Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
статья

Уварова Елена Викторовна

В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ Word7.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Хочу поделиться опытом работы в начальных классах. По ФГОС НОО ученику начальных классов надо не только освоить программный материал, но и научиться учиться, то есть перед учителем стоит задача сформировать у школьников комплекс универсальных учебных действий (УУД). Основной целью обучения становится формирование системы научных понятий, учебная самостоятельность и инициативность младшего школьника. УУД – умение обучающегося решать задачи не только школьные (универсальные межпредметные), но и обычные жизненные, например, общаться, планировать свою деятельность, представлять результат этой деятельности, вести диалог, правильно построить монологическую речь. Новая роль учителя – тьютор, организатор развития ученика. Прежде всего я стараюсь обеспечить системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания; провести урок развивающего типа,  сделать процесс изучения интересным для детей и эффективным. Определяю, какие УУД формируются на каждом этапе урока. В этом мне помогает таблица:

Аспектный анализ урока с позиции формирования УУД

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы

организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Деятельность учащихся на уроке

Объявление темы урока

Познавательные коммуникативные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

Формулируют сами уч-ся с помощью учителя

Определение  целей и задач

Регулятивные (целеполагания), коммуникативные

Диалог, технология проблемного обучения. Учитель создаёт проблемную ситуацию

Определяют границы знания и незнания и формулируют уч-ся.

Планирование, проектирование результатов урока

Регулятивные планирования (проектирования)

ЦОР, карта урока, интерактивные плакаты, презентация. Учитель помогает, советует

Проектирование учащимися способов достижения намеченных целей.

Отбор содержания учебного материала

Познавательные, личностные

Предоставление разных источников информации

Использование предоставленных учителем источников информации, в том числе и субъектного опыта ученика

Практическая деятельность учащихся

Все виды УУД (алгоритм работы в парах, группах)

Проектная деятельность.

Свободный урок, уроки взаимообучения;

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются коллективные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности)

Осуществление контроля

Коммуникативные, регулятивные (контроль и самоконтроль)

работа по памяткам, инструкциям (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учащиеся осуществляют контроль

Коммуникативные, регулятивные (коррекция)

Взаимопомощь, работа по памяткам. Учитель помогает, консультирует, советует.

Учащиеся формулируют затруднения, проблемы, осуществляют коррекцию самостоятельно

Коррекция

Оценочная деятельность

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Критериальное оценивание (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам,  по определённым ранее нормам и критериям.

Итог урока

Регулятивные (саморегуляция), коммуникативные

Приёмы «ладошка» , смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация

Рефлексия

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные

Используются разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания, тематические проекты.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидульных возможностей.

Приведу пример организации работы по учебному пособию А.Е. Казеичевой «Метапредметный портфель ученика 4 класса», который можно использовать с любым курсом английского языка:

Формируемые УУД

Задания

Регулятивные

Работа с инструкцией, выполнение действия по плану

Познавательные

Создание рисунка «Что я вижу за окном»

Регулятивные

Планирование зарисовки «Что я вижу за окном»,

Выполнение заданий по плану и самопроверка, планирование необычной истории

Познавательные и личностные

Выполнение творческого задания на обобщение темы «Погода».

Изображение плана дома своей мечты,

Составление календаря праздников,

Составление необычной истории,

 Составление пазла

Коммуникативные, познавательные, личностные

Общение с другом по переписке посредством писем и открыток

Познавательные и коммуникативные

Работа с текстом

Познавательные

Анализ письма, сравнение погоды в Британии и России, соотнесение разных занятий с погодой в разные дни, ранжирование предметов по количеству, классификация слов по группам,

 Сравнение двух текстов,

Выполнение задания на сравнение, выделение абзацев и подбор к ним заголовков,

Анализ и синтез данных, установление причинно- следственных связей

Регулятивные

Работа с инструкцией, выполнение действий по плану

Регулятивные

Планирование дома/квартиры своей мечты,

Выполнение заданий по плану, самопроверка, планирование пазла

Наблюдая низкий уровень развития познавательного интереса современных учеников, считаю важным создавать проблемные ситуации: ситуация «выбор», ситуация «неопределённость», ситуация «конфликт», ситуация «неожиданность», ситуация «предположение», ситуация «опровержение», ситуация «несоответствие». При этом соблюдается последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности уч-ся: проблемная ситуация – проблема – поиск способов решения – решение проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по английскому языку на тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» “Online translator as method of work with text in English language”

Проектная работапо английскому языкуна тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»“Online translator as method of work with text in English languag...

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)...

Технология деловой игры: подготовка сценария (опыта работы преподавателя английского языка)

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активн...

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

Из опыта работы учителя изобразительного искусства «Формирование у учащихся навыка работы с красками и кистью»

В статье говориться о том, что большинство учащихся не любят рисовать красками и каким образом необходимо убрать страхи у детей перед красками и привить любовь к данному процессу....

Доклад на тему: «Формирование у обучающихся умений и навыков на уроках производственного обучения»

Понятия умений и навыков. Формирование умений и навыков в процессе профессионального обучения....