классных часов, беседы нравственного содержания, встречи со специалистами, интересными людьми и получают опыт создания сценариев к урокам Отечества, написания исследовательских, творческих работ, проектов (Приложение 22-24).
Опыт создания интегрированных тематических занятий был обобщен и опубликован в КИПКПК - Следуя дорогой гражданственности (методические разработки внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию) // И.М. Борисенко, Л.В. Шевлякова. Петропавловск-Камчатский: Изд-во, 2009.-28с.
В 2011-2012 учебном году - через участие в краевом конкурсе Агентства по молодежной политике Камчатского края «Лучший сценарий для студентов» в номинации «День защитника Отечества» и через публикацию: Борисенко И.М., Хлыстова Е.В. Листая страницы истории (сценарий праздника для студентов) // Сборник сценариев мероприятий для студентов. Выпуск №2. - Петр.-Камч., 2012. (Приложение 25)
Внеучебная деятельность - это стартовая площадка и для реализации творческих, исследовательских и проектных способностей студентов в образовательном пространстве края. К числу интереснейших форм деятельности, в которых студенты приобретают богатейший опыт нравственного взаимодействия необходимо отнести: политико-правовые игры, брейн-ринги, игры-аукционы, круглые столы и конференции. Студенты колледжа отмечены дипломами 1 и 2 степени, награждены премиями и призами (Приложение 26-27).
Участвуя в массовых мероприятиях и акциях, студенты колледжа приобретают опыт проектирования и моделирования социальных процессов. Студентами колледжа, неравнодушными к окружающим событиям и явлениям города, края и молодежной среды, в целом, разработаны проекты: Будущие педагоги – детям Камчатки, акция «Посылка школе», проекты сайта «Азбука молодой семьи» и интернет - журнала «Здоровье как стиль жизни» (Приложения 28-30).
Настоящим открытием для педагога и студентов явилось участие и победа в 2011-2012 учебном году в интеллектуальном турнире «СНГ». Представляя команду Армении, а затем РФ, студенты «проживали» ситуацию поликультурного пространства, моделируя возможное развитие политических, культурных и социально-экономических процессов на пространстве СНГ в будущем (Приложения 31-34).
Таким образом, и во внеурочной деятельности в образовательном пространстве общественных дисциплин последовательно создаются условия, позволяющие студентам 1-2 курсов приобрести устойчивые нравственные убеждения, ценностные ориентации, которые они впоследствии (на старших курсах) реализуют в педагогической практике, а в итоге - и в профессиональной деятельности (Приложение 35), о чем свидетельствует диагностика (Приложение 36).
Результаты работы
- На практике апробированы рекомендации по проведению интегрированных учебных занятий по основам философии.
- Разработаны интегрированные учебные занятия по основам философии с использованием технологии проблемного обучения и компьютерных технологий.
- Создана картотека мультимедийных презентаций к учебным занятиям и внеурочным мероприятиям.
- Вырос показатель качества знаний у студентов по итогам изучения дисциплины.
- Проведена диагностика сформированности ценностных ориентаций у студентов колледжа.
Диагностика сформированности ценностных ориентаций у студентов колледжа осуществлялась по методике С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», которая позволяет выявить следующие ценности:
1) приятное время провождение, отдых;
2) высокое материальное благосостояние;
3) поиск и наслаждение прекрасным;
4) помощь и милосердие к другим людям;
5) любовь;
6) признание и уважение другими;
7) познание нового в мире, природе, человеке;
8) социальная активность для достижения позитивных изменений
в обществе.
Диагностика проводилась в период 2007-2011 годов психологом колледжа; опрошено 100 респондентов (Приложение 36).
Диаграмма показывает, что ведущими ценностными ориентациями или ценностным ядром являются: 1) «признание и уважение людей»; 2) «приятное время провождение, удовольствие, отдых»; 3) «наслаждение прекрасным»; 4) «любовь» и 5) «высокое материальное благосостояние».
Самыми незначимыми ценностями у студентов в 2007-2008 учебном году оказались: 1) «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе»; 3) «познание нового в мире». Такая низкая ценность «познания нового в мире» характерна для респондентов данной возрастной группы и может объясняться высокой степенью вовлеченности молодежи в виртуальное информационное пространство, которое обеспечивает Интернет.
Положительная динамика за четыре года наблюдается по следующим показателям: 1)«приятное время провождение, удовольствие, отдых» - 7%; 2)«наслаждение прекрасным» - 4%; 3) «любовь» - 3% и 4) «помощь и милосердие» - 3%; 5) «общение» - 6%; 6) «социальная активность» - 4%; 7) «познание нового в мире - 2%».
Ресурсное обеспечение
- Нормативная правовая литература:
- Конституция РФ.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Концепция духовно-нравственного воспитания.
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I) и Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р).
- Материалы по реализации приоритетного национального проекта «Образование».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
- Программа Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной приказом Рособразования от 25.01.2006 № 20.
- Закон Российской Федерации «О воинских (памятных) днях России»;
- Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (от14 января 1993 г. № 4292-1).
- Нормативно-правовая литература Камчатского края.
- Методические рекомендации по организации и проведению интегрированных учебных занятий.
- Методические рекомендации по организации и проведению воспитательных мероприятий.
- Программы учебных дисциплин, факультатива.
- Учебная, психолого-педагогическая, методическая, краеведческая литература.
- Средства музейной педагогики.
- Картотека сценарных разработок, презентаций, проектов на электронных носителях.
- Интернет-ресурсы (библиотеки, энциклопедии и т.д.).
- Фонды библиотеки.
- Актовый зал с мультимедиа-обеспечением.
- Конференц-зал с мультимедиа-обеспечением.
Литература
- Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1998.
- Андрианова А.А. Использование информационных технологий в обучении биологии и экологическом воспитании учащихся. – М.: Академия, 2007.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.
- Вахрушева И.В. Роль социальных проектов во внеклассном воспитании школьников Текст. / Ирина Вахрушева // Внешкольник. 2004. — № 6.
- Верзунова Л.В. Проектное обучение как средство творческой самореализации // Специалист. - 2006.- №9.- с.33
- Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
- Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. – Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.
- Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе обучения. – Москва, 2007.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М., 1885.
- Информатика. / Под ред. Н.В.Макаровой. – М.: «ВЛАДОС», 1997.
- Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2008.- № 9.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
- Львова О.В. Системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - № 1(3), 2006.
- Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. - Л., 1973.
- Малякова Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося // Классный руководитель. - 2005. - № 5.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1992.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.
- Махненко С.Г., Овчинников Е.О. Педагогические технологии: Программа и рекомендации по курсу. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 1998. - № 4.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2001.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под ред. В.С. Кукушина.- Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.
- Терехова Э. А. Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. Использование информационных технологий на уроках естественного цикла. – М.: Академия, 2006.
- Трофимова Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащегося в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект): монография. - Воронеж: ВГПУ, 2008.
- Черемхина И.П., Лапрун И.Л., Львова О.В. и др. Hello, компьютер / Компьютер в школе. - № 2 (6), 1999.
Перечень приложений
Приложение 1. Педагог будущего: ценностные характеристики
Приложение 2. Педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций у студентов
Приложение 3. Фрагмент учебного занятия по теме «Русская философия»: этап создания проблемной ситуации
Приложение 4. Междисциплинарные связи дисциплины Основы философии
Приложение 5. Уровни интеграции
Приложение 6. Примеры интегрированных учебных занятий
Приложение 7. Пример бинарного учебного занятия («Былое и думы»)
Приложение 8. Вертикальная и горизонтальная интеграция
Приложение 9. Методическая разработка учебного занятия «Философия – служанка богословия»
Приложение 10. Презентация к учебному занятию «Философия – служанка богословия»
Приложение 11. Формы организации интегрированных учебных занятий и творческие работы студентов
Приложение 12. Технологическая карта интегрированного учебного занятия
Приложение13. Поэтапное содержание деятельности по технологической
карте интегрированного учебного занятия
Приложение 14. Методы и приемы, используемы е в ходе интегрированных
учебных занятий
Приложение 15. Памятки в помощь студентам
Приложение 16. Рефлексия для студентов
Приложение 17. Рефлексия для педагога
Приложение 18-19. Итоги обобщения и распространения опыта разработки интегрированных учебных занятий
Приложение 20. Виртуальные коллекции
Приложение 21. Ценностный потенциал общественных дисциплин
Приложение 22. Перечень бесед, классных часов и конференций в
образовательном пространстве общественных дисциплин
Приложение 23-24. Примеры буклетов духовно-нравственного содержания
Приложение 25. Итоги распространения опыта написания сценариев
Приложение 26-27. Участие студентов во внеурочных мероприятиях
Приложение 28. Студенческий проект «Посылка к школе». Листовка акции
Приложение 29. Студенческий проект веб-сайта «Азбука молодой семьи»
Приложение 30. Проект веб-журнала «Здоровье – стиль жизни»
Приложение 31-33. Студенческие доклады на Краевом интеллектуальном проекте «СНГ» (Команда РФ)
Приложение 34. Студенческий социологический опрос «Отношение
российской молодежи к религии»
Приложение 35. Наши выпускники
Приложение 36. Результаты диагностики ценностных ориентаций у
студентов (методика С.С. Бубновой)
Предварительный просмотр:
Приложение 21
Ценностный аспект содержания общественных дисциплин
№ | Учебная дисциплина | Ценности |
1 2 | Культурология История мировых цивилизаций | человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. |
3 | Методика преподавания истории в начальных классах | представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края; любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины. |
4 | Экономика с методикой преподавания в начальных классах | начальные представления об экономических явлениях, о достатке, уважении к труду, о пользе, рациональном выборе и социальной справедливости. |
5 | Граждановедение с методикой преподавания | элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. |
6 | Сравнительная история мировых религий | представления о вере, духовности, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоз-зрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога. |
7 8 9 10 | Краеведение с методикой преподавания Основы этнографии Методика краеведческой деятельности Полевая краеведческая практика | уважительное отношение к куль-туре местного населения; ценностное отношение к истории своего края; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. |
11 | Музееведение | развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края; развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей учащихся; воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом; воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений; сохранение исторического наследия и исторической памяти; развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края; пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками; организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий; укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами. |
12 | История | воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек; ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. |
13 | Обществознание | ценности: правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
В результате освоения содержания общественных дисциплин к индивидуальным достижениям студентов относятся:
- ценностные ориентации, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Предварительный просмотр:
Приложение 22
Перечень классных часов, бесед и конференций духовно-нравственной тематики
Классные часы духовно-нравственной тематики
Годы | Название цикла | ||||
Ценности | Семья | Гражданственность | Патриотизм | Мой край | |
2005-2006 | Образцы нравствен-ности в культуре Отечества (1-2 курс) | Род и семья – основа нравственных отно-шений (1-4 курс) | «Необязательный человек» или прав без обязанностей не бывает (1-2 курс) | Памяти предков будем достойны! (1-4 курс) | Камчатка – наш родной край (1-4 курс) |
2006-2007 | Понятие о доброде-тели в разные исто-рические эпохи (1- 3курс) | Семья вся вместе – душа на месте (за-поведи счастливой семьи (4 курс) | Ожившие строки Консти-туции (правовое государ-ство и гражданское общес-тво в России) (3-4 курс) | Защита Отечества – дело настоящих мужчин! (1-4 курс) | Героические стра-ницы Камчатского края (1-4 курсы) |
2007-2008 | От подвига духовно-го к подвигу граж-данскому (1-4 курс) | Семья в моей жизни (решето или кузница счастья?) (1-4 курс) | Твоя национальность (Шкала толерантности) (1-4 курс) | У войны неженское лицо (о материнстве и детстве) (1-4 курс) | Камчатка в годы гражданской войны (1-4 курсы) |
2008-2009 | Православие – духов-ный источник цело-стности русской культуры (3-4 курс) | Роль семьи в преем-ственности поколе-ний в человеческом обществе (1-4 курс) | Гражданство, гражданст-венность и гражданин (15-летию Конституции РФ посвящается…) (1- 3курс) | Помним! Гордимся! Чтим! (от интерна-ционалистов к миро-творцам) (1-4 курс) | Улицы города рас-сказывают… (музей под открытым не-бом) (1-4 курсы) |
2009-2010 | Православные праз-дники (1-4 курсы) | Правовые основы брака и семьи (3-4 курс) | Смелые и трусливые мыс-ли (поговорим о чести и достоинстве) (2-4 курсы) | От армии русской к армии российской (1-4 курс) | 155-летие Петро-павловской оборо-ны (1-4 курсы) |
2010-2011 | Подросток и юриди-ческая ответствен-ность (1-2 курс) | Родительский дом: кирпичики семейного счастья (1-4 курс) | Они не смогли пройти мимо… (примеры граждан-ского мужества россиян) (1-4 курсы) | Листая страницы ис-тории… (по стра-ницам военного по-двига) (1-4 курсы) | Любимому городу посвящается (трудо-вой подвиг земля-ков) (1-4 курсы) |
Беседы духовно-нравственной тематики
Годы | Курс | Темы | Результат |
2005-2006 | 1-2 курс | Золотое правило нравственности | Выпуск буклета |
3-4 курс | Беседы о заповедях Ветхого Завета | Выпуск буклета | |
2006-2007 | 1-4 курс | Добродетель и порок в обыденной жизни человека | Выпуск буклета |
1-4 курс | Тоталитарные секты – угроза XXI века | Выпуск буклета | |
2007-2008 | 1-4 курс | Толерантность: терпение или терпимость? | Оформление стенда |
1-4 курс | Здоровье как стиль жизни | Создание ролика | |
2008-2009 | 1-4 курс | Когда я буду создавать семью, я буду помнить, что… | Выпуск буклета |
1-2 курс | Кто такой культурный человек? | Создание ролика | |
2009-2010 | 1-2 курс | Мой выбор вне времени: мораль, религия, искусство, наука | Оформление стенда |
1-4 курс | Может ли каждый человек совершить подвиг? | Создание ролика | |
2010-2011 | 1-4 курс | Современный учитель, какой он? | Создание ролика |
3-4 курс | Великодушие и справедливость: общее и особенное | Оформление стенда | |
1-3 курс | Мы – дети Галактики (Викторина «Устами студента…») | Создание ролика | |
2011-2012 | 3-4 курс | Выборы в России и на Камчатке | Создание ролика |
1-2 курс | Роль личности в российской истории | Конкурс рефератов |
Конференции духовно-нравственной тематики
- Конференция по краеведению (среди студентов средних профессиональных учебных заведений; Камчатское областное музыкальное училище; март, 2007)
Темы докладов:
- Жизнь и быт коренного населения Камчатки (Евсикова Светлана, гр. Ш-31);
- Современное положение и проблемы коренного населения Камчатки (Малофеева Дарья, гр. Ш-31).
- Творческие инициативы студентов (среди студентов средних профессиональных учебных заведений; Камчатский политехнический техникум; март, 2008)
Темы докладов:
- Роль личности в истории – Николай I – самодержец Российский (Волков Андрей, гр. И-31)
- Роль личности в истории – П.А. Столыпин – великий реформатор (Герасименко Константин, гр. Ф-31)
- Инновационные подходы к осмыслению ценностных ориентаций современной молодежи в Камчатском крае (среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений; КамГУ имени Витуса Беринга, апрель, 2009)
Тема доклада:
- Ценностные ориентации и социальная адаптация современной молодежи (Волков Андрей, гр. И-41)
- Актуальные проблемы современной молодежи (среди студентов средних профессиональных учебных заведений; Камчатский политехнический техникум; март, 2011)
Темы докладов:
- Ценностные приоритеты современной молодежи: диагностика и тенденции изменения (Дранишникова Елена,
гр. Ш-21)
- Решение проблемы педагогического просвещения молодой камчатской семьи (Жбанкова Таисия, гр. Д-21)
- Пути решения аграрного вопроса в России и мире (среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений; КамГУ имени Витуса Беринга; апрель, 2011)
Тема доклада:
- Проблема становления гражданского самосознания русского крестьянства в условиях отмены крепостного права (Тетеревкова Ирина, гр. Ш-11)
- П.А. Столыпин: реформы во имя России (среди студентов средних профессиональных учебных заведений; Камчатский педагогический колледж; март, 2012)
Тема доклада:
- П.А. Столыпин и решение миграционного вопроса в России (Дьяченко Виталий, гр. Ф-21)
- Судьбы российской государственности на переломных этапах истории (среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений; КамГУ имени Витуса Беринга; апрель, 2012)
Тема доклада:
- П.А. Столыпин: великий реформатор Российской империи (Дьяченко Виталий, гр. Ф-21; Тетеревкова Ирина,
гр. Ш-21)
Перечень роликов, созданных студентами
по проблемам духовно-нравственной тематики
Годы | Курс | Темы | Группы |
2007-2008 | 1-4 курс | Здоровье как стиль жизни | Ф-21 |
2008-2009 | 1-2 курс | Кто такой культурный человек? | Ш-21 |
2009-2010 | 1-4 курс | Может ли каждый человек совершить подвиг? | Ш-31 |
2010-2011 | 1-4 курс | Современный учитель, какой он? | Ш-31 |
1-3 курс | Мы – дети Галактики (Викторина «Устами студента…») | Ф-31 | |
2011-2012 | 3-4 курс | Выборы в России и на Камчатке | Ш-41 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- это процесс и результат усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта посредством поступков
Легко ли быть молодым?
«Нам нужны действительно живые формы работы по формированию системы ценностей у молодёжи , того нравственного фундамента, на котором, собственно, и строится всё здание закона, политической культуры и госуправления и из которого вырастает общество сознательных и ответственных граждан…» Путин В.В., Президент России
Профессиональные знания и умения Педагогическая культура Творческие способности Неординарные подходы Потребность в самообразовании и самореализации Склонность к самопознанию и самооценке Педагог будущего
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Механизм социализации
История Отечественная история Психология Обществознание Естественные науки МХК Литература Основы философии Межпредметные связи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы и приёмы обучения, используемые в ходе интегрированных занятий учебная дискуссия анализ конкретных ситуаций анализ различных источников презентация доклада, сообщения выполнение индивидуальных заданий поисковая групповая работа
http://fcior.edu.ru Виртуальные коллекции
Механизм социализации
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-значимая деятельность Круглый стол в КамГУ «Столыпин - реформатор» На конференции Политико-правовая игра «Выборы: время выбрало нас!» Конкурс творческих работ, посвященных 150-летию П.А. Столыпина
Социальное творчество Интеллектуальный турнир «СНГ» Команд России Проектирование и моделирование
Результаты диагностики ценностных ориентаций студентов 2-4 курсов (методика С.С. Бубновой) 2007-2011 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи посредством государственной молодёжной политики
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом...
предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии
Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Статья посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов СПО, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт организации внеаудиторной самостоятель...
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....
Традиционные и инновационные методы в преподавании социально-экономических дисциплин из опыта работы
Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели.Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения.М...